[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 3:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Cт. 5-6 **имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями** Вера без дел есть только наружный вид без силы - и справедливо: как тело красивое и цветущее, но не имеющее силы, подобно нарисованному изображению, так и правая вера без дел. Представим, что какой-нибудь сребролюбец, предатель или наглый человек содержит правую веру: что в этом пользы, если он не имеет ничего приличного христианину, если он не делает ничего, свойственного благочестию, но превосходит язычников своим нечестием, если он служит заразою для близких к нему и поводом к хуле на Бога, если он позорит учение своими делами? //**Гомилии на 2-е послание к Тимофею.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися** См. Толкование на [[new:2tim:03:02#svt_ignatij_brjanchaninov|2 Тим. 3:2]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися** Будучи, однако ж, таковы, по расположениям и чувствам сердца, они наружно удерживаются показывать себя такими, а напротив, стараются держаться всех внешних порядков благочестной христианской жизни, где уж нельзя отступать от них, не обнаружив ярко своего нечестия. Оттого лицедейство — неизбежное последствие в людях, обладаемых страстями, вращающихся, однако ж, среди любящих благочестие. Но в своем кругу они обычно не лицемерят, а открыто хулят все Божественное и кощунствуют над всем. Наши толковники, разумея под благочестием веру, пишут о сем так. Экумений: «если судить о них по тому, что говорят, они благочестивы, а если судить по тому, что делают, они оказываются и обличаются противными словам своим». Феофилакт: «они принимают только вид благочестия и притворяются, делами же отвергаются его. Заметь, что сила благочестия, или как бы нервы его,—в делах. Почему праведно говорится, что оно без дел мертво». Святой Златоуст: «словом: **образ** — Апостол выражает здесь нечто бездушное и мертвое, наружность, вид, лицемерие. Вера без дел есть только наружный вид без силы. Как тело красивое и цветущее, но не имеющее силы, подобно нарисованному изображению, так и правая вера без дел. Представим, что какой-нибудь сребролюбец, предатель или наглый человек содержит правую веру; что в этом пользы, если он не отличается ничем приличным христианину, если он не делает ничего свойственного благочестию, но превосходит язычников своим нечестием, служит заразою для близких к нему и поводом к хуле на Бога, — если он позорит учение своими делами?» Блаженный Феодорит все это отделение об имеющем раскрыться худонравии, заключает так: «настоящее, думаю, предсказано Апостолом время, ибо жизнь наша исполнена сих зол и, облекаясь в наружность благочестия, делами уготовляем из себя кумир лукавства: вместо боголюбивых стали сребролюбивыми и любим рабство страстям; одним словом, в нас можно найти и прочее, что предрек Божественный Апостол». Нельзя отрицать, что подобное наведение уместно еще паче в наше время. //Нельзя поблажать началам худонравия (3, 5—8)// **И сих отвращайся** **И сих**, — то есть как инако учащих и спорливых, так и этих худонравных отвращайся. Или так: и этих, лицемеров, отвращайся, а о тех, худонравных, и говорить нечего. «Но если такие люди будут //в последния дни//, то как он говорит: **и сих отвращайся**? Вероятно, и тогда было несколько таких; хотя не в большой степени, но было» (святой Златоуст). Или в таком смысле говорит: коль скоро явятся. Предположить надо, что, по Апостолу, святой Тимофей доживет до указанных последних дней, — что они начнутся по кончине святого Павла, и святой Тимофей сам увидит их, и се, на этот случай заповедь ему: отвращайся таковых (см.: Экумений, блаженный Феофилакт).—Но то или другое поиметь при сем в мысли, наведение отсюда на последующие времена и лица очень естественно. Святой Златоуст и говорит: «несомненно то, что чрез Тимофея Апостол увещавает всех — удаляться от таких людей». Всех, не современных только святому Тимофею, но паче «тех, кои будут жить после него» (Экумений). //**Толкование на второе послание к Тимофею.