[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 2:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные** Этим Павел говорит, что как в большом доме обыкновенно бывают весьма различные сосуды, так и здесь, во всей вселенной. Не о Церкви он говорит, но обо всем мире. Не разумей здесь Церкви: он не желает, чтобы в ней был какой-нибудь сосуд деревянный или глиняный, но чтобы все были золотые и серебряные там, где Тело Христово, где чистое дело, не имеющее скверны или порока. //**Гомилии на 2-е послание к Тимофею.**// ===== Свт. Василий Великий ===== **А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные** Каждый из нас, учеников Слова, есть служитель одного какого-нибудь дела из предписанных нам Евангелием. В **большом доме**, этой Церкви, есть сосуды не только **золотые и серебряные**, и **деревянные и глиняные**, - но и всякого рода искусства. //**Гомилия на слова: «Берегись».**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **В велицем же дому не точию сосуды злати и сребряни суть, но и древяни и глиняни, и ови убо в честь, ови же не в честь** Решается второе недоумение: зачем есть слабые в вере и в жизни по вере? Ответ в настоящем стихе такой: так необходимо по течению дел настоящего периода бытия мира и людей. Объясняется он сравнением положения дел в Церкви с порядками по домоправлению. Как в большом доме бывают вещи золотые и серебряные, бывают и деревянные и глиняные,— и одни из них обращаются на почетное употребление, а другие на непочетное: так и в Церкви — сем доме Божием, великом и славном, есть лица, отвечающие достоинством своим золоту и серебру, и есть лица, отвечающие дереву и глине, — и бывают из них одни досточтимы, а другие никакой не имеют цены. Последняя половина сравнения Апостолом умолчана. Ее надлежит дополнить нам самим,— и дополняем, как показано. И самая причина, почему так бывает, не обозначена, а только дано разуметь, что как в доме бывает и хорошее и нехорошее, так и в Церкви или среде верующих. Намекается будто: будьте довольны и этим показанием, а далечайшего и глубочайшего не ищите. Не ваше дело, как и святому Антонию Великому сказано было свыше на пытливое его искание, почему есть добрые и злые. И Спаситель, говоря о Царстве Своем,— притчами о земле, засеянной добрыми семенами, на которой, однако ж, показались потом и плевелы, и о неводе, захватившем добрых и худых рыб,—показал только, что и в Церкви Его так будет, до судной жатвы и до окончательного разбора дел; а почему так будет, не сказал. Конечно и Он так поступил, внушая, чтоб мы не брались не за свое дело, а веровали, что Господь все устрояет к наилучшему. Думается, что слова: золотые и серебряные, деревянные и глиняные, также в честь и не в честь,— Апостол употребил только для яснейшего показания разности в вещах, бывающих в доме, а не имел в мысли иносказательно указать этим на такие и такие именно разные лица, бывающие среди верующих в Церкви. Почему можно оставить их без иносказательного истолкования. Впрочем, блаженный Феодорит не счел излишним дать им истолкование, но пишет: «Апостол уподобил сосудам золотым — сияющих благочестием и добродетелию (от всего отрешившихся и Богу всю жизнь посвятивших), серебряным же — при вере и праведности возлюбивших жизнь гражданскую (благочестивых мирян), деревянным и глиняным — живущих в злочестии и лукавстве». Под домом наши восточные толковники — святой Златоуст, Феодорит, Экумений и Феофилакт — разумеют мир, а западные — Амвросиаст и, говорят, Киприан и блаженный Августин — разумеют Церковь. Хотя, по течению речи, более к делу подходит последнее разумение; но не следует устранять и первого. Потому что вопрос о смешении добрых и злых порождается и положением всего мира; почему при решении его нельзя не брать и этого во внимание. К тому же и мир есть дом Божий. **//Толкование на второе послание к Тимофею.//** ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные** Если и оказываются в Церкви плевелы, это не должно составлять препятствия для нашей веры или любви. Нам самим не следует отступать от Церкви из-за того, что усматриваем в ней плевелы, а только нужно стараться о том, чтобы мы могли быть пшеницею и, когда начнут складывать хлеб в Господни житницы, могли бы получить по делу и труду нашему. ...