[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 2:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== ст. 22-24 **Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым** Не будем сердиться и гневно относиться к ним, но будем кротко беседовать с ними; ибо нет ничего сильнее скромности и кротости. Посему и Павел повелел тщательно придерживаться этого, сказав: **рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем**, не сказано - к братьям только, но - **ко всем**. И еще: //кротость ваша да будет известна//: не сказал - братьям, но - //всем человекам// [[new:fil:04:05|(Флп 4:5)]]. Ибо //что пользы//, говорит Господь, //если вы будете любить любящих вас// [[new:mf:05:46|(Мф 5:46)]]? //**О непостижимой природе Бога.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Похотей юных бегай: держися же правды, веры, любве, мира со всеми призывающими Господа от чистаго сердца** Того бегай, а этого держись — и будешь Домувладыце сосуд благопотребен, то есть будешь в руках Господа благопотребное орудие к водворению спасения среди людей. Святой Тимофей, конечно, уже был таков. Ему делается только напоминание,—и, может быть, не столько ему, сколько в лице его всем пастырям и архипастырям. Под юными похотями разумеются не плотские влечения: от них предостерегать,— надо полагать,— излишне было святого Тимофея; но более юношеская стремительность, не дающая спокойно обсуждать дела и толкающая на неблагоразумные шаги,— например, на споры и в спорах на раздражающую резкость и подобное. Святой Златоуст говорит: «юные похоти суть не только блудные, но и всякий неуместный порыв обличает юность. Пусть заметят себе это состарившиеся,—что им не следует делать то, что делают юнейшие. На словах ли кто резок, или в делах обнаруживает настойчивость и властительство, или другое что подобное себе позволяет — все это суть юношеские неразумные стремления. Всему этому свойственно бывать, когда сердце еще не умерено и не установлено и когда помыслы ума не углублены, а легко парят по верхам. Посему, дабы никто не увлекался сим, что внушает Апостол? Фантазий юношеских бегай». Устранив могущее сталкивать на неблагоразумный образ действования, Апостол указывает нравственные опоры благоразумия. **Держися же**, διωκε, — гони, ревностно стремись, всячески старайся проявлять, — **держися же правды, веры, любве и мира**. Правда и любовь — два расположения, обнимающие все нравственно-добрые деяния и отрицающие все недобрые. **Правда** не дает сделать что-либо недолжное и держит в пределах должного, а любовь устремляет внутри сих пределов размножать всякое благо. **Вера** — родительница сих расположений, питательница и хранительница, а **мир** — порождение их, общий итог дел их, как бы облак, осеняющий их. Кто, воодушевляясь верою, всю ревность обращает на дела правды и любви и чрез то ходит под облаком мира, в делах того не может не царствовать всестороннее благоразумие. **Мир** иметь внушает Апостол **со всеми призывающими Господа от чистаго сердца**. Два ограничения положил: **с призывающими Господа** — и: **призывающими от чистаго сердца**. Не то внушает он, чтоб с другими не блюл заботливо мира; но предостерегает, чтоб не дружился с ними, не доходил до того, чтоб жить с ними душа в душу. Общее согласие и мирность со всеми держать должно, а душа в душу жить и должно, и можно только с верующими, которые разумеются под призывающими Господа. В сем отношении ничто не мешает слова: **от чистаго сердца** — соединять **с миром**,— чтоб было: держи чистосердечный мир с призывающими Господа. Мир с такими сам собою устрояется и наполняет сердца верующих, особенно пастырей, более знающих всех пасомых. Единство убеждений и стремлений сливает души, и они живут одна в другой. Такое, впрочем, слажение душ препятствуется и нарушается там, где замечается в ком-либо неискренность веры. Коль скоро открывается, что тот или Другой неискренно призывают Господа или веруют в Него не от сердца; тотчас слажение с ними расстроивается, по естественному при сем подозрению, что, верно, они иные преследуют цели, а не те, кои внушаются верою. Не туда метят; нечего с ними и ладить. В сем отношении: **от чистаго сердца** — надо соединять с **призывающими Господа**. Святой Златоуст так толкует сие: «что значит: **с призывающими Господа от чистаго сердца**? Он как бы так говорит: доверяй не всем, призывающим Господа, но только таким, которые призывают Его непритворно, нелицемерно, не лукавят; с такими сообщайся, с другими же не следует быть коротким, но только соблюдать мир сколько возможно». //**Толкование на второе послание к Тимофею.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== ст. 22-24 **Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым** Если же кто-нибудь с гораздо большим усердием защищает свое неправое и ложное [дело], чем сочувствует праведному и истинному другого человека, то это происходит единственно от наклонности к самомнению и высокомерию. Это самое провидя, блаженный апостол Павел пишет к Тимофею и научает, что епископу не следует быть сварливым и любителем споров, но **учительным и незлобивым**. Способен же к учительству тот, кто, будучи сам терпелив, обладает кротостью и тихостью, находясь в обучении. Ибо и епископу следует не только учить, но и учиться; и тот только лучше и научает, кто каждодневно сам возрастает и преуспевает в изучении лучшего. **//Послания.