[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 2:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== ст. 9-10 **за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою** Опять на собственном примере Павел предлагает утешение, и опять -увещание, ободряя слушателей двумя способами: указанием и на свои страдания, и на то, что он подвергается им не без пользы. Таким образом, для слушателя это будет благотворно; а иначе - даже вредно. ...Ныне же Бог сделал нас такими, что нас ничто не побеждает. Нам связываются руки, но не язык: язык связать ничто не может, разве только страх и неверие; если в нас нет их, то хотя бы ты наложил на нас оковы, проповедь не связывается. ...Вот и другое увещевание. Я терплю это, говорит, не за себя, но для спасения других. Если бы я искал только своего, то мог бы жить безбедно, мог бы не терпеть ничего такого. Для чего же я терплю это? Для блага других, чтобы другие получили жизнь вечную. //**Гомилии на 2-е послание к Тимофею.**// ---- Он был очистилищем, светлейшим, чем небо - сияющим не разнообразием звезд и не лучами солнечными, но имеющим внутри себя Само Солнце правды, изливавшее оттуда лучи Свои. На это чувственное небо иногда находит облако и потемняет его, а на грудь Павла не находило никогда никакое подобное ненастье, или, лучше, многие ненастья и часто находили на него, но не помрачали света его, а напротив - этот свет блистал среди искушений и опасностей. Потому он, находясь сам в узах, восклицал: //но для слова Божия нет уз.//Так всегда язык его изливал лучи, и ни страх, ни опасность не помрачали груди его. //**Гомилии на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== ст. 9-10 **за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою** Почему и к душе говорится: //Обновится юность твоя как орла// [[old:ps:102:05|(Пс 102:5)]], и к душе он обращается, говоря: //Благослови, душа моя, Господа// [[old:ps:103:01|(Пс 103:1)]]. Посему и она стремится к Слову и просит, чтобы соединиться с ним, чтобы не быть им покинутым, ибо слово Божие стремительно движется и //для него нет уз//. **//Об Исааке, или О душе.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **В немже злостражду даже до уз, яко злодей; но слово Божие не вяжется** **В немже** — в благовестии, в деле и труде благовествования. **Злостражду** — терплю все сопряженные с сим неприятности и лишения. И не только это,— что терпит и всякий, охотно взявшийся за какое-либо предприятие, — но даже посажен в темницу, закован в узы, будто злодей, — за спасительное благовестив. Слышится в сих словах: и не стыжусь, и не страшусь, и не теряю духа, воодушевляясь тем же воспоминанием о воскресшем Господе, которое заповедаю и тебе. Подражай мне и, воодушевляясь таким воспоминанием, трудись неутомимо в благовестии. Пусть встретишь узы, как встретил я; но это не преграда течению благовестия: узы тело вяжут, слово же Божие не вяжется сими узами; оно течет и течет все далее, напояя и насыщая души. Мужайся же и крепись. Любящему благовестие и ревнующему о нем ничто не может столько послужить в воодушевление, как это несвязание благовестия внешними узами. Живописно представляет это святой Златоуст. «Если б, говорит, мы были мирскими воинами или вели войну чувственную, то эти узы, связывающие руки, имели бы силу; ныне же Бог сделал нас такими, что нас ничто не побеждает. Нам связываются руки, но не язык; язык связать ничто не может, разве только страх и неверие; если в нас нет их, то, хотя кто наложит на нас оковы, проповедь не связывается. Кто связывает земледельца, тот препятствует сеянию, ибо земледелец сеет рукою; но если свяжешь учителя, то этим не воспрепятствуешь его слову, ибо он сеет языком, а не рукою. Посему наше слово не подчиняется узам; и, когда мы связаны, оно развязано и простирается вперед. Каким, скажешь, образом? А вот — мы проповедуем («и пишем» [блаженный Феофилакт]), хотя и связаны. Это говорит он для поощрения тех, которые не связаны: если мы, связанные, проповедуем, то тем более надлежит делать это вам, несвязанным. Ты слышал, что **я злостражду, яко злодей**? Не унывай же; ибо великое чудо связанному делать то же, что делают несвязанные, связанному превзойти всех, связанному побеждать связавших его. Проповедуемое нами есть слово Божие, а не наше; человеческие же узы не могут связать слова Божия». **//Толкование на второе послание к Тимофею.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз** **В коем**, то есть благовествовании, **терплю** скорби и **страдания**, - не обиды только или бесчестие переношу, но и **как злодея** какого в **узах** переправляли меня из города в город и в цепях пересылали меня из страны в страну. Но хотя и со связанными руками привели меня в Рим, однако язык мой **не** могли связать, поелику **слово Божие** не может быть **связано**. **//Второе послание к Тимофею.//** =====Прп. Икумений Триккский===== **В немже злостражду даже до уз, яко злодей; но слово Божие не вяжется** См. Толкование на [[new:2tim:02:07#prp_ikumenij_trikkskij|2 Тим. 2:7]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **За которое я страдаю даже до уз, как злодей** Опять собственным примером утешает ученика, говоря как о том, что он страдает, так и о том, что он пользуется дурной славой. **Но для слова Божия нет уз** Чтобы не сказал кто-нибудь: какая польза от того? И что удивительного, если ты связан? Покажи мне выгоду, покажи мне что-нибудь удивительное; апостол говорит: для слова нет уз. Ибо оно не чувственное дело, чтобы можно было остановить его, когда тело связано. Слово - Божественное дело, слово - Божие: когда мы связаны, оно свободно и простирается вперед. И вот мы пишем и проповедуем, хотя и связаны. Видишь ты чудо, видишь ты и пользу. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз** См. Толкование на [[new:2tim:02:07#lopuxin_ap|2 Тим. 2:7]] [<10>]