**// ===== Сщмч. Климент Римский ===== Cт. 5-6 **имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями** Ведущий вследствие того, что предводительствует в деле, зовется ведущим. Одно ведь только имя не вводит в Царство Небесное. Итак, юноша, то есть тот, кто себя оскопил ради Царствия Небесного, и дева, если не являются во всем подобны истинным подражателям Христовым, не могут спастись. Ведь если кто девственен, но не имеет добродетелей, соответствующих, свойственных и подобающих деве, такое неразумное девство, как не имеющее ни света, ни масла в светильниках, как сказал Господь, прочь изгоняется из Царства Небесного. Радости Жениха лишенная, [такая дева] к противящимся Жениху будет причислена: ведь оказывается, что она не достигает ничего и обманывает сама себя. //**Послания о девстве.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся** Есть люди благочестивые, а в действительности злобные, развратные, кощунники. От таких нужно уходить, так как они могут увлечь простодушных... Еще более опасны этих лицемеров по жизни – другие: лицемеры по вере. Это все современные раскольники (обновленцы, самосвяты). Они совершают свои службы по уставу, и даже иногда продолжительнее и более истово по внешности, чем православные, говорят речи о православной вере иногда более горячие, чем у нас, иногда даже – плачут... От таких люцемеров, лишенных благодати Божией – всячески нужно беречься православным. //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся** Кроме того, что они лишены истины, которая совершается в Боге, они **отрицают** саму истину, вид коей они принимают на себя в делах своих злых. Они рабствуют похоти плоти своей, и под внешним видом истины они делают людей пленниками лжи и обмана. **Таковых** - то, в коих усмотришь это, и **удаляйся**. //**Второе послание к Тимофею.**// =====Прп. Икумений Триккский===== **Имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися. И сих отвращайся** См. Толкование на [[new:2tim:03:01#prp_ikumenij_trikkskij|2 Тим. 3:1]] ===== Блж. Августин ===== Cт. 5-6 **имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями** Вы только что, когда совершалось чтение, услышали, как Симон Маг крестился, но не оставил дурных помыслов: это имело вид таинства, силы же таинства не имело. Послушай, что апостол говорит о нечестивых: **имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся**. Что есть вид благочестия? Таинство видимое. Что есть сила благочестия? Любовь невидимая. //**Проповеди.**// ---- Откажись от порочной любви к миру, чтобы исполниться любви к Богу. Ты сосуд, но все еще полный. Вылей то, что имеешь, чтобы принять то, чего не имеешь. Несомненно, братья наши уже возродились от воды и Духа, и мы несколько лет назад возродились от воды и Духа. Это - благо для нас. Да не любим мира, чтобы таинства не пребывали в нас во осуждение наше, вместо оплота во спасение. Оплот спасения - иметь корень любви, иметь //силу благочестия//, а не только вид. //**Трактат на Первое послание Иоанна.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся** То есть они принимают только вид благочестия и притворяются, делами же отвергаются его. Заметь же, что сила благочестия и как бы нервы его - в делах. Почему праведно говорится, что оно без дел мертво. Слово образ в другом месте [[new:rim:02:20|(Рим. 2:20)]] апостол употребляет в хорошем смысле. Учитель имеет образ знания, то есть созидает и образует знание в учениках. **таковых удаляйся** Если такие люди будут в последние времена, то как говорит: **таковых удаляйся**? Вероятно, и тогда было несколько таких: хотя не в большей степени, все-таки было; поэтому как бы так говорит апостол: такие и ныне найдутся, таковых отвращайся это хорошо будет. Поэтому и прибавляет: //к ним принадлежат те, которые вкрадываются в домы//. Или последними днями Павел называет дни, которые последуют тотчас по его кончине, а Тимофей останется еще в живых. Или, что ближе к истине, как судит святой Иоанн Златоуст, чрез Тимофея апостол увещевает всех удаляться от таких людей. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся** **Таковых удаляйся,** т. е. от всех вышеназванных людей. Очевидно, апостол видел, что подобные люди полнились уже в среде, в которой вращается Тимофей, именно в христианском обществе (ср. [[new:1sol:02:07|Фес II:7)]]. Со временем это нечестие [[new:2tim:02:16|(II:16)]] только дойдет до высшей степени напряжения. Но в последние дни нечестивцы не будут все же так открыто действовать, как они поступали во время апостола Павла, прямо напр., заявляя, что воскресение уже было. //**Толковая Библия.**// [<10>]