[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 2:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== ст. 6-8 **Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему** Для чего здесь Павел упоминает об этом? Главным образом для того, чтобы отразить еретиков, а вместе и для того, чтобы ободрить ученика и показать пользу страданий, так как и Сам учитель наш Христос страданиями победил смерть. ...В то время некоторые уже начинали извращать домостроительство нашего спасения, стыдясь величия человеколюбия Божия. Действительно, благодеяния Божии к нам так велики, что люди стыдятся приписать их Богу и не верят, чтобы Он оказал такое снисхождение. //**Гомилии на 2-е послание к Тимофею.**// ---- Как невозможно ни связать луча солнечного, ни запереть в доме, так невозможно - и слова проповеди. И еще того более: учитель был связан - а слово летало, он жил в темнице - а учение, как бы на крыльях, обтекало всю вселенную. //**К народу антиохийскому.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Труждающемуся делателю прежде подобает от плода вкусити** Третий пример земледельца: ибо **делателю**, — в греческом: γεωργον. Воодушевляет на труды пастырства. Есть труд и немалый, но труд не напрасный, а многоплодный, и ты же сам первый вкусишь от него, подобно тому, как земледельцу первому надлежит вкушать от плодов возделанной им земли. Вкушение плодов обещается, конечно, и в будущем; но по образу выражения видно, что оно сопутствует самому труду и тотчас за ним следует. Трудись, и тотчас увидишь плод труда на своих пасомых, в просвещении их ведением истины, в процветании среди них всякой Добродетели, в осенении их благодатным освящением. Увидишь такие плоды и вкусишь от них утешение и обрадование духовное, кои напитают душу твою слаще меда и сота. Блаженный Феодорит пишет: «имеешь великие воздаяния за труды, возделывая вверенные тебе души». Или так: в то самое время, как других будешь учить, и сам паче осветишься светом истины; как других будешь наставлять на путь добродетели, и сам намастишься ею; как других благодатно будешь освящать в таинствах, и сам паче причастишься благодати таинств. Только трудись; не будешь трудиться, и истина начнет меркнуть в душе твоей, и добродетель слабеть, и благодать отдалять от тебя свое осенение. Пастырь, не трудящийся в учении, в руковождении на добродетель, в освящении пасомых таинствами и другими освятительными чинами, прежде всего себе вредит, равно как трудясь первый вкушает от плодов доброго пастырствования. Святой Златоуст говорит: «сказав о том, что случается с обыкновенными людьми, о воинах и ратоборцах, и указав при этом на их награды, во-первых: //да воеводе угоден будет//, — во-вторых: да //венчается//, — теперь приводит еще третий пример, который особенно близок Тимофею (яко архипастырю). Пример воина и ратоборца относится и к подчиненным (пасомым), а пример земледельца — к учителю (пастырю), который должен быть не воином только и ратоборцем, но и земледельцем. Земледелец не о себе самом заботится, но о плодах земли и в плодах ее получает немалое воздаяние за труды свои. — Как земледелец трудится не без пользы, но сам прежде других наслаждается плодами трудов своих; так следует и учителю». Продолжим эту речь словами блаженного Феофилакта: «так и учитель (пастырь) не напрасно трудится, но сам первый вкушает плода от своих потов; ибо Бог (тут же) преизобильно воздает ему. Чтобы кто не стал скучать и недовольство изъявлять, что воздание отлагается на будущее, Апостол говорит: се, в самом труде ты получаешь уже воздаяние; если не другое что, то пользование душ есть великое уже для тебя приобретение. И смотри, Апостол не просто сказал: **делателю**, — но: **трудящемуся**: то есть не слегка работающему, но усиленный, потовый подъемлющему труд». Не давай, пастырь, сна очам и веждям дремания, но, день и ночь трудясь, и мысленное напряжение, и сердечную молитву, и искусство словесное — все неутомимо обращай на дело доброго пасения паствы. Не пропустим и слов святого Григория Нисского, приводимых Экумением: «так сказал Апостол, внушая, что учители прежде в себе самих должны показывать Делом исполнение того, чему учат. Ибо это и значит учителям первым вкушать от плодов учения, когда они прежде других в самих себе возделывают добродетель». **//Толкование на второе послание к Тимофею.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов** И земледельцу за труд подобает от плодов первому насладиться. Так и мы за те труды, кои несем в сем мире, получим в другом веке жизнь бессмертную. **//Второе послание к Тимофею.//** =====Прп. Икумений Триккский===== **Труждающемуся делателю прежде подобает от плода вкусити** См. Толкование на [[new:2tim:02:03#prp_ikumenij_trikkskij|2 Тим. 2:3]] ===== Прп. Петр Дамаскин ===== **Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов** И к святому Тимофею апостол сказал: **делателю прежде подобает от плода вкусити**, то есть напоминая о делании тому, которому должно учить. //**Творения. Книга первая.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== ст. 6-8 **Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему** В это время Симон волхв начал сеять свои еретические терния. Он и все его последователи отрицали восприятие плоти и говорили, что вочеловечение [Христа] было призрачно. Посему-то божественный апостол, в данном случае умолчав о Божественном естестве, писал Тимофею об одном домостроительстве [спасения], повелевая помнить всегда о рождении [Христа] по плоти от семени Давидова и о воскресении из мертвых. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов** Приводит еще третий пример, который особенно близок учителю. Ибо примеры воина и ратоборца относятся и к подчиненным; земледелец не о себе заботится, но о земле, и получает немалое воздаяние от плодородия. Так и учитель, пастырь не напрасно трудится, но сам первый вкушает плода от своих потов. Ибо Бог преизобильно воздаст ему. Посему, чтобы кто не стал скучать и недовольство изъявлять, что воздаяние отлагается на будущее, апостол говорит: вот, в самом труде ты получаешь уже воздаяние; если не другое что, то пользование душ есть великое уже для тебя приобретение. Некоторые разумеют здесь честь, воздаваемую учителям, но это не имеет основания. И смотри, апостол не сказал: делателю, но **трудящемуся**, то есть не слегка работающему, но до утомления. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов** В результате такой усердной работы и работы, сопряженной с тяжелым трудом (κοπιῶν­τα), проповедник будет иметь удовольствие первый вкусить от ее плодов. В будущей жизни он прежде своей паствы получит небесную награду (ср. [[new:mf:19:28|Мф. 19:28]] и сл.). //**Толковая Библия.**// [<10>]