[<10>] ====== Толкования на 2 Сол. 3:1 ====== ===== Свт. Максим Туринский ===== **Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас** Действуя этими жерновами, то есть Новым и Ветхим Заветами, святая Церковь в неусыпной заботе занимается тем, чтобы, просеяв грубость грехов, из тайных размышлений лучшую часть тонкого помола сердца предложить и произвести из сокровенного духовную пищу, омытую небесными заповедями. О каковой пище апостол Павел утверждает: //Я питал вас молоком, а не твердою пищею// [[new:1kor:03:02|(1 Кор 3:2)]], - и снова: //Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены// [[new:evr:05:14|(Евр. 5:14)]], и прочее. Также очищая дух наш от всего человеческого, душа как будто старается принести Богу тончайшую муку. Также и святой Давид утверждает: //Жертва Богу - дух сокрушенный// [[old:ps:050:19|(Пс. 50:19)]]. Благая же весть с такой быстротой возглашается, чтобы только лишь мудрые понимали ход ее, о чем блаженный Павел, понимая, говорит:** чтобы слово Господне распространялось и прославлялось** [[new:2sol:03:01|(2 Сол. 3:1)]] среди нас. Глазам же неразумных кажется, что благая весть неподвижна, так как они не видят. Они полагают, что она стоит [без движения], говорю я, когда заповедями Его пренебрегают, когда не верят, что исполнится то, что написано. **//Проповеди.//** ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас** Как вам полезно, чтобы мы стремились умолить милосердного Бога о вашем спасении, так же надлежит и вам возносить ко Господу молитвы о нас. Да не сочтем неуместным то, что, как мы знаем, делал апостол: ведь он так сильно желал молитвами снискать Божию милость, что упрашивал весь народ, говоря: **молитесь за нас** [[new:2sol:03:01|(2 Сол. 3:1)]]. И поэтому мы должны сказать нечто, что и нас ободрит, и вам будет в назидание. Как мы должны с великим страхом и тщанием помышлять о том, каким образом безупречно исправить епископскую должность, так и вам следует наблюдать, чтобы все, что вам приказано, вы исполняли со смиренным послушанием. Будем же все молиться, возлюбленнейшие, чтобы мое епископство было полезно и мне, и вам. **//Проповеди.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Прочее, молитеся о нас, братие, да слово Господне течет и славится, якоже и в вас, и да избавимся от злых и лукавых человек; не всех бо есть вера ** Просит молиться о себе. «Равного просит как бы воздаяния» (Дамаскин). «Прежде он молился об них, чтоб им утвердиться в вере. Теперь обращается к ним с просьбою, прося их, чтоб они помолились об нем» (Златоуст). «Вместе с тем он ободряет их и воодушевляет, считая их довольными к тому, чтоб молиться об учителе» (Экумений), или представляя в них столько дерзновения пред Богом, что молитва их может споспешествовать успеху проповеди самого учителя их (Феофилакт). Просит молиться о себе, но не о чем-либо временном, а об успехе слова, проповедать которое считал он задачею своей жизни, делом, дороже самой жизни. Любовь к Евангелию и ревность о распространении его простиралась у Апостола До самозабвения. Для этого сначала самого он предал себя на смерть, и так имел себя, как бы был насмертник [[new:1kor:04:09|(1 Кор. 4:9)]]. Нечего было потому заботиться о чем-либо, нужном для жизни, или о самой жизни, только бы успех слову был. «Ничего не просит собственно себе, но все Божиего» (Феофилакт), просит «не о том, чтоб не подвергаться опасностям, ибо на это он обрек себя, //на сие лежит//, как сказано в первом послании [[new:1sol:03:03|(1 Сол. 3:3)]], но **да слово Божие течет**» (Златоуст), «да течет проповедь Евангелия и всеми с верою приемлется » ( Экумений). **Слово Господне** — слово Божие [[new:1sol:02:13|(1 Сол. 2:13)]], то, которое Сам Господь преподал Апостолам, заповедав им научать ему вся языки, то же, что Евангелие: вы под гневом Божиим за праотеческое преступление и свои собственные грехи, - се благовествуем вам радость: Сын Божий за нас умер и отвратил за нас гнев Божий. Уверуйте, и будете приняты в милость Божию и благодать Его на благоугождение Ему. **Течет**, беспрепятственно и быстро распространяется, не встречая преград, не будучи ничем стесняемо и останавливаемо [[new:2tim:02:09|(2 Тим. 2:9)]]. Как течет какая величавая река, широко разливаясь, так да течет чрез уста