[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 4:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные** См. Толкование на [[new:2tim:04:12#svt_ioann_zlatoust|2 Тим. 4:12]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== //Поручение (4, 13)// **Фелонь, егоже остпавих в Троаде у Карпа, грядый принеси, и книги, паче же кожаныя** **Фелонь** — верхняя одежда, по материи изменявшаяся, судя по времени года, по форме же одинаковая, защищавшая от пыли, дождя, сырости и холода. Отправясь в Македонию (см.: [[new:1tim:01:03|1 Тим. 1, 3]]) и Ахаию, Апостол и в этот раз шел чрез Троаду и там у Карпа оставил лишнюю тяжесть, имея в мысли скоро воротиться, как предполагал (см.: [[new:1tim:03:14|1 Тим. 3, 14]]). Но обстоятельства так сложились, что, вместо Ефеса, он должен был отправиться в Рим, как узник. Фелонь оказалась нужною. Он и наказывает принесть ее. О Карпе в Писании более не поминается. Если это тот же, что поминается 26 мая, то предание (Ипполит) говорит о нем, что он был ученик и спутник святого Павла, проповедывал слово Божие в Крите, где встретился и со святым Дионисием Ареопагитом, и во Фракии; скончался и погребен в Берии Фракийской. Из 70-ти. **Грядый принеси** Путь и святому Тимофею лежал или назначался тот же, чрез Троаду. Книги бывали тогда папирусные и пергаменные. Последние, как более дорогие, и по содержанию, конечно, бывали такими же. Это может быть Библия, какие-нибудь богословские трактаты Гамалиила, Евангелия, уже бывшие в употреблении, Матфея, Марка, Луки, может быть, и Послания самого святого Павла и других Апостолов. У кого были эти книги? Может быть, у того же Карпа, будучи оставлены вместе с фелонью, для облегчения и в надежде скоро вернуться и взять их обратно. «Божественные Писания в древности имелись в свитках из выделанных кож; так и до настоящего времени имеют их иудеи» (блаженный Феодорит). «Для чего нужны были книги ему, готовившемуся отойти к Богу? И очень были нужны, чтобы передать их верующим, дабы они имели их вместо его учения. Все верующие, вероятно, чувствовали тогда великую потерю, особенно те, которые присутствовали при его кончине и наслаждались тогда его лицезрением.— А фелонь требует он для того, чтобы не иметь надобности брать ее у другого. Видишь, как много заботился он об этом (чтоб не брать у других); и в другом месте он выразил это, когда говорил ефесским пресвитерам: //весте, яко требованию моему и сущим со мною послужили руце мои сии// (ср.: [[new:act:20:34|Деян. 20, 34 — 35]])» (святой Златоуст). //**Толкование на второе послание к Тимофею.**// ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные** Кто пишет таким образом к другу своему и дает ему такое поручение? Ученик, занимающийся науками, и потому чтением книг? Или наставник, преподающий науки, и для сего имеющий нужду в книгах? Или, по крайней мере, человек, который имеет много свободного времени и хочет употребить его на чтение книг? Нет, это пишет апостол Павел, - пишет к апостолу Тимофею! Пишет из темницы! Пишет в твердой уверенности, что час отшествия его настал [[new:2tim:04:06|(2 Тим. 4; 6)]], и он уже как жертва близок к жертвеннику! Что это за драгоценные книги, кои могли занимать собою такого человека, в таком месте, в такое время? Без сомнения, первое место занимали между сими книгами Священные Писания Ветхого и Нового Завета; но с другой стороны, выражение: **книги, паче же кожаныя**, само собою приводит к мысли, что между сими избранными книгами, кои Павел хочет видеть перед смертью и, так сказать, проститься с ними, были не одни книги Ветхого Завета, а и другие - какие именно? Церковь ветхозаветная, под конец существования своего, имела уже, кроме священного кодекса богодухновенных, немалое число и других книг, написанных священными мужами. Книги сии не могли быть чужды апостолу, который, до обращения в христианство, прошел все степени образования Иерусалимского, слушая уроки мудрости из уст самого лучшего из учителей закона Гамалиила. Кроме сего, если судить по некоторым местам посланий Павловых, в его святых руках бывали и другие книги, написанные писателями и неиудейскими. Для нас довольно здесь заметить, что такое внимание на книги обращает сам апостол Павел! Для чего довольно?.. Дабы показать, что чтение не грех, что занятие полезными книгами не противно даже апостольскому достоинству, что обхождение с сими мертвыми наставниками не казалось бесполезным даже для того, кто сам был живым наставником для всей вселенной. Довольно сего. **//Заметки.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные** **Фелонь и книги кожаныя**, кои я, когда мне было откровение **в Трояде**, чтобы я шел на проповедь в страны Македонские ([[new:act:16:08|Деян. 16:8]] сл.), **оставил** там, - **когда придешь, принеси** с собою. //**Второе послание к Тимофею.**// =====Прп. Икумений Триккский===== **Фелонь, егоже оставих в Троаде у Карпа, грядый принеси, и книги паче же кожаныя** См. Толкование на [[new:2tim:04:09#prp_ikumenij_trikkskij|2 Тим. 4:9]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги** Здесь апостол говорит об одежде; он требует ее для того, чтобы не иметь надобности брать у других. Ибо повсюду он прилагает большую заботу, чтобы не нуждаться в других. Некоторые, впрочем, думают, что это ящик, футляр, в котором лежали книги. Для чего нужны были книги ему, готовившемуся отойти к Богу? чтобы передать их верующим, чтобы они имели их вместо него. **Особенно кожаные** Вероятно, они содержали в себе нечто более ценное. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные** См. Толкование на [[new:2tim:04:12#amvrosiast|2 Тим. 4:12]] ===== Лопухин А.П. ===== **Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные** **Фелонь**, т. е. путевой плащ (paenula), какой носили римские солдаты поверх тоги. Апостол намекает здесь не на то путешествие в Троаду, о котором говорится в [[new:act:16:03|Деян XVI:3]], и не на то, о котором идет речь в [[new:act:20:05|Деян 20:5]] и сл., потому что со времени первого прошло уже целых 12 лет, а со времени второго - 6 лет. Вероятно он имеет в виду здесь последнее, третье, свое пребывание в Троаде (ср. [[new:1tim:01:03|1 Тим. I:3]]). **Книги** - по всей вероятности, это священные книги Ветхого Завета. **Особенно кожаные** Если все оставленные Павлом в Троаде книги Титу будет нести неудобно, то он должен захватить по крайней мере те, которые написаны на коже или пергаменте. Может быть, в числе этих книг были путевые заметки апостола Павла. //**Толковая Библия.**// [<10>]