[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 2:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым** См. Толкование на [[new:2tim:02:22#svt_ioann_zlatoust|2 Тим. 2:22]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учителъну, незлобиву, — с кротостию наказующу противныя** Здесь предмет настоящего отделения. Спорить не спорь, а учить учи и противников, но тихо и кротко. «Ибо без споров должен предлагать Божественные наставления тот, кому вверено проповедание оных» (блаженный Феодорит). «Не должно ссориться и при состязании; рабу Божию должно быть далеким от ссор. Если Бог есть Бог мира, то раб Бога мира как может ссориться?» (святой Златоуст). **Но тиху быти ко всем** Тиху, но не вялу. Вялое слово никакого действия не произведет. Надо и сильно говорить и нессорливо. Иначе почему бы он писал в другом месте: //обличай со всяким повелением// ([[new:tit:02:15|Тит. 2, 15]]) — и еще: //обличай их нещадно// ([[new:tit:01:13|Тит. 1, 13]])? И это повелевает он делать в духе кротости. Сильное обличение, когда оно делается с кротостию, особенно может трогать. Сильное слово без кротости может разве только пристыдить, а будучи соединено с кротостию, оно возьмет за сердце и победит (см.: святой Златоуст). **Учительну**,— «то есть для всех, желающих учиться» (святой Златоуст). Кто с спорливостию завязывает беседу, от того отрицайся; а кто ищет вразумления и наставления, того не отказывайся научить. Пастырь должен и сам отыскивать особящихся в учении, чтобы вразумить их речью кроткою, но сильною; и уже, когда кто из них упорно останется с своим иномыслием, в противность истине Божией, тогда отрицаться от него, как заповедует святой Павел в другом месте:// еретика человека по первом и втором наказании отрицайся// (ср.: [[new:tit:03:10|Тит. 3, 10]]). **Незлобиву** — не серчать и не раздражаться при безуспешности вразумляющего слова. «Хорошо прибавил это Апостол; учителю особенно нужно иметь незлобие; иначе все будет тщетно. Если рыболов, целый день бросая сети и ничего не поймав, не приходит в отчаяние, то тем более (не должно отчаяваться) нам. Ибо часто случается, что плуг слова, действуя непрестанным внушением, входит в глубину души и истребляет овладевшую ею страсть. Кто слушал тысячу раз, тот должен что-нибудь почувствовать; ибо невозможно, чтобы человек, слушая непрестанно, нисколько не почувствовал. Таким образом, может случиться, что человек, уже готовый убедиться, потеряет все от нашего нетерпения; и произойдет то же, как если бы кто-нибудь, неискусный в земледелии, насадив виноград и окопав его в первый год, и во второй, и в третий, в надежде получить плоды, но, не получив их и потеряв надежду, по прошествии трех лет в четвертый год оставил бы его (без попечения, бросил), именно тогда, когда Должен был получить воздаяние за труды свои» (святой Златоуст). **С кротостию наказующу противныя: еда како даст им Бог покаяние в разум истины?** «Сказав: **незлобиву**,— Апостол не довольствуется этим, но присовокупляет: **с кротостию наказующу противныя**. Здесь особенно нужно учителю поступать с кротостию; душа, имеющая нужду в наставлении, не может принять что-нибудь полезное, когда оно преподается сурово и с бранью, — и хотя готова слушать, но, будучи приведена в недоумение, не усвоит ничего. Кто хочет научиться чему-либо полезному, тот прежде всего должен быть расположен к учителю. Если же это предварительно не устроено, то не может произойти ничего надлежащего и полезного. Но никто не может быть расположен к человеку, который сердится и бранится. **С кротостию**— говорит. Видишь, как должно приступать к желающим научиться? И не нужно оставлять собеседования с ними прежде их убеждения» (святой Златоуст). «Апостол и учит святого Тимофея пребывать в учении и не отчаяваться в рассуждении тех, которые не легко принимают слово проповеди. Кто с отеческою кротостию преподает учение неверующим и великодушно выслушивает их возражения, тот нередко убеждать может и крайне упорных еретиков» (блаженный Феодорит). **Еда како даст им Бог покаяние в разум истины** **Еда како даст** — не даст ли как-нибудь, нет уверенности, но и не отчаявается: может быть, образумятся. Указывает трудность исправления падшего в ложь: только Бог силен