Апостолов Евангельская проповедь и напояет всю землю. **Славится**, да оказывает свои славные, благодетельные действия на умы, и сердца, и нравы, и чтится за то, как нечто великое, дивное, Божественное, сначала вами, а потом чрез вас и всеми. Слава не земная сопутствовала слову Божию всюду, //Господу поспешествующу, и слово утверждающу последствующими знаменми// [[new:mk:16:20|(Мк. 16:20)]]. Но это внешняя слава. Славнее было, когда уверовавшие слову принимали благодать и обновлялись. Как в этом — цель слова, а путь к сему — вера, то, прося молитв о славе слова, Апостол просит молиться, чтоб сердца всех отверзались на приятие слова //верою// и привлекали чрез то дивные благодатные осенения. В этом, собственно, слава слова, не так блестящая, но многодейственная. Сподобившиеся сего и сами дивились, говоря: вот что сделало во мне слово! И другие говорили, дивясь: смотри, какими их сделало слово! **Якоже и в вас**, - «так же, говорит, как у вас оно текло и уверовано» (Экумений); «чтоб и все так же покорились ему, как вы» (Феофилакт). Свидетельство самого святого Павла, что между солунянами проповедь его скоро распространилась, многих привлекла и славные оказала действия, так что его славили и сами солуняне, и сторонние, видевшие их веру. Тут похвала солунянам (Златоуст) за скорое их обращение и привязанность к вере. Великая похвала! Вспомнив, как у них скоро и легко водворилась вера и как, напротив, много встречает она пререкателей в Коринфе, с отрадою останавливается на первом, желая избавления от этих последних. Он говорит как бы: вы лучше коринфян; дал бы Бог, чтоб коринфяне и окрестные, и все повсюду были таковы же, как вы. Всякий может видеть, как эта похвала уместна здесь по цели Апостола расположить неисправных к исправности. Видна мысль: столько вы славны; не допускайте же, чтоб среди вас были неисправные, бесславящие все общество своим бесчинным поведением. **И да избавимся от злых и лукавых человек**. «По видимому здесь (в связи с 1 стихом) два прошения; но составляют они одно; потому что, когда побеждены будут лукавые, тогда и слово проповеди потечет невозбранно» (Феодорит). Чтоб слово Божие расширялось в Коринфе и окрест, Апостол желает избавиться вообще от врагов слова сего, мешающих его успехам. Он называет их **злыми** и **лукавыми**. Злые с греческого **ατοπων**, что значит неуместный и в отношении к людям не умеющий действовать сообразно с обстоятельствами времени, места и лиц, нелепый, бестолковый. Здесь оно может иметь значение: упорный крикун, который, не внимая никаким резонам, только поперечит, иногда крича без умолку и тем производя смятения и не давая другим вслушиваться в силу слова. Лукавые **πονηρων**, что предполагает хитрость, злонамеренность. Это, может быть, такие, которые меньше говорили, а больше действовали, строя ковы и на всех путях полагая препоны апостольскому действованию. Святой Златоуст разумеет здесь поперечителей и противодействователей: «Апостол говорит здесь о тех, которые опровергали его проповедь, восставали и враждовали против догматов веры, о людях, которые противоречили и противодействовали (его проповеди), как Именей и Александр ковач. //Зело бо//, говорит, //противятся словам нашим//» [[new:2tim:04:15|(2 Тим. 4:15)]]. Иные хотели поточнее определить отношение сих лиц к вере, опираясь на следующие за сим слова: **не всех бо есть вера**. Но как вера может иметь не одно значение, то и они разошлись во мнениях. **Не всех вера**, можно так понимать: не всех вера христианская; это будет указывать на тех, которые совсем не веруют. Или: не всех вера правая. Это будет указывать на тех, которые хоть и приняли христианское учение, но не право его содержат, искажая своими мудрованиями. Или: не всех есть вера настоящая. Это будет указывать на тех, которые, хоть и право веруют, но не живут по вере, вера их слаба, не имеет столько напряжения, чтобы и нравы их устроять по своему духу. Отсюда видно, что под лицами, о коих говорит святой Павел, можно разуметь или неверов, или зловеров и лжеверов, или носящих только имя верующих (может быть, индифферентов). Первого рода людьми можно считать иудеев-фанатиков, кои, всюду восставая против Евангелия сами, нередко подбивали к тому же и язычников. Второго рода людьми можно считать