[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 2:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== ст. 3-4 **Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику** Вспомни, насколько важным считается у воинов находиться под начальством земных царей. Если же царскому воину свойственно переносить страдания, то не переносить страданий недостойно воина. //**Гомилии на 2-е послание к Тимофею.**// ---- Ты - воин духовный, а такой воин спит не на ложе из слоновой кости, но на земле, и не намащивается маслом; потому что такая забота свойственна людям сладострастным и испорченным, живущим на сцене и в беспечности. А тебе должно благоухать не мастями, но добродетелью. **//О Лазаре.//** ===== Свт. Василий Великий ===== ст. 3-4 **Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику** Где Царь Христос? Конечно, на небе. Туда и тебе, воин, следует направлять шествие. Забудь всякий земной покой. Ни один воин не строит дома, не приобретает себе во владение полей, не вмешивается в различные купли для приумножения имущества. ...Пропитание воин имеет от царя; ему не нужно самому добывать пропитание, даже и заботиться об этом. **//Предначертание подвижничества.//** ===== Свт. Лев Великий ===== ст. 3-4 **Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику** Ведь тому, кто был причислен к Божьему воинству, надлежит быть свободным от прочего, чтобы он не отвлекался никакими узами необходимости от Господнего стана, к которому приписано его имя. **//Послания.//** ===== Свт. Максим Туринский ===== ст. 3-4 **Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику** Это же божественное суждение, которое высказывается о воинах, может быть обращено также к священнослужителям, даже если кажется, что они не служат миру. Однако мы служим Богу и Господу, так как говорит апостол: никто, служа Богу, не связывает себя делами житейскими. Очевидно, что мы, говорю я, не служим солдатами в свободно спадающих и просторных туниках, но имеем пояс нашей военной службы, который пристегивает нас к внутренней чистоте. **//Проповеди.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== Возгревая дух любви к труду благовестническому (2, 3—13) Любя благовестие, люби и труды благовестичества; α) смотри на воина (стихи 3 — 4),— смотри на состязателя ристалищного (стих 5),— смотри на земледельца (стих 6),— как они, любя дело свое, не щадят труда для него и преуспевают,—и тем воодушевляйся (стих 7). Другим источником воодушевления да будет тебе: β) помышление о воскресении Господа (стих 8),— мой пример (стихи 9—10) — и христианское упование (стихи 11 — 13). Чем воодушевляясь (2, 3—7) **Ты же злопостражди, яко добр воин Иисус Христов** **Злопостражди**— κακοπαθησον. Злострадание, κακοπαθεια, — есть несение болезненных трудов, соединенных с начатым делом, с претерпением и всех встречаемых при том неприятностей. Это видно и из предложенных при сем примеров воина, ристалищного борца и земледелателя. Итак, **злопостражди** — здесь значит: неси труды благовестия и терпи сопряженные с тем неприятности, **яко добр воин Христов**. Сколько приходится терпеть воину и в мирное время! А что он терпит во время войны, того не участвующие в войне и вообразить не могут. Что воодушевляет его? Желание явить себя воином, как следует,— чтоб никто не имел из-за него основательного повода думать плохо о воинстве. Любит воинство и старается не унизить его собою, а прославить и явить в светлости его достоинства. Апостол и говорит святому Тимофею: смотри на воина, и как он о воинствовании достойном заботится, так ты ревнуй о достодолжном благовествовании,—ревнуй, не отступая пред сопряженными с тем трудами и неприятностями. И это делай тем с большим напряжением усилий, чем выше Царь, Коему воинствуешь. Воин земному царю угодить старается; ты же — Христов воин. Воинствуй же в благовестии настолько неутомимее всех воинов, насколько Господь Спаситель выше всех царей земных. «Прими во внимание, чей ты воин, и мужественно переноси воинские труды» (блаженный Феодорит). «О, какая честь быть воином Христовым! Вспомни, сколь важным считается находиться под начальством, командованием земных царей (насколько же важнее и выше есть быть под главенством Христа Господа? Но настолько же паче будь готов на всякие труды и неприятности в деле благовестия о Нем). Если с царским воином неразлучно злострадание (труд и нужда), так что быть чужду злострадания очевидно есть как бы отчуждение от чина воинского: то и тебе не должно скорбеть, что терпишь труды и неприятности (по воинствованию в благовестии), ибо это неизбежно для воина (Христова); но следует скорбеть, если не терпишь их» (святой Златоуст). Приравнение святого Тимофея, как архипастыря, к воину показывает, что ему, как всем пастырям, предлежит борьба с нечестием, невежеством и грехом. Не быть равнодушну к сим врагам человека, а как только где заметит то, тотчас вооружаться против того. //**Толкование на второе послание к Тимофею.