[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 2:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас** Поэтому-то, умоляю вас, будем всячески стараться в том, чтобы не лишиться такой славы. И в этом нет ничего трудного, если только мы захотим; ничего тягостного, если будем внимательны. **Если терпим, то с Ним и царствовать будем**. Что же значит **терпим**- Если будем переносить скорби,гонения, если будем идти тесным путем. Тесный путь сам по себе труден, но от нашей решимости и надежды на будущее он делается легким. //**Гомилии на Евангелие от Иоанна.**// ===== Свт. Лев Великий ===== **если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас** В чем для нас есть надежда жизни вечной, в том и образ терпения. Если мы страдаем с Ним, то с Ним и воцаримся; ибо, как говорит апостол, тому, кто говорит, что он пребывает во Христе, подобает поступать так, как поступал Он. К тому же мы действуем по образу лжепророчества, если не следуем установлениям Того, Чьим именем хвалимся, ибо они не были бы для нас тяжелыми и освободили бы нас от всяких бед, если бы мы не любили ничего, кроме того, что нам следует любить. //**Проповеди.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще терпим, с Ним и воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержется нас** Первая половина сего стиха должна быть соединяема с предыдущим стихом, а вторая с последующим. Ибо в стихах 11 — 13 Апостол, выясняя основания нашего упования, показывает, что будет с нами, если, прилепясь к Господу верою и любовию, мы умираем и терпим с Ним, и что будет, если отвратимся от Него неверием. На каждое показание идет по полтора стиха: на первое — стих 11 и половина — 12-го; на второе — половина 12-го и стих 13. Если, говорит, с Ним умерли, с Ним и жить будем; если с Ним терпим, с Ним и воцаримся. Сила речи в слове: **с Ним**. Оживут и вечно жить будут все; но с Господом жить будут только те, которые умерли с Ним,— и пребывая в общении с Ним непрерывном, и за Него. Равно терпят неприятности, скорби и лишения все, и ни одного человека нет, который бы не терпел; но за терпение воцарятся, то есть в Царствие Божие вчинены будут, как в наследие, или вечного удостоены будут блаженства только те, которые терпят с Господом, то есть по причине непоколебимого пребывания в общении с Господом верою и любовию и за это самое пребывание. Это общение и общее терпение,—то есть терпение того, что на всех лежит как бремя тяжкое,—превращает в средство к своцарению с Господом; ибо и этому терпению оно сообщает тот же дух, научая терпеть ради Господа. В каком отношении стоят: //умрохом// — и: //терпим//,— с одной стороны, и: //живем// — и: //воцаримся//,— с другой? Можно думать, что это два выражения одного и того же. И кто умирает с Господом, претерпевает смерть с Ним, и, кто терпит с Ним скорби, то же, что умирает с Ним,— в том смысле, что скорби горьки, как смерть, и в том, что благодушно терпящий их потому благодушествует при сем, что произволением уже предал себя на смерть за Господа. Равно и имеющий жить с Господом будет соцарствовать Ему, и имеющий соцарствовать Ему будет жить с Ним. То и другое означает вечное блаженство с Господом и в Господе. Два же выражения употребил Апостол для показания одного и того же, чтоб сильнее напечатлеть в уме предлагаемое основание упования нашего,—что, где Господь, там неотложно будут и верующие в Него истинно; только да пребудут они в непрерывном общении с Ним все время жизни своей,— веруя, благодатно освящаясь в таинствах и заповеди Его исполняя. Если, впрочем, под: //умрохом// — разуметь духовную смерть греху и произвольную готовность на страдания и смерть; то //аще терпим// — будет представлять некоторый придаток к тому, именно: если не только греху мы умерли, но и терпим ради Господа,—или: если не только произволением определили мы себя на смерть ради Господа, но и на деле терпим скорби и смерти, то не только оживем, но и воцаримся с Господом. Первое выражает Амвросиаст: «Апостол показывает здесь, что мы внидем в бессмертную славу со Христом, если пребудем в том состоянии, в какое поставило нас крещение,— где умирают все наши прегрешения, чтоб, быв обновлены, избегали мы прежних пороков и страстей и, следуя по стопам Господа, являлись мертвыми греху. Если же к сему прибавлено будет еще, что мы благодушно претерпим за имя Господне скорби и тесноты; то, претерпев их, всеконечно и царствовать будем с Ним: ибо достойно есть, чтобы тот, кто за Него терпит поношения и