[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 2:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом** Ученику в море прибавляется бодрости, если наставник его потерпел кораблекрушение и спасся, - потому что он уже не думает, что бури нападают на него от его неискусности, но от естественного порядка вещей; а это немало способствует поддержанию бодрости. Равным образом и начальнику отряда на войне служит ободрением, когда он видит, что полководец его, будучи ранен, остается мужественным. Так и для верующих служит утешением то, что апостол претерпел много бедствий и ни от одного из них не упал духом. ...Если я - Павел - терплю такие бедствия, то гораздо более должен терпеть их ты; если терпит учитель, то тем более - ученик. Это увещание он предлагает Тимофею с великою любовью, называя его сыном, и не просто, но - **сыном моим**. Если, говорит он, ты сын, то подражай отцу. //**Гомилии на 2-е послание к Тимофею.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== Наставление проповедывать ревностно и в духе любви (2, 1—13) К чему обязывает святого Тимофея полученный им дух силы, разъяснил Апостол. Теперь начинает сказывать, к чему обязывает его дух любви (см.: 2, 1 — 13). Отделение сие начинается воодушевительным: //возмогай// — и, следовательно, будто продолжает речь о духе силы. Так кажется—и казалось, что течение речи,—с (1, 8) До (2, 13),—можно так распределить. Сказал Апостол в (1, 8): //не постыдися, но спостражди//,— потом убеждает к тому, чтоб не стыдиться, в (1, 8—18), а к тому, чтоб мужественно спострадать, в настоящем отделении (см.: 2: 1 — 13). Но как далее,—со (2, 14),—говорит Апостол о здравоумии, а затем,—с (3, 10),—предлагает общие убеждения к достодолжному пастырствованию и тем заканчивает учительную часть Послания; то для духа любви не остается особого слова, он будто забыт, что допустить неудобно. Почему Толкование нашло себя понуждаемым признать, что в настоящем отделении говорится о возгревании духа любви, и согласилось на это тем охотнее, что в нем пишется не о мужестве, а о ревности к благовестию, которая обычно есть плод любви к тому, о чем ревнует и для кого. Итак, полагаем, что Апостол в сем отделении внушает святому Тимофею: действуй в духе любви или возгревай дух любви,—любви: аа) к самому благовестию (см.: 2, 1—2) и: бб) к труду благовестническому (см.: 2, 3—13). Возгревая дух любви к самому благовестию (2, 1—2) Любя благовестие, не только сам блюди его, как сокровище, но передай его и другим надежным людям, которые довольны иных научить, чтоб таким образом благовестив, переходя из рода в род, никогда не пресекалось на земле. **Ты убo, чадо мое, возмогай во благодати, яже о Христе Иисусе** **Ты** — **чадо мое** Приступая к указанию, как возгревать дух любви, начинает словом, дышащим любовию: **чадо мое!** «Не просто //чадо//, но: **чадо мое**» (святой Златоуст). «Видишь, с какою отеческою любовию он предлагает ему свое увещание?! С словом сим он как бы и душу свою любительную перелил в него» (блаженный Феофилакт). **Возмогай**, ενδυναμου, — крепни, расти, приходи в возмужание. В чем же? **Во благодати, яже о Христе Иисусе**: вообще, в благодатном порядке жизни, Господом Иисусом водворенном на земле; частнее,— в том порядке действования, к которому обязывает тебя особый дар благодати, дарованный тебе возложением рук моих, дар архипастырства, благодать Апостольского преемства. **Возмогай во благодати** — то же, что выше: //возгревай дар Божий// (ср.: [[new:2tim:01:06|1, 6]]). Дар сей тройствен, — совмещает в себе дух силы, любви и здравоумия. Как о духе силы уже говорено, то здесь следует разуметь дух любви. Или **во благодати** — есть: силою благодати. Расти, приходи в возмужание в Апостольском действовании, — в благовестии и учреждении жизни по нему. «В этом подкрепит тебя благодать Господня» (блаженный Феодорит). «Трезвись, говорит, бодрствуй; благодать Господня сподвизается и содействует тебе; но и ты с полною охотою и готовностию исполняй свое дело» (святой Златоуст). «Ее имей сподвизающеюся с тобою» (блаженный Феофилакт). Как? Действуя в духе ее по ее внушениям и возбуждениям. Если не будешь так действовать, то дух сей, не будучи возгреваем и раздуваем соответственными ему трудами, погаснет. Так оба значения совместятся: силою благодати укрепляем, действуй в духе ее,— и будешь расти в том порядке жизни, к коему она призывает и обязывает тебя. //**Толкование на второе послание к Тимофею.