[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 4:6 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало** См. Толкование на [[new:2tim:04:05#svt_grigorij_bogoslov|2 Тим. 4:5]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== //О конце служения Апостола (4, 6—8)// О смерти своей говоря, не довольствуется Апостол помянуть: α) о самом событии, что вот-вот (стих 6); но прилагает: β) указание подъятых трудов (стих 7) — и: γ) того, чем завершится наконец притрудный путь жизни его (стих 8). — Все эти указания крайне возбудительным образом должны были действовать на святого Тимофея — и более всего пригодны были для цели, какую имел святой Павел в настоящем отделении Послания. //О смерти (4, 6)// **Аз бо уже жрен бываю, и время моего отшествия наста** Апостол говорит будто: усердно веди дело благовестника: ибо мне уже конец приспел. Некому после меня усерднее побдеть над этим делом, кроме тебя, любимейшего моего ученика. Оставляю тебя наместником своим по делу Божию. Трудись. И потом пример представляет, как трудиться, перечисляя свои труды. Или так: все, что тебе я прописал, последнее есть тебе наставление. Пришел уже конец мой. Прими сказанное, как последнее завещание. Чего недостает, ищи руководства в моем примере. **Жрен бываю**, σπενδομαι. Меня уже закалают в жертву; «или я уже приношу себя в жертву Христу» (Экумений). «Стою при самом конце подвигов. Умерщвление свое назвал Апостол закланием в жертву (то есть выразил словом σπενδομαι); потому что за благочестие проливаема была кровь (σπονδη — возлияние жертвенное)» (блаженный Феодорит). «Не назвал готовящейся ему смерти — жертвою: θυσιαν,— но возлиянием: σπονδην, — выражаясь сильнее и священнее. Ибо в жертве обыкновенно только часть некая приносима была на всесожжение Богу; а возлияние все было Ему приносимо. Это же делать заповедует он и ученикам своим, когда говорит: //представите убо телеса ваша жертву живу// ([[new:rim:12:01|Рим. 12, 1]]). Ибо закалаемый за Христа самого себя священнодейственно приносит в жертву. Или σπενδομαι — он разумеет как καταλυω πολεμον — кончаю мою со всеми войну. Ни я не буду уже выступать на брань, ни против меня не будет более брани; кончаюсь уже» (Экумений). **И время моего отшествия наста**. **Отшествия**, αναλυσεως, — разрешения, как и к филиппийцам писал, что желает //разрешитися и со Христом быти// ([[new:fil:01:23|Флп. 1, 23]]). //**Толкование на второе послание к Тимофею.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало** **Ибо я уже приношусь в жертву**, умираю не обычною смертью, но как жертвоприношение, - **и время разрешения** (от жизни)** моего настало**, - говорит так потому, что чрез свое приношение он успокаивался от гонений, коим подвергался в течении многих лет. //**Второе послание к Тимофею.**// =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 6-8 **Аз бо уже жрен бываю** (σπένδομαι), **и время моего отшествия наста. Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление его** Я уже приношу себя в **жертву** Христу. При этом Апостол не назвал готовящейся ему смерти **жертвою** (θυσία), но возлиянием (σπονδἠ) выражаясь сильнее и, так сказать, священнее. В **жертве** обыкновенно только некоторая часть приносилась во всесожжение Богу, а возлияние все было Ему посвящаемо. Это же делать заповедует Апостол и ученикам своим, когда говорит: //представите убо телеса ваша жертву живу// [[new:rim:12:01|(Рим. 12:1)]]. А закалаемый за Христа самого себя священнодейственно приносит Ему в **жертву**. Слово σπένδομαι **жрен бываю** (дальнейшее значение этого слова: заключаю договор, мир) можно понимать здесь и так: прекращаю мою войну со всеми; ни я не буду уже выступать на брань, ни против меня не будет более брани: кончаюсь уже, время моего отшествия (ἀναλύσεώς – разрешения). Разрешением Апостол называет смерть или потому, что мы разрешаемся в землю, из которой были взяты, или потому, что возвращаемся ко Христу, сотворившему нас (//желание имый разрешитися и со Христом быти// [[new:fil:01:23|(Фил. 1:23)]])... - **Подвигом добрым подвизахся**. Сказал это Апостол, нисколько не превозносясь, но утешая ученика тем, что отходит для получения **венца** и воздаяния за добрые дела. Он как бы так говорит: тебе нужно скорее радоваться, а не скорбеть о том, что я достиг такого конца. – Всякий подвиг за Христа есть подвиг добрый, хотя бы он сопровождался гонениями, узами и даже смертию. А если подвиг такой – добрый, то и ты возьми его на себя. - **Течение скончах**. Всю вселенную он обошел, приводя всех к богопознанию, так что благовествование Христово распространено им //от Иерусалима и окрестности его до Иллирика// [[new:rim:15:19|(Рим. 15:19)]]. – **Веру соблюдох**. А много было таких, которые старались похитить ее у него: притворные друзья, враги, еллины и иудеи. - **Прочее убо соблюдается мне венец правды**. Затем Апостол утешает Тимофея указанием на награду за подвиг. Кто в самом деле будет скорбеть о том, который получает **венец**? - **Егоже воздаст ми Господь в день он**. Не говори мне о здешнем, скоро преходящем: я ищу того, что будет там. Сказавши не просто – дастъ, а **воздаст**, Апостол как-будто требует ce6е награды, как чего-то должного. То же он выражает и прибавлением слов: **праведный Судия**. – **Не токмо же мне**. Здесь также ободряет ученика: и тебе, говорит, Господь воздаст; если Он воздаст **венец** всем любящим явление Его, то тем более – тебе. Но кто любит явление Господа? Тот, кто совершает дела, достойные доброго воздаяния. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Августин ===== **Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало** См. Толкование на [[new:2tim:04:05#blzh_avgustin|2 Тим. 4:5]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало** См. Толкование на [[new:2tim:04:05#blzh_feodorit_kirskij|2 Тим. 4:5]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо я уже становлюсь жертвою (σπένδομοα** - букв. "возливаюсь" как вино на жертвенник), **и время моего отшествия настало** Не сказал: я приношу себя в жертву, но сильнее. Ибо в жертве не все приносится Богу, а жертвенное возлияние (вина) все было приносимо. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Евсевий Кесарийский ===== **Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало** См. Толкование на [[new:2tim:04:05#evsevij_kesarijskij|2 Тим. 4:5]] ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало** До сих пор Тимофей имел свою опору в Павле. Но теперь великий апостол языков уходит из этой жизни. Он проливается как вино, приносимое в жертву Богу (намек на предстоящую апостолу мученическую кончину). //**Толковая Библия.**// [<10>]