[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 4:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Постарайся придти ко мне скоро** Можно спросить: как Павел призывает к себе Тимофея, когда ему была вверена Церковь и целый народ? Не по гордости апостол делает это; он сам готов был идти к нему; послушай, что говорит он: //чтобы если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием// [[new:1tim:03:15|(1 Тим 3:15)]], но почему? Потому, что он находился в крайней нужде, уже не мог передвигаться по собственной воле, жил в темнице, будучи заключен туда Нероном, и готовился в скором времени умереть. Потому, чтобы этого не случилось прежде свидания с учеником, он и призывает его к себе, желая видеть его пред своею кончиною и, может быть, многое передать ему. //**Гомилии на 2-е послание к Тимофею.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== //ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННАЯ ЧАСТЬ, ИЛИ ПОСЛЕСЛОВИЕ (4, 9-22)// Его составляют: а) призвание святого Тимофея к себе с причиною того (см.: 4, 9—12); б) поручение (стих 13); в) предостережение (см.: 4, 14 — 15); г) известия (см.: 4, 16—18); д) целования (см.: 4, 19 — 21); е) благословения (стих 22). //Призвание святого Тимофея (4, 9—12)// **Потщися скоро прийти ко мне** Кратко выражает приглашение в полной уверенности, что об этом стоит только намекнуть святому Тимофею, всегда желавшему неразлучно быть с своим отцом и учителем. Употребляет, однако ж, понудительные слова: **потщися, скоро** Может быть, он хотел сим сказать: не позволяй остановить тебя никаким препятствиям. **Скоро** — в стихе 21 заменено словом: //прежде зимы//. Этим означил или последний предел промедлению, или опасение, что зима, захватив его в дороге, против воли надолго задержит его в пути и еще самого подвергнет крайним опасностям. Святой Златоуст говорит: «можно спросить: почему Павел призывает к себе Тимофея, тогда как ему была вверена Церковь и целый народ? Не по гордости делает это Апостол. Но почему? Потому что находился в крайности, уже не мог ходить по собственной воле, жил в темнице, быв заключен туда Нероном, и готовился в скором времени умереть. Посему, дабы этого не случилось прежде свидания с учеником, Апостол и призывает его к себе, желая видеть его пред своею кончиною и, может быть, многое передать ему». //**Толкование на второе послание к Тимофею.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 9-10 **Постарайся придти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною** **Постарайся ко мне придти скоро**; поелику по разным причинам я оставлен моими прежними спутниками. **Ибо Димас меня оставил, возлюбив (нынешний) век**, то есть убежал от преследования, за которое ему соблюдались дары обетования,** и пошел** он к покою земному, от которого ему нет никакой пользы. **Крисп** отправился для учения в Галатию, а **Тит** для благовествования **в Далматию**. //**Второе послание к Тимофею.**// =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 9-13 **Потщися скоро приити ко мне. Димас бо мене остави, возлюбив нынешний век, и иде в Солунь: Крискент в Галатию, Тит в Далматию: Лука един есть со мною. Марка, поем, приведи с собою: есть бо ми благопотребен в службу. Тихика же послах в Ефес. Фелонь, егоже оставих в Троаде у Карпа, грядый принеси, и книги паче же кожаныя** Зачем Апостол Павел призывает к себе Тимофея, которому была вверена ефесская Церковь? Он находился тогда под стражей и сам не мог придти к Тимофею. Значит, Апостол высказывает свое желание, чтобы Тимофей пришел к нему , как потому, что тогда он был в Риме один, так потому, чтобы передать ему кое-что. - **Скоро приити ко мне**. Не говорит "пока я в живых", не желая опечалить Тимофея. - **Димас бо мене остави, возлюбив нынешний век**, покойный и безопасный, как ему казалось. Он предпочел жить в довольстве дома, чем бедствовать со мною. Этим Апостол хочет не столько упрекнуть **Димаса**, сколько утвердить нас, чтобы мы не ослабевали. -**Крискент в Галатию, Тит в Далматию**. Эти ушли с ведома Апостола, потому он и не говорит об них: **оставили меня**. По крайней мере, **Тит** был один из дивных мужей, так что апостол Павел поручил ему епископство в Крите. - **Лука един есть со мною**, – тот, который написал Евангелие и деяния святых Апостолов. Человек святой жизни, любознательный и терпеливый, он неотлучно находился при Апостоле. - **Марка, поем, приведи с собою: есть бо ми благопотребен**, не для моего успокоения, но для служения Евангелию. Поэтому-то Апостол призывал и Тимофея, чтобы после его смерти он утешил братию. - **Тихика же послах**... Смотри: Апостол был совершенно одинок. - **Фелонь, егоже оставих…принеси**. Под **фелонью** Апостол разумеет здесь одежду, и требует ее, чтобы не одолжаться у кого–нибудь: всегда он выражает свою заботу об этом. Иначе (Иоанн): **фелонью** Апостол называет здесь одежду, но некоторые разумеют здесь ящик, в котором хранились книги. Для чего нужны были **книги** Апостолу, готовившемуся уже отойти к Богу? И очень были нужны, чтобы передать их верующим, дабы они имели их вместо его учения. А **фелони** он требовал для того, чтобы не пришлось брать у других. – - **Паче же кожаныя** (τὰς μεμβράνας). (Феодорит): **книгами кожаными** Апостол назвал **книги** из пергаментных свитков. Он писал это послание из Рима, а на римском наречии это было одно и то же. В древности божественные Писания имелись в свитках из выделанных кож, как и до настоящего времени имеют их много иудеи. Прежде сказал: **книги** вообще, потому что может быть у него были **книги** и другого вида. - **Паче же кожаныя**. Эти были вероятно полезнее. Смешным кажется мнение тех, которые говорят, что под **фелонью** Апостол разумеет здесь не одежду, а особого рода **книгу**. Они не обратили внимания на последующие слова. Совершенно излишне было бы говорить: **и книги**, если бы выше под **фелонью** разумелась какая-то **книга**, – потому что она вместе с другими могла подразумеваться и под словом **книги**. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Постарайся придти ко мне скоро** Почему апостол зовет к себе Тимофея, тогда как ему вверена была Церковь в Ефесе и целый народ? Потому, что он находился в узах, заключен был Нероном и не мог сам придти к нему; поэтому он и зовет его в Рим, желая, может быть, перед смертью передать ему многое. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Постарайся придти ко мне скоро** **Скоро** В 21 ст. прибавлено - до зимы. Может быть, Тимофей дал уже знать апостолу, что собирается в Рим. //**Толковая Библия.**// [<10>]