исправить его; внушает терпеливо продолжать вразумление его в надежде исправления, хотя слабой, и, следовательно, законополагает не отрицаться и не отсекать заблуждших, пока не удостоверишься, что они неисправимы и вредны для христиан верных, но простых в вере. Святой Златоуст говорит: «смысл этих слов следующий: может быть, и будет какое-либо исправление. Слово: **еда како** — употребляется о предметах, неизвестных в точности; следовательно, нужно отступать только от тех людей, о которых можем точно сказать и о которых убеждены, что они неисправимы, какие бы меры ни были употреблены. И то внушает сие слово, что при вразумлении надо иметь великое долготерпение. Заметь также, как он научает смиренномудрию. Не сказал: может быть, ты будешь в состоянии, но: **еда како даст им Бог возникнуть**; если и произойдет что-нибудь, все принадлежит Господу; ты насаждаешь, ты поливаешь, а Он возращает и устрояет плодоношение». Говорит: **не даст ли Бог?** Но Бог всегда готов дать и ведение истины, и силу на добро. Но Он Дает не по одной власти вседержительства, а всегда по склонению произволения человеческого. Склонится произволение к желанию блага от Бога и взыщет его,— и Бог готов подать его и подает. Сомнение: **еда како?** — возбуждает не Божеская благоподатливость, а упорство человеческой воли. От нее нельзя наверное ожидать, что, быв вразумлена, восхощет и взыщет. Как же сокрушается упорная непокоривость истине? Покаянием. Оно умягчает сердце и нудит гордый ум склонить гордую голову свою под иго истины Божией. Бог представляет сознанию и свободе все вразумительные моменты. Когда понуждаемое ими сознание наляжет с своей стороны на свободу и последняя, поколебавшись, возжелает выйти из мрака, в коем держит ее упорство, тогда приходит Божие содействие и доводит сие покаянное начало до конца, то есть до решения бросить ложь и покорно восприять истину, как она есть, без пытливости, без примеси своих мудрований и без всяких колебаний. Вследствие сего, как в отверстые очи льется свет, так начинает литься свет истины в душу, покаянием разверстую, и она исполняется ведением ее. Все сие выражает Апостол, сказав: **еда како даст им Бог покаяние в разум** (в познание) **истины**? //**Толкование на второе послание к Тимофею.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым** См. Толкование на [[new:2tim:02:22#sschmch_kiprian_karfagenskij|2 Тим. 2:22]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым** **Рабу же Господа**, как** кроткому, не подобает ссориться** с такими невеждами, но быть тихим и скромным, как научил его Господь его, - не в отношении к одному кому-либо, но **ко всем** людям, - также приветливым и терпеливым к ученикам своим. //**Второе послание к Тимофею.**// =====Прп. Икумений Триккский===== **Рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учителъну, незлобиву, — с кротостию наказующу противныя** См. Толкование на [[new:2tim:02:22#prp_ikumenij_trikkskij|2 Тим. 2:22]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем** **Приветливым**, то есть кротким. Почему же апостол говорит: //обличай со всякою властью// и строго ([[new:tit:02:15|Тит. 2:15]]), и еще: //никто да не пренебрегает юностью твоею// ([[new:1tim:04:12|1 Тим. 4:12]])? Потому что сильное обличение тогда особенно трогает, когда оно делается с кротостью. Скорее можно тронуть кротостью, чем пристыдить строгостью. **Учительным** Для желающих учиться. Ибо он же говорит:// еретика после первого и второго вразумления отвращайся// ([[new:tit:03:10|Тит. 3:10]]). **Незлобивым** В особенности это качество нужно иметь и в ожидании обращения и постоянного научения, и нескорого отлучения. Смотри, что следует дальше. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 24-26 **рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю** В пример христианам Тимофей должен с своей стороны являть кротость и незлобие в обсуждении разных вопросов среди членов Церкви. Даже с противниками Церкви - иудеями и язычниками - он не должен входить в ссоры, а кротко наставлять их, ожидая, что Бог даст им силы поверить проповеди Тимофея и таким образом вырваться из диавольских сетей, в каких они запутались (ср. [[new:ef:02:02|Еф. II:2]]). //**Толковая Библия.**// [<10>]