[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 2:21 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело** Невместимый Бог мог через плоть бесстрастно вступить в борьбу со смертью, чтобы собственным Своим страданием даровать нам бесстрастие. ...Ибо Сам, //связав сильного, расхитил вещи его// [[new:mf:12:29|(Мф. 12:29)]], то есть нас, которых крепкий [сатана] употреблял на всякое лукавое действие, и Сам соделал нас сосудами **благопотребными Владыке**, через уготовление того, что зависит от нас, на всякое доброе дело. //**О Святом Духе.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще убо кто очистит себе от сих, будет сосуд в честь, освящен и благопотребен Владыце, на всякое дело благое уготован** Здесь и причина указывается, по коей благость Божия благоволит терпеть вместе с добрыми и худых, как в Церкви, так и во всем мире, подобно хозяину, терпящему в доме и хорошее и худое. Хозяин терпит и худое, потому что оно пока к чему-либо гоже, не имея надежды, что оно станет хорошим; Господь же терпит не по этому одному, но особенно потому, что свободная тварь, неверующая и худо живущая, может прийти в себя, опомниться и измениться на лучшее. «Сосуды,— пишет Феодорит,— осудила сама природа (если они не в честь), а людей честными или нечестными соделала воля». Но сия воля, сейчас неисправная, сейчас же может измениться в исправную. «Выбор лучшего зависит от нашей решимости» (блаженный Феодорит). Решится худой с Божиею помощию — и начнет быть хорошим. Сего-то момента ожидая, благость Божия щадит неверующих и недобрых и удерживает готовую покарать их правду Божию. Это и разумеет Апостол, говоря: **аще кто очистит себе от сих**. — **От сих** — от того, что делает его похожим на сосуд не в честь, от страстей и грехов. Очистить себя — значит: сознать худобу худого в себе, отвратиться от него, положить твердое намерение не делать его более и, исповедав то духовному отцу, получить разрешение и потом уже не допускать себя впадать в ту же вину. Утвердившийся в сем, чистом от всякого худа, образе жизни, внешней и внутренней, уже не будет походить на сосуд в доме, который не в честь, но станет сосудом в честь, благопотребным и гожим на всякое доброе дело — и, кроме того, освященным,— станет некако священною вещию,—как и в самом деле есть: ибо он тогда не прост будет, а благодатию преисполнен и Бога в себе носить будет. Сего ради изменения и поступления, вместо бесчестного, в такое светлое состояние и терпятся худые. Святой Златоуст говорит: «видишь ли, что быть золотым или глиняным зависит не от природы или вещественной необходимости, а от нашей воли? В природе глиняный сосуд не может сделаться золотым и золотой не может сделаться столь низким, как глиняный; а здесь (в душах людей) бывает великая перемена и превращение. Павел был глиняным сосудом, но стал золотым; Иуда был золотым сосудом, но стал глиняным. Таким образом, нечистота делает людей глиняными: прелюбодей, корыстолюбец суть глиняные». Что значат в применении слова: **сосуд освящен, благопотребен, на всякое дело уготован** — можно не пытаться определять в частности. Обще же они значат, что верою и благодатию очистившийся от всего худого, нечистого и страстного, и предавший себя вседействию Божию соделывается в руках Божиих орудием, благопотребным к исполнению промыслительных Его действий о мире и человеках. Умеет таковой внимать и слышать разумно в сердце своем Божий веления и потом, не щадя живота, исполнять их. Почему в действиях своих он всегда попадает на след воли Божией: что всего драгоценнее для всякого христианина, тем паче для архипастыря. Так как такого рода состояние делает достигшего его наиблагоразумнейшим; то можно положить, что речь Апостола с 19-го стиха указывает путь к достижению благоразумия, о коем он начал давать архипастырю уроки с 14-го стиха. После сего следующий, 22-й, стих будет иметь значение заключительного предостережения от того, чем можно потерять сей дар, и указания на то, чем он обезопашивается и укореняется. //**Толкование на второе послание к Тимофею.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело** **Итак, если кто** пожелает и **очистит себя от** чуждых **тех** слов, коим учил, - тот **будет** после сего **сосудом почетным, освященным и благопотребным Владыке своему, уготованным** не для извращения умов, но **на всякое дело доброе уготованным**. //**Второе послание к Тимофею.**// =====Прп. Икумений Триккский===== **Аще убо кто очистит себе от сих, будет сосуд в честь, освящен и благопотребен Владыце, на всякое дело благое уготован** См. Толкование на [[new:2tim:02:20#prp_ikumenij_trikkskij|2 Тим. 2:20]] ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== **Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело** Ясно, что очищение происходит добровольно. Ибо **кто будет**, говорит апостол, **чист от сего..**. Отвечает же этому подобное соответствие, что... если не очистит, тот будет сосудом не в чести, бесполезным для Владыки, достойным сокрушения. //**Изложение веры.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным** Видишь ли, что быть золотым или глиняным зависит не от природы или вещественной необходимости, как думают манихеи, а от нашей воли? Ибо каждому возможно очистить себя, то есть совершенно освободить от глиняного и деревянного и утвердить в себе золотое и серебряное произволение. Павел был глиняным, но стал золотым. Иуда был золотым сосудом, но стал глиняным. Итак, если глиняные сосуды унижаются, то как апостол говорит в другом месте: //сокровище сие мы носим в глиняных сосудах// ([[new:2kor:04:07|2 Кор. 4:7]])? Там он говорит о природе нашего тела. Ибо как глиняный сосуд есть не что иное, как обожженная глина, так и тело наше, есть не что иное, как земля, скрепляемая теплотой души. Здесь же апостол говорит о свободном произволении. **И благопотребным Владыке** Итак, глиняные сосуды негодны для руководственной цели Господа Бога, Который хочет, чтобы все спаслись, хотя, как сказано, эти сосуды и представляются пригодными для иного употребления. **Годным на всякое доброе дело** То есть хотя бы и не настало время делания, однако он будет пригоден и готов даже на мученичество или девство. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело** Потому что, кто очистит себя, находясь в этой жизни, тот будет приготовлен ко всякому доброму делу в будущем. //**О началах.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело** См. Толкование на [[new:2tim:02:20#lopuxin_ap|2 Тим. 2:20]] ===== Высказывание отцов ===== **Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело** Брат спросил авву Пимена, говоря: «Почему бесы склоняют мою душу завидовать тем, кто стоит выше меня, и презирать тех, кто ниже меня?» Говорит ему старец: «Об этом апостол сказал вот что: //в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные//,( [[new:2tim:02:20|2 Тим. 2:20]]) и **если кто очистит себя от всего такого, то он будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело**. //**Высказывания отцов.**// [<10>]