иудействующих, кои, принимая Евангелие, не хотели отстать и от ветхозаветного закона, или таких, кои, принимая проповедь апостольскую, не соглашались на главный ее догмат о Божестве Иисуса Христа, Сына Божия воплотившегося, какими были евионеи, - или таких, кои покушались Примешивать свои предыдущие заблуждения к христианским истинам, как Симон волхв. Эти два рода злых и лукавых человеков уже обнаружились к тому времени, когда писано послание. Могли они быть или показаться и в Коринфе, и святой Павел мог их разуметь. Но точно ли их разумел, утверждать нельзя, не имея никакого, даже малого указания. Потому безопаснее держаться мысли святого Златоуста и других древних наших толковников, что здесь разумеет Апостол вообще противоречителей и противодействователей, каких встретил он уже в Солуни и какие явно восставали против него и в Коринфе [[new:act:18:12|(Деян. 18:12 и далее)]]. Лиц третьего рода неуместно здесь разуметь, потому что от них легко было избавиться или словом увещания, или строгостию суда, как сделано было потом в Коринфе с кровосмесником и как здесь же угрожает Апостол поступить, если //ничего не делающие, но лукавно обходящие// не послушают его повеления [[new:2sol:03:11|(стих 11)]]. **Не всех бо есть вера**. Не та мысль, что вера не ко всем идет, не для всех назначена, как бы Бог не хотел, чтоб все веровали, определив иных к неверию и пагубе. Ибо Господь есть Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир [[new:in:01:09|(Ин. 1:9)]]; почему, посылая на проповедь Апостолов, заповедал им просвещать верою вся языки [[new:mf:28:19|(Мф. 28:19)]]. Апостол хотел сказать просто, что не все веруют. Не все веруют потому, что не все хотят веровать. А почему кто чего хочет или не хочет, это не всегда можно понять и истолковать; ибо глубоко сердце человека. Но в отношении к вере Христовой безошибочно можно полагать: не хотят веровать, потому что никакой не имеют заботы о спасении души. Не имеют заботы о спасении и слова о сем спасении слушать не хотят. Другие у них интересы, другой строй ума и нрава: им и неприятно слушать слово, идущее наперекор сему строю и требующее перемены их. А что они так настроились, причина тому, конечно, в предшествующей жизни и в настоящих обстоятельствах. Но все же сам себя всегда образует человек и имеет всегда силу вести свои дела, как ему рассудится. Как ни повреждается он, вследствие общего падения своими личными худыми делами, всегда остается в нем здравая сторона, — чтоб преклониться пред очевидностию истины. Очевидность же Божественности Евангельской истины всюду была представляема Апостолами до непререкаемой осязательности. И неверы безответны. Конечно, много непостижимого в том, что, когда проповедь одна и та же, лица проповедующие одни и те же, и небесные свидетельства, сопровождающие то, одни и те же, - одни из массы внимающих сему веруют, другие не веруют, третьи даже враждуют и противодействуют. Но тут нет ничего фатального и безусловно предопределенного, а всему вина человеческое произволение. В слове Божием хоть и встречаем мы выражения, будто есть иные, отряженные на пагубу и неверие, которые так и именуются погибающими, а другие есть отряженные на веру и спасение, как учиненные в жизнь вечную [[new:act:13:48|(Деян. 13:48)]], которые и именуются спасаемыми, но в том же слове Божием объясняется также, что это бывает по прозрению Божию [[new:1pet:01:02|(1 Пет. 1:2)]] и по предуведению [[new:rim:08:28|(Рим. 8:28)]]. Предвидит Бог, куда человек склонится, так и полагает тому быть. И это делает не безучастно, но все устрояет к тому, чтобы человек избрал добрый путь; и когда уже ничто не помогает, оставляет его в руки произволения его. Это все от века ведомо Богу и решено; а решено оттого, что один возлюбил пагубу, а другой спасение. Дал Бог человеку свободу и не нарушает прав ее. У нас есть какая-то склонность многое относить к фатальным определениям и многое тем разрешать для себя. На деле же все строится свободным произволением человека и самыми строгими законами правды и благости Божественной. Так и в настоящем случае, при словах: **не всех вера**, можно говорить: не все гожи к вере, или не все способны и достойны того, подобно тому, как из воинов не все допускаются служить при царских дворцах, а только способные