[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 1:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие** //Смерть царствовала от Адама до Моисея// [[new:rim:05:14|(Рим 5:14)]], но пришествие Слова упразднило смерть. И больше уже во Адаме мы все не умираем. Во Христе же мы все животворимся. //**Против ариан.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Явлшейся же ныне просвещением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившаго убо смерть, и возсиявшаго жизнь и нетление благовествованием** **Явлшейся ныне**, φανερωθεισαν, — открытой, явною сделанной. Как? **Просвещением Спасителя нашего**, δια της επιφανειας, — чрез явление Спасителя нашего, Сына Божия во плоти. Благодать определена, присуждена, дана нам предвечно; но доныне пребывала сокровенною. Знали о ней Пророки, но знали лишь то, что она несомненно будет, а что такое она будет, об этом только гадали. И Ангелы Божии не знали, что она будет, а только напрягались проникнуть в нее. Никто, однако ж, не постиг, что она такое, пока не явился Спаситель, Сын Божий воплотившийся. Ныне только стала она открытою. Амвросиаст пишет: «благодать Божия была от века в тайне сокровенною, открылась же явно чрез воплощение и пришествие Христа Спасителя». Блаженный Феодорит поясняет явление — исполнением: «издревле и прежде веков предопределил сие Бог всяческих; ныне же предопределенное привел в исполнение». Экумений с явлением соединяет возвещение: «от века предначертал Бог — спасенным быти нам, объявленным же сие сделалось ныне из воплощения Спасителя нашего Бога. Ибо Совет Божий — тот, чтоб миру спасену быть чрез веру,— ныне, а не прежде когда-либо, объявлен». В слове: **явлшейся** — открывшейся, — то и Другое совмещается, и исполнение, и возвещение о том. Самое исполнение было уже открытие и возвещение. Но как исполнение плана домостроительства спасения не для того совершено, чтоб только его повидали, но для того, чтоб, увидев и услышав, уверовали и верою сделались причастными самой благодати, сокрытой в воплощенном домостроительстве, то о нем и возвещается открыто всем, — так что возвещение с явлением Спасителя неразлучно. **Разрушившаго убо смерть, и возсиявшаго жизнь и нетление благовествоваиием** Как и чем Сын Божий воплотившийся явною сделал благодать, сокрытую от века? Так и тем, что **разрушил смерть, и возсиял жизнь и нетление** то и другое совершено одним действием воскресения, в котором и смерть разрушена, и жизнь нетленная воссияла: ибо Господь и Спаситель, воскресши, воскрес явно чрез победу над смертию и разрушение ее; но победивший и разрушивший смерть уже не умирает, и смерть Им не обладает; почему в Нем во свет изводится нетленная жизнь. То и другое самым делом явлено только в лице Спасителя; в Нем и смерть разрушена, и нетленная жизнь воссияла; для общего же разрушения смерти и воссияния нетленной жизни в сем положено лишь прочное основание и совмещена совершительная сила, имеющая в свое время совершить сие. Господь Спаситель смерть разрушил и жизнь в Себе воссиял нетленную не для Себя, а для нас, для рода человеческого. И мы действительно делаемся причастными сего, чрез таинственно-благодатный, но живой союз с Господом, которым и в нас полагается прочное основание и разрушению смерти, и воссиянию нетления.—Но ныне сие действуется сокровенно, въявь же придет в конце веков; ныне семя только тому полагается, древо же жизни восстанет из сего семени в свое время. Но как сокрытая прежде благодать домостроительства нашего спасения истинно и действенно явлена в Господе Спасителе: так и сокрытая ныне в нас чрез общение с Спасителем сила разрушения смерти и воссияния жизни несомненно проявится в свое время. Святой Златоуст говорит: «в теле Христовом то и другое (жизнь и нетление) уже было (и есть), а в нашем еще будет. Это — предмет нашей надежды».