**// ===== Сщмч. Игнатий Богоносец ===== ст. 3-4 **Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику** Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам. Я - жертва за тех, кто повинуется епископу, пресвитерам и дьяконам. И пусть часть моя в Боге будет одинаковая с ними. Вместе подвизайтесь, вместе совершайте путь свой, вместе терпите, вместе успокаивайтесь, вместе вставайте, как Божии домостроители, и домочадцы, и слуги. Благоугождайте Тому, для Кого воинствуете вы, от Кого получаете и содержание. Пусть никто из вас не будет перебежчиком. Крещение пусть остается с вами как щит, вера - как шлем, любовь - как копье, терпение - как полное вооружение. **//Послания (К Поликарпу).//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа** Трудись и** переноси страдания**, во время гонений, **как добрый воин Христа Иисуса**. //**Второе послание к Тимофею.**// =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 3-6 **Ты убо злопостражди, яко добр воин Иисус Христов. Никтоже войн бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет. Аще же и постраждет кто, не венчается, аще незаконно мучен будет. Труждающемуся делателю прежде подобает от плода вкусити** О, какая честь быть **воином Христовым**!... Но **воину** свойственно переносить страдания. - **Никтоже войн бывая**... Апостол упомянул о **воине**, чтобы показать, что раб Христов должен быть смелым и отважным; **аще же и постраждет** (ἀθλῇ – вступить в состязание – как атлет)... Упомянул и об атлете, чтобы показать, что ему нужно постоянное упражнение. Если **воин** земного царя не связывается делами, которые могут отвлечь его от оружия, то не тем ли более не должен делать этого посвятивший себя Царю небесному и ставший уже Его **воином**. – **Аще незаконно мучен будет** (ἀθλήσῃ – будет состязаться). Не достаточно только помазаться, или выйти на место состязания, или сойтись с противником, но нужно быть терпеливым и победить: таков закон состязания. - **Труждающемуся делателю** (γεωργὸν – земледельцу), не ленивому, а трудящемуся. И учитель, трудящийся с учениками, получит воздаяние от Бога за ту пользу, которую он приносит им. – **Прежде подобает от плода вкусити** (Григорий Нисский). Учители прежде сами должны исполнять то, чему учат; это и значить: **"первым должно вкусить от плодов",** которые они прежде других возделывают в себе самих путем добродетелей. Пример **воина** и атлета относится и к ученикам, а пример земледельца к одним только учителям. Как земледелец, говорит Апостол, заботится о земле и плодах, так и ты заботься об учениках и проповеди. Обрати внимание и на воздаяние: учитель первый наслаждается тою пользою, которую он принес ученикам, как земледелец плодами. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа** Видишь ли, что терпеть страдания свойственно воину? Поэтому не терпеть страданий недостойно воина. Следовательно, не должно скорбеть, если кто страдает, будучи поставлен в ряды воинов. Какая честь быть воином Христовым, когда некоторые считают важным быть воинами земного царя! //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== ст. 3-4 **Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику** Как могут быть клирики распорядителями и управителями чужих домов и имений, когда им предписано пренебрегать собственным имуществом? //**Послания.**// ===== Ориген ===== ст. 3-4 **Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику** Доблестным Христовым воинам надлежит всячески подвизаться за истину и, насколько возможно, никоим образом не допускать входа ложного убеждения. //**Комментарии на Евангелие от Иоанна.**// ---- Если ты понял то, каким образом или животное, или сосуд, или одеяние называются священными, соответственно пойми, что по этим же правилам и законам и человек называется святым. Ведь если кто себя самого принес в жертву Богу, или кто себя не опутал никакими мирскими обязанностями, чтобы угодить тому, кто его признал дельным, и удален от остальных людей, живущих плотски и земными обязанностями связанных, не ища того, что на земле, но того, что на небесах, - тот заслуженно называется святым. //**Гомилии на Книгу Левит.**// ===== Амвросиаст ===== ст. 3-4 **Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику** //Никто не может служить двум господам// [[new:mf:06:24|(Мф 6:24)]]. Следовательно, житейские занятия по необходимости служат стяжательству... А церковный служитель так предстает перед Богом, чтобы верно исполнять Ему служение, которое обещал, будучи занятым делами Божиими, чуждыми житейским занятиям. **//На 2-е послание к Тимофею.//** ===== Тертуллиан ===== ст. 3-4 **Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику** Знаю я, что многие ссылаются на ненасытимую похоть плоти. Другие приводят в извинение надобность находить себе друзей, иметь кого-либо для управления домом и семейством, для содержания в порядке хозяйства, для наблюдения за служителями, для сбережения расходов. Выходит, по- твоему, что одни только дома женатых людей могут хорошо быть управляемы и что холостые люди должны непременно разоряться. Но разве евнухи, военные люди и путешественники не обходятся без жен и всегда теряют имущество свое? Но и сами мы разве не воины и не должны подвергаться дисциплине Величайшего из военачальников? //**Увещание к чистоте.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа** В чем же Тимофей может показать свою силу (ст. 1)? Во-первых, в перенесении страданий со Христом, как воин, идущий за своим вождем (вместо kakopaqhson //"переноси страдания"// некоторые кодексы читают sukakopaq - страдай вместе). //**Толковая Библия.**// [<10>]