и надежные, как говорят вслед за святым Златоустом Экумений и Феофилакт. Но настоящая истина одна: не их вера оттого, что не хотели веровать. Это выражают сказанные толковники во многих других местах; в настоящем же сказывает блаженный Феодорит: «Призвать — дело Божие, а наше — повиноваться. Так и Господь в священном Евангелии сказал: //аще кто жаждет, да приидет ко Мне и да пиет// [[new:in:07:37|(Ин. 7:37)]]; и: //аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой и последует Ми// [[new:lk:09:23|(Лк. 9:23)]]; потому что не принуждает по необходимости, но взыскует доброй воли». //**Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас** Вспоминайте же о нас в молитве вашей, братья, **дабы слово Божие распространялось** в приемлющих его **и прославлялось** посредством дел слушателей его во всех местах, **как и у вас**. //**Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам.**// ===== Блаж. Августин ===== **Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас** [Апостол] также говорит фессалоникийцам: **Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,** //и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей; ибо не во всех вера// [[new:2sol:03:01|(2 Сол. 3:1]] - [[new:2sol:03:02|2)]]. Каким же образом распространялось бы и прославлялось слово Божие, если не через обращение к вере тех, кому оно проповедовалось, поскольку он ведь говорит уже верующим - //таким образом//, **как и у вас**? Он, безусловно, знает, что это осуществляется Тем, Кого он хочет попросить это сделать, а также избавить его от беспорядочных и лукавых людей, которые, конечно же, не склонны были уверовать, хотя те и молились. Вот почему он добавляет:// ибо не во всех вера//, - словно тем самым хочет сказать ведь не у всех, хоть вы и молитесь, будет прославляться слово Божие, потому что уверовать были склонны именно те, которые были //уставлены к вечной жизни// [[new:act:13:48|(Деян. 13:48)]], предопределены усыновиться Им чрез Иисуса Христа [[new:ef:01:03|(cр.: Еф. 1:3)]], //избраны в Нем прежде создания мира// [[new:ef:01:04|(Еф. 1:4)]]. Но Бог через молитвы верующих заставляет уверовать еще не верующих затем, чтобы показать, что это осуществляет Он Сам. Ведь нет людей столь невежественных, плотских и тугодумных, чтобы не понимать, что это Бог осуществляет то, что Он повелевает просить Его выполнить. **//Послания.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас** Сам прежде молился о них, чтобы им утвердиться в вере, теперь просит их молиться за него, не о том просит, чтобы он не подвергался опасностям (ибо он на это обрек себя), но о том, **чтобы слово Господне распространялось и прославлялось**. Здесь просьба соединена с похвалой: **как**, говорит, **и у вас**, чтобы и все также покорились ему, как и вы. Так апостол ничего не просит собственно себе, но всего Божиего. **//Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера** Ап. просит Ф. молиться об успехе евангельской проповеди, чтобы последняя имела такой же успех у Коринфян, как и у них. "**Да слово Господне течет и славится**" - по-слав. ; **τρέχῃ καὶ δοξάζηται** - по-греч. Первый глагол подчеркивает живую и действенную природу слова Божия, и желание Ап., чтобы оно все более и более распространялось, а второй указывает на внутреннее признание, выражающееся в прославлении С. Б. [[old:ps:146:05|(ср.: Пс. 146:5]] и [[old:ps:019:start|19)]] и следующее за признанием его. Во втором стихе Ап. частнее указывает, почему он просит молитв Ф. общины - чтобы избавиться от испорченных и злых людей. На кого намекает здесь Ап. Павел? Что здесь имеются в виду определенные лица, на это указывает член **τω̃ν**. Но где их искать? Едва ли эти враги - иудаисты, борьба с коими разгорелась позднее. Нет оснований их искать и среди самих христиан, ибо выражение "**не во всех вера**" собственно значит: "вера не есть удел всех", и имеет более широкое приложение, чем к одному лишь кругу верных. Значит - этих врагов нужно искать среди неверующего жидовства (в данном случае коринфского), которое всюду гнало и преследовало благовестника Христова. Подтверждения этому дают Деяния [[new:act:17:05|(17:5]], [[new:act:17:13| 13]]; [[new:act:18:12|18:12 и д.)]]. //**Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.**// [<10>]