[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 3:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере** Кто были эти волхвы при Моисее, и почему имена их не упоминаются нигде в другом месте? Вероятно, они сохранились в неписаном предании или открыты Павлу Святым Духом. //**Гомилии на 2-е послание к Тимофею.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Якоже Ианний и Иамврий противистася Моисею, такоже и сии противляются истине, человецы растлении умом, и неискусни о вере** Как назывались волхвы, противившиеся святому Моисею, в Писании не означено. «Вероятно, сказанные Апостолом имена их сохранились в неписанном предании» (все наши). Но это не важно; важно наведение, которое само собою отсюда выходит. Святой Моисей явно был послан Богом и говорил и действовал от лица Божия, как Бог ему повелел; а те волхвы выступили против него. Явно, что они были не от истины Божией, не тем духом водились, который от Бога, но тем, который всегда и во всем против Бога. То же и теперь, говорит. Нас Бог послал лично чрез Господа Иисуса Христа, и мы проповедуем, что Он повелел, бывая научаемы Духом; а эти, прокрадывающиеся в домы и обольщающие слабых жен призраком истины, явно не от Бога суть и не от Духа Божия вещают. Не изумляйтесь сему, как бы говорит святой Павел. Что явились такие, ничего нет дивного. «Как в пшенице обыкновенно произрастают плевелы, так проповедники истины всегда имели сопротивников. Кто славнее Моисея благочестием? Но и он имел волхвов, людей, явно ополчившихся на истину» (блаженный Феодорит). Так не дивитесь и вы, что показались среди вас противники истины. Они восстают на наше учение не потому, что лучше познали истину, но потому, что, будучи **развращены умом и неискусны в вере**, вместо истины держат ложь, которая кажется им истиною. У кого ум бывает развращен? Бывает он таким и у тех, которые, в противность естественным законам ума, соступают с прямого пути, коим доходят до истины, и, вступив на ненадлежащий путь, нападают на ложные начала, и, усвоив их, начинают обо всем судить и все решать на основании сих начал. Как начала, взятые не на истинном пути, истинными быть не могут; то все их суждения и решения бывают ложны, хотя они стоят за них как за истинные. Так им кажется сквозь усвоенные ими начала. Как надевший испорченные очки видит вещи или не на своем месте, или не в своем цвете и величине, или вверх ногами, судя по тому, как повреждены очки: так и эти, как извращено око их ума принятыми началами, так и судят,— и судят не по истине, а по видимости. Сбрось порченые очки, и увидишь вещи как есть: так и здесь, — брось ложные начала, выступи из них, и увидишь истину. Другой вид развращения ума — обладание страстьми. Куда влекут страсти, туда и ум плетется, и что они считают дельным, то таковым видит и ум. Страсти же все стоят вне истины; почему отбивают от истины и ум, ими завладенный. — В сем смысле пишет блаженный Феофилакт: «когда кто растлит свой ум страстьми, тогда он бывает неискусен в вере (или в познании истинной веры). //Рече безумен: несть Бог. Растлеша и омерзишася в беззакониих// (ср.: [[old:ps:052:02|Пс. 52, 2]]). Для приятия веры (истинной) потребен ум нерастленный (страстями). Да внимаем убо себе, чтоб не растлиться нам страстями и не нашло места в нас испорчение (обложнение, подделание веры)». Неискусным в вере бывает наиболее берущийся учить вере, и бывает таким тогда, когда, не зная точно определений веры, побочные вере представления, кажущиеся только истинными, а не сущие таковыми, признает истинными и, научая держаться их, покривляет истину веры и уклоняется от ней на распутия инакомыслия и лжи. И неискусные в вере бывают от тех же причин, от которых и развращенные умом. Они преемствуют друг друга. Развращенный умом непременно окажется неискусным в вере, когда возьмется судить о деле веры. //**Толкование на второе послание к Тимофею.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере** **Но как Ианний и Иамний противились Моисею** в том Ветхом (Завете), **так и сии противятся истине сего Новаго** (Завета), - **люди развращенные умом, невежды в вере**. //**Второе послание к Тимофею.**// =====Прп. Икумений Триккский===== **Якоже Ианний и Иамврий противистася Моисею, такоже и сии противляются истине, человецы растлении умом, и неискусни о вере** См. Толкование на [[new:2tim:03:06#prp_ikumenij_trikkskij|2 Тим. 3:6]] ===== Прп. Макарий Великий ===== Враг, обольстив Адама, и таким образом, возгосподствовав над ним, отнял у него власть, и сам наименовался князем века сего. Вначале же князем века сего и владыкою видимого Господь поставил человека. Ни огонь его не преодолевал, ни вода не потопляла, ни зверь ему не вредил, ни ядоносное животное не могло оказать над ним своего действия. Но после того как уступил обольщению, и начальство свое предал он обольстившему. Посему, волхвы и чародеи, по действию сопротивной силы, при Божием попущении оказываются чудодеями, имеют власть над ядоносными животными, смело идут в огонь и воду, **как Ианний и Иамврий, противившиеся Моисею**, и как Симон, вступающий в состязание с первоверховным Петром. //**Слово 4. О терпении и рассудительности.**// ===== Блж. Августин ===== **Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере** Не противятся ли они сей истине - люди умом развращенные, невежды в вере, которые отвечают и произносят несправедливые слова, говоря: «От Бога мы имеем то, что мы люди, однако от нас самих - то, что мы праведны»? Что говорите вы, обманывающие самих себя, - не защитники, а ниспровергатели свободы воли, - с высоты возвышения через пустоту предубеждения погружаясь на глубину? Несомненно, это ваши слова, что человек сам по себе творит правду. И это - высота вашего превозношения! //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере** Имена их [волхвов] божественный апостол взял не из божественного Писания, но из неписаного учения иудеев. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине** Это были волхвы времен Моисея. Откуда Павел узнал их имена, когда об этом не говорит Писание? Имена их заимствованы из неписаного предания, или, вероятно, Павел узнал о них от Святого Духа. **Люди, развращенные умом, невежды в вере** Когда кто растлил свой ум страстями, тогда он бывает неискусен в вере. //Сказал безумец: нет Бога// ([[old:ps:052:02|Пс. 52:2]]). Почему? Потому, что они развратились и сделались мерзкими в беззакониях. Посему для приятия веры потребен ум нерастленный. Итак, будем внимательны к себе, чтобы нам не растлиться страстями и чтобы в нас не нашла места порча веры. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Фульгенций Руспийский ===== **Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере** Грехи неправедных совершаются тремя способами: ведь вовлекаются или в святотатства, или в позорные поступки, или в злодеяния. Святотатство совершают, когда о Боге думают неверно и от истинной веры удаляются или из-за страха временных неудобств, или из желания временных удобств, или из-за слепоты сердца, а также испорченности. Позорными же поступками прегрешают, когда постыдно живут, внутренне разнузданные и развратные. Злодеяниями же тогда прегрешают, когда жестоко вредят другим. И тех, и других, смертельно прегрешающих или в вере, или в действиях, блаженный апостол называет превратными, говоря о тех, кто противоречит истинной вере: **Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди развращенные умом, превратные в вере.** //**О воплощении Сына Божьего.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере** Имена волхвов, противившихся Моисею, апостол конечно узнает из иудейского предания. Без сомнения, эти имена часто упоминались и в Ефесской христианской общине действовавшими там лжеучителями. //**Толковая Библия.**// [<10>]