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом** **Итак, ты возмогай**, даже до радости, в силе Духа, коего принял вместе с общением **благодати Иисуса Христа**. //**Второе послание к Тимофею.**// =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 1-2 **Ты убо, чадо мое, возмогай во благодати, яже о Христе Иисусе: и яже слышал ecu от мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже доволни будут и иных научити** Апостол Павел выразил сильную свою любовь к Тимофею, сказавши не просто – **чадо**, но – **чадо мое**. Если ты – **чадо мое**, как бы так говорит он. – то подражай своему отцу. Он знал, что несчастие учителя внушает обыкновенно смелость ученику. Поэтому и сказал: **возмогай**. Если и с тобою случится что-нибудь подобное, не падай духом, смотри на меня. - **Возмогай во благодати**. Укрепляйся не только моим примером, но и **благодатию**, данною о Христе Иисусе, так как если бы Иисус Христос не оправдал нас Своею кровию, то не пришла бы и благодать Святого Духа. И так, сподвижником своим имей Духа Святого. - **И яже слышал ecu от мене многими свидетели**, т.е. что я говорил тебе не тайно, а в присутствии многих. Здесь разумеется – проповедь евангельская. - **Предаждь верным человеком**, не таким, которые любят только исследовать и раcсуждать, но таким, которые не окажутся предателями завещания. И не сказал Апостол: говори, но **предаждь**. Что пользы в том, если они будут верующими, но не будут способны другим сообщить то, что им передано? Поэтому-то учители должны быть и верными, и способными научить, учительными. - **Верным человеком**. [Фотий: т.е. епископам и пресвитерам, которых имел рукоположить Тимофей. – **Многими свидетели**. Здесь разумеется закон пророков]. – По моему мнению, апостол Павел дает эти наставления Тимофею относительно тех епископов и пресвитеров, которых он должен был рукополагать. Не о мирянах же он писал это? Что в таком случае Тимофею нужно было бы делать, если бы он не нашел кого-либо верным и способным научить других? Неужели не наставлять его в вере, когда сам апостол Павел проповедывал слово Божие без различия и убийцам – иудеям и еллинам (неверующим)? **Многими свидетели**, т.е. при свидетельстве закона и пророков, так как свидетельства из них Апостол часто заимствовал для своей проповеди. Так понимает Климент в седьмой книге Гипотипоз. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак укрепляйся, сын мой** Что ты говоришь? Ты сказал, что ты связан, что все покинули тебя, и, как будто не сказав ничего страшного, присовокупляешь: **итак, укрепляйся, сын мой**! Да, по тому самому, что я нахожусь в узах, ты еще более мужайся. Ибо, если бы я, твой учитель, не терпел этого, то тебе, может быть, можно было бы падать духом, так как ты по молодости и неопытности подвергался бы опасностям. Ныне же немалым для тебя утешением к мужественному перенесению возможных бедствий служит то, что и я сам терплю их, что бедствия происходят естественно, а не от твоей неопытности. Вообще же всякий, меньший в каком-либо отношении, подвергшись опасностям, великое получает утешение, когда видит в таком же положении и большего сравнительно с собой. Видишь, с какой отеческой любовью он предлагает ему свое увещание, говоря: сын мой. Словом этим он как бы и душу свою любящую перелил в него. Если ты - сын, то подражай отцу. **В благодати Христом Иисусом** Укрепляйся не одним только моим примером, но больше всего благодатью Христовой. Ее имей споборницею, чрез нее мы получили власть наступать на змей и скорпионов, и на всякую вражескую силу, и не терпеть никакого вреда. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом** Этот стих представляет заключение к предыдущему увещанию. Апостол убеждает Тимофея, чтобы он, в противность слабым малоазийским христианам, показал себя сильным, воспользовавшись для этого благодатью Духа Святого, предлагаемой всем людям чрез Христа ([[new:1kor:01:04|1 Кор. I:4]] и [[new:tit:03:05|Тит. III:5]] и cл.; [[new:2tim:01:14|2 Тим. I:14]]). Не "в" благодати должен Тимофей укрепляться, а //"посредством", "при помощи"// (en) благодати явиться сильным для того, чтобы защищать Апостола Павла и продолжать его дело. //**Толковая Библия.**// [<10>]