[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 4:5 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== ст. 5-6 **Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало** Апостол иногда желает отшествия [к Богу] и становится жертвою, иногда же признает более нужным для верующих - пребывать ему во плоти. Ибо ищет не собственной пользы, но пользы чад, которых родил во Христе благовествованием. Такова цель всякого духовного начальства - во всем презирать свое для пользы других. //**Слово в оправдание.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== //Трезвенно и мудро веди дело благовестника, благоразумствуй (4, 5—8)// Выставив такое правило: аа) в 5-м стихе, говорит затем святой Павел: бб) о конце своего служения (стихи 6 — 8). Этим он дает разуметь, что преемником и продолжателем своего дела оставляет святого Тимофея,— представляя в сем наисильнейшее побуждение к достодолжному пастырствованию. //Правило (4, 5)// **Ты же трезвися о всем, злопостражди, дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори** **Ты же трезвися о всем** «Имей бодрственный помысл» (блаженный Феодорит). «Трудись, предупреждай, приводи овец в безопасное состояние, прежде нежели наступила зараза» (святой Златоуст). В настоящее время это для твоего благоразумия первое дело. Трезвиться — значит: внимать всему, острозорко смотреть за всем и во все стороны, чтобы соответственно тому направлять и свою пастырскую деятельность. Как страж дома Божия, пастырь всегда должен быть трезвен и бдителен. Это его первый долг и первая черта доброго пастырствования. **Злопостражди**, κακοπαθησον, — поднимай всякий болезненный труд, не жалея и не щадя себя, коль скоро сего требует дело благоустроения паствы и благо пасомых. Этим означается не собственно страдание и гонение за веру, а отрицается всякий покой и налагается готовность на всякого рода дела во благо паствы и делание их неотложное, несмотря ни на какую их тяготу и чувствительность для немощи нашей. Тут содержится и многобденная молитва о пастве с постом, и проповедание слова, и посещение пасомых в видах поучения и исправления, стойкое введение спасительных порядков и поддержание их, несмотря ни на какие препятствия и сопротивления. **Дело сотвори благовестника** — **Дело сотвори** — соверши, доведи до конца возложенное на тебя дело благовестника спасения. Принял, начал, ведешь, и веди до конца. Внушается: не дай погаснуть ревности, все возгревай и возгревай ее, гоня себя достигнуть благоуспешно преднамеренного конца. «Доведи до конца, что начал, и засемени их благовестием, пока здравы еще» (Экумений). **Служение твое известно сотвори**, πληροφησον, — удовлетвори, — удовлетворительно исполни, чтоб и совесть твоя, и все знающие тебя сказали, что ты с своей стороны всё сделал, все, сколько у тебя есть сил, и душевных и телесных, истощены на дело служения, ни одно дело не пропущено, ни одно усилие не отложено, ни одна предосторожность не оставлена без внимания; где только ни требовалось быть тебе, ты там был; говорить ли следовало, ты не молчал, действовать ли,— ты не устранялся от дела. Относительно проповеди, одной части служения, блаженный Феодорит пишет: «будут ли или не будут слушать, ты преподавай учение; ибо таким образом совершишь приличное служению дело». Но что об этом сказано, то следует приложить и ко всякому другому. Амвросиаст обще все и определяет: «увещавает и убеждает Апостол — бодрствовать над церковного дисциплиною, действовать мужественно, изъяснять Писание, чтоб пасомые, сделавшись чрез то обученными и мудрыми, легко избежать могли прелести пустых басней». //**Толкование на второе послание к Тимофею.**// ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое** О всем, а не о едином. У нас трезвость, обыкновенно, сводится к воздержанию от охмеляющих напитков; много, если и от излишних яств; но у истинного христианина должно быть не так. Он трезвится во всем! Об излишнем употреблении питья и яств нечего было и напоминать тем, кои, по апостолу, умерщвляли тело свое, распинали плоть с ее страстями и похотями; а между тем, святые подвижники любили говорить и писать о трезвости; есть целые главы, даже книги, надписанные: о трезвении духовном, о трезвении ума, и прочие. Что это за трезвение? Душа, подобно телу, имеет своего рода пития и яства, при употреблении коих потребна умеренность; иначе можно упиться или пресытиться, и чрез то подвергнуться духовной болезни - сделаться, подобно нетрезвому, неспособным к действованию правильным образом, допустить или произвести беспорядок, подать соблазн, впасть даже в какое-либо преступление. Нужен пример в пояснение дела? Посмотрите на упившегося ревностью не по разуму: он готов убивать за веру, за то что другие не так думают, как он, и, убивая, будет думать, что он приносит службу Богу. **//Заметки.//** ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое** См. Толкование на [[old:vtor:10:12#sschmch_onufrij_gagaljuk|Втор. 10:12]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое** **Но ты будь бдителен во всем**, касающемся до научения, и **переноси страдания** от гонителей. Дела же твои не суть дела священников Ветхого Завета, но - **Евангелиста** Нового Завета. И будь тверд в **служении твоем**, то есть в благовествовании. //**Второе послание к Тимофею.**// =====Прп. Икумений Триккский===== **Ты же трезвися о всем, злопостражди, дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори** См. Толкование на [[new:2tim:04:03#prp_ikumenij_trikkskij|2 Тим. 4:3]] ===== Блж. Августин ===== ст. 5-6 **Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало** Павел говорит, что отдается на заклание, а не что умирает; не то чтобы тот, кого отдают на заклание, не умирал, но не всякий, кто умирает, отдается на заклание. Следовательно, быть отданным на заклание значит умереть ради Бога. Ведь глагол этот взят из сферы жертвоприношения. Все, что приносится в жертву, погибает ради Бога. //**Проповеди.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== ст. 5-6 **Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало** Умерщвление же свое назвал апостол закланием в жертву, потому что за благочестие проливаема была кровь. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби** Видишь ли, почему апостол сказал прежде всего, чтобы он бодрствовал? Как бы так говорит апостол: прежде чем наступить этой гибели, пока не придут волки, пострадай и добровольно, и против воли, чтобы привести овец в безопасное состояние. **Совершай дело благовестника** Следовательно, дело благовестника - страдать и от себя, и от посторонних. **Исполняй служение твое** Таким образом, тогда исполняется служение, когда кто страдает. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Евсевий Кесарийский ===== ст. 5-6 **Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало** Оправдавшись перед судом, апостол, говорят, отбыл на свое дело проповеди и, вторично придя в Рим, завершил жизнь мученичеством. Находясь в темнице, он составил второе послание к Тимофею, где говорит и о своей первой защите, и о близкой кончине. //**Церковная история.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое** И при Тимофее уже обнаруживались такие нездоровые стремления к новизнам в христианстве. Поэтому теперь уже Тимофей должен быть трезвен (по-русски: бдителен), в противоположность тем учителям, которые, как люди захмелевшие, не отдают себе ясного отчета в том, что сами говорят, не делают различия между важным и неважным, между формой и содержанием, обращая внимание более на то, что удовлетворяет вкусы толпы. Такие люди не станут страдать за Евангелие, а Тимофей обязан к этому. **Благовестника** - (euaggelisthV) - не только рассказывающего о жизни и передающего речи Спасителя, но и миссионера, проповедующего христианское учение вообще, в целях распространения Царства Христова. **Исполняй** - т. е. всецело, а не наполовину, смотри на свое служение как на цель своей жизни (plhror. - ср. [[new:lk:01:01|Лк 1, 1]]). //**Толковая Библия.**// [<10>]