[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 3:14 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== //Ревнуй (3, 14-4, 4)// Именно: аа) сам пребывая в принятом тобою спасительном учении (см.: 3, 14—17), бб) неутомимо преподавай его и другим (4, 1—4).—В изложении сих пунктов не то имеется в виду, чтоб выяснить обязанность так именно действовать, а более то, чтоб выставить воодушевительные на такое действование побуждения. //Пребывай в спасительном учении (3, 14—17)// Для пребывания в принятом учении два побуждения: α) ведый, от кого научился ecи (3, 14) — и: β) яко из млада Священная Писания умевши (3, 15-17). //Первое побуждение к чему (3, 14)// **Ты же пребывай, в нихже научен ecи и яже вверена суть тебе, ведый, от кого научился ecи** **Ты же пребывай** — будь непоколебим и тверд,— в чем? В том, чему научился, εμαθες,— **и яже вверена суть тебе**, επιστωθης, — и что принял ты не одною памятию, но сердечным убеждением, в чем убедился и удостоверился до осязательности. «Будь, говорит, неизменен и //не ревнуй лукавнующим, и спеющему в пути своем человеку, творящему беззаконие// (ср.: [[old:ps:036:01|Пс. 36, 1,]] [[old:ps:036:07|7]]). Ты не просто научился, но и удостоверился, принял учение с убеждением» (блаженный Феофилакт [см. то же у святого Златоуста и Экумения]). Уже это одно напоминание должно было возобновить первую ревность во всей ее силе: ибо таково свойство воспоминания, что оно сильно возставлять и воодушевление, сопровождавшее то, о чем воспоминается (см.: [[new:2pet:01:13|2 Пет. 1, 13]]), и //возбуждать чистый смысл// (ср.: [[new:2pet:03:01|2 Пет. 3, 1]]). Но это действие наипаче усиливает святой Павел следующими словами: **ведый, от кого научился ecи**. Научен был святой Тимофей самим же пишущим,—святым Павлом. Но сила воодушевления не из этого одного истекала, а наипаче из Того, Кем сам святой Павел научен и Кто всегда так очевидно покровительствовал его учению. Все сие было ведомо святому Тимофею. Приведши все сие на память, святой Павел как бы зеркало, собирающее лучи тепла в одну точку, наводил на душу святого Тимофея, — и она не могла не воспламениться при сем всем жаром воодушевления и ревности к распространению и утверждению на земле истин, с неба исшедших и спасение миру дающих. Блаженный Феодорит пишет: «твердо храни учение, истину которого дознал ты опытом; ибо сие выразил Апостол словом: επιστωθης — удостоверился. Тимофей был самовидцем Апостольских чудес и сам много творил таковых. При сем Апостол указывает и на авторитет учителя, делая и чрез сие учение более твердым: **ведый, от кого научился ecи**». Подобную же речь ведет и Амвросиаст: «ведая, что авторитет того, от кого святой Тимофей научился, стоит твердо и непоколебим. Ибо сам он видел чудеса, совершенные Апостолом, а пред чудесами смолкает всякое слово (недоверия или возражения)». //**Толкование на второе послание к Тимофею.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен** **Ты же пребывай в том, чему научился** от меня, **и **что** доверено** от Бога чрез духовного человека. Ты **знаешь, от каких **людей** ты научен**. //**Второе послание к Тимофею.**// =====Прп. Икумений Триккский===== **Ты же пребывай, в нихже научен ecи и яже вверена суть тебе, ведый, от кого научился ecи** См. Толкование на [[new:2tim:03:12#prp_ikumenij_trikkskij|2 Тим. 3:12]] ===== Блж. Августин ===== **А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен** Вот почему ни помощь самых святых людей, на даже содействие святых ангелов одни сами собою никогда вполне и правильно не выучивают тайнам, относящимся к внутренней жизни с Богом, если кто не от Бога //научен Богом// [[new:in:06:45|(Ин 6:45)]]... Как лекарства телесные, прилагаемые людям от людей же, помогают только тем, кому доставляет здоровье Бог, могущий без лекарств уврачевать, - и, хотя лекарства без помощи Бога недействительны, однако ж люди и употребляют их, и усердное доставление их почитается во всяком случае делом милосердия и благочестия, - так и пособия научения, преподаваемого душе, помогают, когда делает их полезными Сам Бог, Который не от людей и не через человека мог, если бы захотел, дать человеку само Евангелие. //**Обучении христианском.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь** Чаще читай божественные Писания; пусть даже никогда из рук твоих не выпадет священная книга. Учись тому, чему сам учишь... Да не разногласят твои дела с твоей речью, чтобы во время твоего церковного собеседования кто-нибудь безмолвно не спросил тебя: отчего ты сам не делаешь того, чему учишь других? Изнеженный учитель - тот, кто с полным чревом рассуждает о посте. Обличать любостяжание может и разбойник. У священника Христова лицо, ум и руки должны быть согласны между собою. //**Послания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено** Будь, говорит, неизменен и //не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие// ([[old:ps:036:01|Пс. 36:1]]). Ты не просто научился, но и удостоверился, то есть ты принял учение с убеждением. Следовательно, хотя бы ты и увидел противное тому, в чем удостоверился, не смущайся: ибо и Авраам, слышав, что в Исааке наречется ему семя ([[old:gen:21:12|Быт. 21:12]]), не смутился, когда получил повеление заклать его. **Зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания** Два побуждения представляет апостол Павел к тому, чтобы Тимофей пребыл непоколебим: первое-то, что ты, говорит, научился не случайно от кого-нибудь, а от Павла, а это тоже, что и от Христа; второе - то, что ты научился не вчера, а с детства, и имеешь глубоко укорененным в себе божественное ведение. И оно не допустит тебя до чего-либо неразумного, что бывает у большинства людей. Ибо кто знает Писание, как следует, тот никогда не будет совращен. Священными писаниями апостол называет все Божественное Писание. Это направлено против Симона и Манеса, и всех, кто дурно отзывался о Ветхом Завете. **Которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса** Внешнее ведение умудряет человека прельщать других разными софизмами; отсюда пагуба души. Но божественное ведение не таково: оно умудряет во спасение. Какое? Спасение не чрез дела, не чрез слова, но чрез веру в Иисуса Христа. Ибо Священные Писания приводят человека к тому, чтобы он уверовал во Христа, Который соделывает для него спасение. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен** См. Толкование на [[new:2tim:03:13#lopuxin_ap|2 Тим. 3:13]] [<10>]