Какой порыв гордости, какое забвение смирения и кротости, какая угодливость своему высокомерию в том, кто отваживается или думает, что может отделять то, чего не дал Господь и апостолам! Кто думает, что может отделять куколь от хлеба, и, как будто ему поручено изметать мякину и очищать гумно, силится отделять плевелы от пшеницы? Кто, имея в виду слова апостола: **в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные**, - воображает, что может выбирать **сосуды золотые и серебряные**, а **деревянные и глиняные** презирать, отвергать, осуждать, между тем как только в день Господень сосуды деревянные сожжены будут пламенем Божественного гнева, а глиняные сокрушатся Тем, Кому дан железный жезл? //**Послания.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении** Привел и пример в речи своей. Церковь, говорит, находящаяся во вселенной, подобна **большому дому**, где **не только есть сосуды золотые и серебряные**, кои назначаются **для почести и славы**, **но и деревянные и глиняные - для употребления непочетнаго**. Не так однако надо понимать это, чтобы в церкви нужно было заблуждение тех (лжеучителей), подобно той пользе, какую в большом доме приносит употребление непочетных сосудов. **//Второе послание к Тимофею.//** =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 20-21 **В велицем же дому не точию сосуди злати и сребрени суть, но и древяни и глиняни: и ови убо в честь, ови же не в честь. Аще убо кто очистит себе от сих, будет сосуд в честь, освящен, и благопотребен Владыце, на всякое дело благое уготован** Есть еще и теперь такие, которые удивляются, почему люди злые не погибают. На это мы отвечаем. Подобно тому как в большом доме есть различные сосуды, так и в миpе есть различные люди. Но не Бог сделал их злыми, иначе каким образом они могли бы очистить себя от зла? Между тем сейчас же высказывается это самое побуждение тем, которые сами себя довели до такого состояния. - **Ови убо не в честь**, т. е. **деревянные и глиняные сосуды**. - **Аще убо кто очистит себе**... Если быть **глиняным** считается позором и нечистотою, то почему же сам Павел об Апостолах сказал: **имамы же сокровище cиe в скуделных сосудех** [[new:2kor:04:07|(2 Кор. 4:7)]]? На это нужно сказать следующее: там идет речь об одной только телесной их природе, не как о нечистой, а как о происшедшей из земли и глины, из которых делаются сосуды; можно, значит, понимать там слова – скудельные сосуды в сравнении с тем сокровищем, которое находится в них, – а здесь Апостол рассуждает о добродетельных и порочных людях, называя порочных – **глиняными**, а добродетельных – **золотыми**; такие люди по собственной воле могут изменяться, и к добру, и к злу. – **Будет сосуд в честь. Сосуды глиняные и золотые** такими же всегда и остаются в доме, а люди, подобные **глиняным сосудам** чрез усердие могут сделаться подобными **золотым**, подобные же **золотым** чрез небрежность могут уподобиться **глиняным**. Итак, если кто, говорит Апостол, очистит себя от всего того, что свойственно людям, уподобившимся **деревянному и глиняному сосуду**, если не будет иметь никакой свойственной им нечистоты, тот **будет благопотребен Владыке**, а те – разумеется – не благопотребны. - **На всякое дело благое уготован**. Если теперь не вполне благоприятное время для делания, то нужно однако быть способным и готовым перенести гонения, всякия скорби и даже мучения. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные** Мир этот – дом великого Архитектона – Господа Бога; сосуды златые и серебряные или деревянные и глиняные – народы, ведущие Бога, благочестивые, или идолопоклонники и нечестивцы; или частные лица – благочестивые или небогобоязненные. В семье не без урода, и в дому не все хорошие, драгоценные сосуды, но иные и недорогие, низкого достоинства. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Августин ===== **А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные** Таким образом, Киприан, осуждая тех, кто отторгает себя от единства якобы во избежание общения со злыми, указывает, что **большой дом**, упоминаемый апостолом, в котором есть сосуды не только **золотые и серебряные**, но и **деревянные и глиняные**, следует понимать не иначе как Церковь, в которой есть добрые и злые, пока в конце концов она не очистится, словно провеянное гумно. //**О крещении.**// ---- В христианском сообществе, насколько это касается причащения таинствам и приобщения к ним, они [верные и святые] //превышают число//[[old:ps:039:06| (Пс 39:6)]]. Итак, одно дело - число, а другое - превышающие число. Число -- те, о которых апостол говорит: //познал Господь Своих// [[new:2tim:02:19|(2 Тим 2:19)]]. Однако есть и //превышающие число//, поскольку **в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении**. Так вот, число - это сосуды в почетном употреблении; превышающие число - это сосуды в низком употреблении. //**Проповеди.