— **Возсиявшаго**, φωτισαντος, — может две мысли подавать: и — «явившего в Себе» (Экумений), изведшего на среду, на свет, в видение всем, и учением о том и верою в то просветившего. Так блаженный Феодорит пишет: «Единородное Слово, вочеловечившись, прекратило владычество смерти и даровало нам обетование жизни вечной; сие выразил Апостол, сказав: **Возсиявшаго**, — вместо: предуказавшего». Блаженный Феофилакт то и другое совмещает, то есть что и в Себе явил, и нас просветил надеждою; ибо последнее уверовано на основании первого: «в собственном Своем теле Спаситель самым делом разрушил смерть, онетленив оное; нас же просветил благовестием — надеяться жизни и нетления. Ибо мы еще не онетленены самым делом, но имеем быть таковыми, и в таковой надежде утверждает нас благовестие». **Благовествованием**, δια του ευαγγελιου,— следует, впрочем, относить ко всему, сказанному о домостроительстве спасения. Великая сия благодать предназначена от века, но была сокрыта, явлена же ныне в Господе Спасителе. В Нем вся полнота домостроительства спасения, и мы можем делаться причастниками его не иначе, как чрез живое общение с Господом. Общение сие начинается верою, действуется в таинствах, в совершенство и окончание приходит жизнию по вере во благодати. Но без начала и конца нельзя ожидать. Как начало — вера, а вера — плод благовествования; то Апостол и присовокупил: δια του ευαγγελιου, — как безусловно необходимому посредству для причастия благодати домостроительства спасения. Возвратимся немного назад. Все это изображение благодати Божией в устроении нашего спасения, от века предначертанной, в воплощении Господа вступившей в действие и действием своим простирающейся на всю вечность, — изображение благоволительного к нам дела Божия, столь величественного, всеобъятного и обрадовательного, сделано Апостолом для воодушевления святого Тимофея к тому, чтоб не стыдился свидетельства о Господе Спасителе и охотно вдавался в спострадание благовестию, говоря как бы: есть из-за чего пострадать; «видишь, какая сила, видишь, какой дар ниспослан нам» (святой Златоуст). //Не постыдися убо, но спостражди благовествованию// — Далее Апостол подкрепляет и подогревает то же воодушевление собственным своим примером. И я, говорит, стражду за благовестие, но не стыжусь. **//Толкование на второе послание к Тимофею.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие** **Открылась же** (благодать)** ныне** в пришествии Господа нашего Иисуса Христа, **Разрушившаго смерть** Своею смертью **и Возсиявшаго жизнь и нетление**, то есть Возвестившего жизнь бессмертную чрез Свое воскресение. **//Второе послание к Тимофею.//** =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 10-14 **Явльшейся же ныне просвещением Спасителя нашего Ииcyca Христа, разрушившаго убо смерть, и возсиявшаго жизнь и нетление благовествованием: в неже поставлен бых аз проповедник и Апостол и учитель языков. Еяже ради вины и сия стражду: но не стыждуся. Вем бо, емуже веровах, и известихся, яко силен есть предание мое сохранити в день он. Образ имей здравых словес, ихже от мене слышал ecи, в вере и любви, яже о Христе Иисусе. Доброе завещание соблюди Духом Святым живущим в нас** От века предначертано было спасение наше, но явным оно сделалось ныне чрез воплощение Спасителя нашего Бога. Ныне, а не прежде когда-либо была объявлена воля (βουλὴ) Божия, чтобы мир спасался чрез веру. - **Разрушившаго убо смерть** – прощением греха и дарованием воскресения, и **возсиявшаго жизнь**, т.е. явившего, благовествованием (διὰ τοῦ εὐαγγελίου), так как из него узнали мы о вечной жизни и воскресении. - **В неже поставлен бых аз проповедник и Апостол и учитель языков**. Словами этими Апостол, между прочим, намекает и на то, что и Тимофею нужно будет идти к язычникам, и – кроме того – сообщает своей речи еще более достоверности. - **Еяже ради вины и сия стражду**, т.