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца** **А юношеских похотей избегай**, кои тебя преследуют, **но достигай правды**, то есть дел правды, - достигай истинной **веры** к Богу и совершенной **любви** к людям. **Мир** же да будет здесь и там **с теми, кои призывают Господа от чистаго сердца** и не уклоняются от истинной веры своей. //**Второе послание к Тимофею.**// =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 22-26 **Похотей юных бегай: держися же правды, веры, любве, мира со всеми призывающими Господа от чистаго сердца. Буих же и ненаказанных стязаний отрицайся, ведый, яко раждают свары: рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учителъну, незлобиву, с кротостию наказующу противныя: еда како даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диаволъския сети, живи уловлени от него, в свою его волю** **Под юношескими похотями** разумеется не один только блуд, но и всякое неразумное пожелание, напр. если кто страстно желает господства или денег: все это бессмысленные фантазии, свидетельствующие об уме еще незрелом. Видишь ли, как и старик может сделаться юношей. - **Держися же правды**. Под **правдою** Апостол разумеет здесь чистосердечное и постоянное расположение к возлюбленным чадам... - **Любве, мира со всеми призывающими Господа**. Доверяй только тем, которые не притворно, не лукаво призывают Господа, миролюбивым, не спорливым, – с такими входи в общение, по отношению к ним держись всего того, о чем здесь сказано. - **От чистаго сердца**, так как можно призывать Господа и с притворным благочестием. - **Буих же и ненаказанных стязаний отрицайся**. Но бывают и разумные изыскания, напр. относительно Священнаго Писания. Почему же Апостол сказал: **отрицайся**, а не сказал лучше: побуждай их и изобличай? Потому что все это дело не будет иметь добрых последствий: отсюда **раждаются ссоры. - Рабу же Господню не подобает сваритися**. Рабам Христовым нужно быть миролюбивыми. - **Но тиху быти ко всем**. Если нужно быть тихим и кротким, то почему же Апостол в другом месте сказал: //обличай их нещадно// [[new:tit:01:13|(Тит. 1-13)]] и: //никтоже о юности твоей да нерадит// [[new:1tim:04:12|(1 Тим. 4:12)]]? потому что и **с кротостию** можно обличить строже, чем с суровостью. – **Учителъну** – по отношению к тем, которые желают учиться, а //еретика человека по первом и втором наказании отрицайся// [[new:tit:03:10|(Тит. 3:10)]]. – **Незлобиву, с кротостию наказующу противныя.** – Суровость еще сильнее ожесточает, а **кротость** легко убеждает. Кто может быть убежден человеком дерзким, которому увещеваемый часто даже противодействует? Но почему же в другом месте Апостол говорит, чтобы после перваго и второго вразумления отвращаться от еретиков? Ведь и здесь под **противными** (ἀντιδιατιθεμένους) он разумеет тех же еретиков? На это ответим: от явных еретиков и неизлечимо больных нужно отвращаться, а те люди, о которых здесь идет речь, были только сомневающиеся, – что видно и из последующих слов: **Еда како даст им Бог покаяние**; так обыкновенно выражаются только о тех, относительно которых еще ничего положительного неизвестно. - **С кротостию наказующу**. Это весьма необходимо. Часто такого человека, которому уже десять раз давали совет, и который этих советов не слушал, – другой убеждает одним своим советом. Это происходит от того, что и предыдущие десять советов незаметно производили на него свое влияниe. - **Еда како даст им Бог покаяние в разум истины**. Если так и случится, говорит Апостол, то это дело Божие, а не твоей **кротости**; приписывая случившееся Богу, он смиряет гордость учителей. - **И возникнут от диаволъския сети**. Что значит **разум** т.е. познание истины? То, чтобы освободиться от диавола и незаконных учений к правой вере. Смотри, как Апостол сказал: **возникнут** (ἀνανήψαι – протрезвятся) **от сети диавола**, как-будто от опьянения или умопомешательства. Подобно тому, как воробей, хотя он только кончиком ножки зацепился за сеть, уже пойман ею, – так и мы, хотя изменяем даже малейшую частичку в учении, уже действуем **в сети диавола**. - **Живи уловлени от него, в свою его волю**. Не даст ли Бог..., чтобы освободились **от сети диавола живи уловлени**, т.е. увлеченные заблуждением и подчиненные **воле диавола**. Всех, уловленных лукавым учением, он держит уже в своей воле. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Юношеских похотей убегай** Юношеские похоти - не только блудная похоть, но и всякое неуместное пожелание, властолюбие, или корыстолюбие. Ибо эти страсти и фантазии безрассудны и свойственны нетвердым душам. Смотри, как и старость уподобляется юности. **А держись правды** Правдой называет добродетель вообще. **Веры** Истинной и твердой веры и расположения к тем, кого любишь. Как бы так говорит: не будь неверен и нетверд. Поэтому прибавляет следующее. **Любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца** То есть доверяй только тем, которые призывают Господа непритворно и нелицемерно, которые любят мир и несклонны к распрям; с ними общайся. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца** См. Толкование на [[new:2tim:02:20#lopuxin_ap|2 Тим. 2:20]] [<10>]