**// ---- Этот закон любви оглашен устами Самого Господа Христа: ведь это Его притчи и о плевелах, которые до времени жатвы во всем мире нужно оставлять на одном поле с пшеницей, и о худых рыбах, которых нужно оставлять в одном неводе вместе с остальными до того, как вытащат его на берег. //**Послания.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные** Ковчег Ноев изображал собою Церковь, как говорит апостол Петр. ...Как в том ковчеге были все роды животных, так и в этой находятся люди всяких народностей и обычаев. Как там были барс с козами и волк с овцами, так и здесь упоминаются праведные и грешные, то есть **сосуды золотые и серебряные** вместе с **деревянными и глиняными**. //**Спор люциферианина и православного.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные** Апостол **огромному дому** уподобил мир, а сосудам **золотым** - сияющих благочестием и добродетелью, **серебряным же** - при вере и праведности возлюбивших жизнь гражданскую, **деревянным и глиняным** - живущих в злочестии и лукавстве. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные** Так как многие смущаются, зачем в мире существуют злые люди, то Павел, оставив другие причины, сейчас указывает эту: потому, что в большом доме бывают разные сосуды. Большим домом называют мир, а не Церковь; он желает, чтобы ни одного деревянного сосуда, а все золотые и серебряные сосуды находились в Церкви, где Тело Христа, где Дева, не имеющая порока. **И одни в почетном, а другие в низком употреблении** Золотые сосуды, то есть добродетельные люди, в почетном, деревянные же и глиняные, то есть дурные люди, в низком употреблении. Не сказал: в пользу и не в пользу, потому что и дурные люди, хотя они и непригодны для добродетели, все же они полезны в общем состоянии мира, для некоторого домостроительства, как например, фараон. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные** Бог, нужно веровать, все и всегда делает и распределяет по справедливости. Апостол так же учит, говоря: **А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.** //**О началах.**// ===== Амвросиаст ===== **А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные** Этим изречением Павел обозначил то, что в Церкви находятся разные люди. ...Однако безумный Новациан, чтобы способствовать своему заблуждению, говорит, что это место надлежит понимать иначе: следует считать, что большой дом обозначает весь мир, ибо в нем живут разнообразные люди. //**На 2-е послание к Тимофею.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-23 **А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры** Кого понимать здесь под сосудами? Конечно, отдельных христиан, так или иначе содействующих прогрессу церковной жизни. Но между христианами есть различие в дарованиях. Одни, по благости Божией, имеют необыкновенные дарования, обладают напр. блестящим ораторским талантом, другие же всегда выглядят в высшей степени скромными, потому что не обладают никакими выдающимися способностями (ср.[[new:mf:13:23| Мф XIII:23]]; [[new:1kor:12:14|1 Кор. XII:14]] и сл.). Первых можно назвать сосудами, сделанными из блестящих и дорогих материалов - из золота и серебра, вторые приготовлены из дерева и глины. Но и последние имеют часто большое значение в жизни Церкви. С другой стороны в Церкви есть сосуды, в которые собирается, так сказать, вся грязь и сор из дома - это люди безбожные, нечестивые, хотя и продолжающие носить имя христиан. Такие люди, конечно, могут быть и среди тех лиц, которые имеют особые дарования. Тимофей не должен поэтому увлекаться внешностью, а должен оценивать людей по их внутреннему достоинству. Если видный христианский оратор сам не отстал от языческих привычек, от него Тимофей должен сторониться ("кто будет чист от сего"). И всякий христианин, отделяющийся от таких нечестивых людей, если еще не может быть назван сосудом в "чести", то может сделаться таким со временем (ср. [[new:1kor:12:22|1 Кор. XII:22-25)]]. **Юношеских похотей убегай** - т. е. не увлекайся свойственными молодым людям взглядами на вещи. Молодежь часто увлекается внешним блеском, не придавая значения внутренним достоинствам человека. Тимофей должен поступать иначе. Он должен оценивать людей с точки зрения христианской морали и искать себе друзей только среди людей честных и искренно чтущих Бога. От разных споров, хотя бы иные в них и показывали свои высокие умственные способности, Тимофей должен сторониться (ср. ст. 14-й). //**Толковая Библия.**// [<10>]