е. ради того, что я **проповедник и Апостол**. Он как бы так говорит: меня вяжут и ведут в темницу не потому, что я злодей. - **Но не стыждуся**. Претерпеть что-либо за Христа – величайшая слава. Видишь, как Апостол приготовляет ученика к испытаниям, показывая, что если кто-нибудь не постыдится и не устрашится, то самая опасность будет легче вследствии помощи Христовой. **Вем…яко силен есть предание мое сохранити. Преданием** (παραθήκην) **Апостол** называет здесь веру, которую ему передал Иисус Христос для проповедывания, или под этим словом он разумеет здесь верующих, которых Бог вверил ему для научения или которых он сам предал Богу: //и ныне//, говорил он, //предаю вас Богови// [[new:act:20:32|(Деян. 20:32)]]. Одним из числа этих преданных Богу был и Тимофей. Итак, **Апостол** говорит: я знаю, что Тот, в Кого я уверовал и в Ком я уверен, – знаю, что Он может сохранить это предание не поколебимым на тот день. - **Образ имей здравых словес**, т.е. изображение, уподобление, подражание словесам здравым, т.е. касающимся веры и жизни, потому что словеса, касающиеся чего-либо иного – не здравы. - **Ихже от мене слышал ecu**. Не чрез одни только послания Апостол предлагал ученику своему то, что он должен был сделать, но и лично давал ему наставления на словах. Так он поступал во всех случаях. Поэтому, никто не должен считать послания недостаточными на том основании, что они не обо всем говорят. - **В вере и любви. В вере и любви**, данной Павлу чрез Христа, были все его словеса и учения. - **Доброе завещание соблюди**. Под завещанием **Апостол** разумеет здесь веру и попечение о вверенной Тимофею Церкви. Затем, он показывает, что человеческой силы не достаточно для сохранения всего этого, так как много есть препятствий; поэтому он указывает и способ к сохранению: **соблюди Духом Святым**. Апостол как бы так говорит: постарайся, чтобы Дух Святой пребывал в тебе, не удаляй Его дурною жизнию, – и сохранишь завещание. //Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий// [[old:ps:126:01|(Пс. 126:1)]]. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие** Издревле и прежде веков предопределил это Бог всяческих; ныне же предопределенное привел в исполнение. Но и когда полагал в совете Своем, единомысленником, и когда приводил в исполнение, содействующим имел Владыку Христа, потому что явлением Его привел это [домостроительство спасения] к концу. Ясно же и этим показал апостол вечность Сына. **//Толкования на послания святого Павла (2 Тим 1:10).//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа** Хотя и предопределена была благодать, но открылась ныне, когда явился Спаситель. **Разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие** Христос в собственном теле самым делом разрушил смерть, сделав тело нетленным; нас же просветил благовестием - надеяться жизни и нетления. Ибо мы еще не онетленены самым делом, но будем таковыми; и в таковой надежде утверждает нас благовестие. **//Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.//** ===== Лопухин А.П. ===== **открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие** Апостол говорит о том, что обетование о спасении исполнено теперь чрез явление "Спасителя", Который разрушил - правильнее: поставил смерть вне возможности действовать, сделав это, впрочем, принципиально; окончательное же уничтожение ее должно совершиться на последнем суде [[new:1kor:15:26|(1 Кор. XV:26)]]. **Явившего** - сделавшего то, что мы ясно видим жизнь и нетление. **Жизнь** - это вечная жизнь во Христе. **Нетление** - Этим выражением апостол точнее определяет понятие "жизни". **Чрез благовестие** - Это выражение относится к началу стиха: "//открывшейся//..." Апостол хочет сказать, что благодать открылась чрез проповедь о спасении, которую пронесли по всему миру поставленные Христом по Его воскресении проповедники [[new:in:20:21|(Ин. XX:21;]] [[new:ef:02:17|Еф. II:17;]] [[new:evr:02:03|Евр. II:3]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]