изгнания, прославленным явился в Царствии Его». Второе видим у святого Златоуста: «не сказал просто: //воцаримся//,—но: //аще терпим//,— показывая, что недостаточно умереть однажды («однажды (навсегда) вдать себя (произволением) на смерть» [блаженный Феофилакт]), — сам блаженный умирал ежедневно (см.: [[new:1kor:15:31|1 Кор. 15, 31]]), — а нужно много иметь терпения», — «всегда терпеть, чтоб сподобиться и соцарствования с Господом» (блаженный Феофилакт). **Аще отвержемся, и Той отвержется нас** Выставляет Апостол и вторую сторону дела, — что будет с нами, если не прилепимся к Господу верою и любовию,—чтоб и предложенное основание упования яснее напечатлеть в уме и, кроме того, оживить ревность к выполнению условий упования. Эти слова Апостола то же производят, что тени в картине, которые обыкновенно делают более выдающимися светлые ее части, — и что производит на искушаемого разленением страх готовой беды за леность, отрезвляя, возбуждая и всякие извинения прогоняя. «И от противоположного, от того, что будет с нами в противном случае (то есть если не умрем, не претерпим с Ним), заимствует Апостол подтверждение слову своему. Ибо воздаяние будет не за добрые только отношения к Господу, но и за противоположные тому» (блаженный Феофилакт). «Если б и злые могли сделаться участниками того же (что ожидает добрых), то это не было бы утешением; и если бы терпевшие должны были воцариться со Христом, а не терпевшие получили бы только то наказание, что не воцарились бы с Ним, то хотя и это страшно, но для многих не было бы достаточною угрозою. Посему Апостол и говорит нечто страшнее: //аще отвержемся, и Той отвержется нас//. Представь же, что будет терпеть тот, кто отвержен будет от Царствия Его? Воздаяние не равно делу преступления, хотя по словам и кажется так. Мы, отрекающиеся Его,— люди, а Он — Бог; нужно ли говорить, какое расстояние между Богом и людьми?» (святой Златоуст). Отсюда заключай, сколько отвержение Божие страшнее и бедственнее по последствиям всякого человеческого отвержения. «Подумай, что должен будет пострадать отвергшийся Христа?» (блаженный Феофилакт). **Аще отвержемся** Апостол поставляет нас пред лицом лишений, скорбей, страданий, мук и смерти — и говорит: несмотря на то, что, опираясь на такую тесноту обстоятельств, можно бы присвоять себе некое извинение в отвержении Господа: что делать? немощь! не жди, однако ж, чтоб приговор над тобою был льготнее. Будет отвержение за отвержение. Так Сам Господь и Спаситель сказал: //иже отвержется Мене пред человека, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех// (ср.: [[new:mf:10:33|Мф. 10, 33]]). И сказал сие после: //не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити, убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне// (ср.: [[new:mf:10:28|Мф. 10, 28]]),— давая разуметь, что, как ни тесно бывает, когда смерть пред глазами, но, кто и в такой тесноте, пожалев тело, отвергнется Его, тот отвержен будет и Им и погубит не тело только, но и душу. Отвержение Господом есть низвержение в геенну, на вечные муки. **//Толкование на второе послание к Тимофею.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас** **Если претерпим** пред гонителями, то **и совоцаримся** (с Ним) по кончине мира; - **если отречемся** или во время гонения или без гонения, и **Он отречется от нас**, как и Сам сказал: //если кто отречется от Меня пред людьми, и Я отрекусь от него пред Отцем Моим на небесах// ([[new:mf:10:33|Мф. 10:33]]). =====Прп. Икумений Триккский===== **Аще терпим, с Ним и воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержется нас** См. Толкование на [[new:2tim:02:11#prp_ikumenij_trikkskij|2 Тим. 2:11]] **//Второе послание к Тимофею.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Если терпим, то с Ним и царствовать будем** Недостаточно дать себя на какую-либо смерть однажды, но навсегда. //Я каждый день//, говорит апостол,// умираю// ([[new:1kor:15:31|1 Кор. 15:31]]). Итак, нужно много терпеть, чтобы нам сподобиться и царствования со Христом. **Если отречемся, и Он отречется от нас** Апостол подтверждает свое слово и от противоположного. Ибо воздаяние будет не за добрые только отношения к Господу, но и за противоположные тому. //Кто отречется//, говорит Он,// от Меня, отрекусь от того и Я// ([[new:mf:10:33|Мф. 10:33]]). Подумай, что должен будет перенести отрекшийся от Христа? //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас** См. Толкование на [[new:2tim:02:11#lopuxin_ap|2 Тим. 2:11]] [<10>]