[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 4:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== ст. 14-15 **Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам, его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам** Здесь он опять вспоминает об искушении не с тем, чтобы только укорить или осудить упоминаемого человека, но чтобы воодушевить ученика на подвиги и расположить к мужественному перенесению искушений. Хотя бы люди, причиняющие искушения, были не важны, хотя бы даже ничтожны и презренны, нужно, говорит апостол, все переносить мужественно. ...Подлинно, это немалый грех. Если на войне тот, кто оставляет товарища, находящегося в опасности, и избавляет от руки врагов только себя самого, справедливо наказывается своими как человек, испортивший дело, и изменник, то тем более - в проповеди. //**Гомилии на 2-е послание к Тимофею.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== //Предостережение (4, 14—15)// **Александр ковач много, ми зла сотвори: да воздаст ему Господь по делом его** Александр этот не тот, что усмирял народ во время его восстания на святого Павла в Ефесе (см.: [[new:act:19:start|Деян. 19]]). Тот был книжный человек и равнодушный к пользам ковачества. Скорее он был товарищ Димитрия, среброковача, имевший свою мастерскую медных изделий, χαλκευς. Может быть, он и не тот, что поминается в ([[new:1tim:01:20|1 Тим. 1, 20]]); хоть этим он скорее мог быть, несмотря на ковачество. Но определение сего неважно. Неважно и того определение, где выказал он противление и злодейство Апостолу, в Риме или в Ефесе,— и слово Апостола есть ли воспоминание о прежде бывшем или о настоящем, о том, что в Риме было. В последнем случае надо предположить, что он из Ефеса явился в Рим, или сам, или от общества ефесского, для обвинения святого Павла и готов был снова возвратиться в Ефес. Думается, что такое предположение излишне. Святой Павел взят в Рим совсем не по ефесским жалобам, а за проповедь всюду. Почему не для чего двигать вслед за ним этого Александра и возвращать его назад. Проще воображать его пребывающим неподвижно в Ефесе, и очень подвижным только на противление Евангелию и святым Апостолам. Зло испытал от него святой Павел в последнее свое пребывание в Ефесе и теперь напоминает о нем святому Тимофею, чтобы тот остерегался его. Это предостережение, а не известие. Блаженный Феодорит пишет: «нимало не удивительно, что ковач меди воздвигал мятежи против Апостола и вводил его в опасности; потому что живущим трудами рук своих свойственно возбуждать народ (против того, что отнимает у них работу). Так среброковач Димитрий вооружил на Павла целый Ефес». И святой Златоуст говорит, что «здесь Апостол воспоминает об искушении, не с тем, чтобы только укорить или осудить упоминаемого человека, но чтобы воодушевить ученика на подвиги и расположить к мужественному перенесению искушений. Хотя бы люди, причиняющие искушения, были неважны, хотя бы даже ничтожны и бесчестны, нужно, говорит, все переносить мужественно». **Многа ми зла сотвори** — «не раз причинял мне сильные скорби» (святой Златоуст). «Сильно и разно страдать заставлял меня. И обычно так бывает, что люди незначительные и низкие, когда начнут делать зло, то уж никакой пощады не дают, нимало не заботясь о мнении общества» (блаженный Феофилакт). **Да воздаст ему Господь по делом его** Речь у Апостола спокойная, без страстных движений. Потому похожа более на предсказание, чем на желание отмстительное. Блаженный Феофилакт пишет: αποδωη — стоит вместо: αποδωσει; a святой Златоуст и читает: αποδωσει. Блаженный Феодорит пишет: «это предсказание, а не клятва (а читает он: αποδωη), и Апостол сказал сие, утешая блаженного Тимофея и научая не огорчаться одно за другим следующими восстаниями противников». Но желательное выражение никакого недоумения возбуждать не должно. Ибо желание, чтобы отстранены были препятствия успехам благовестия, одобряется нравственным чувством. Апостол в этом духе и говорит: «говорит так не потому, чтобы святые радовались наказаниям злых людей, но потому, что дело касалось проповеди и слабейшие из верующих имели нужду в таком утешении: это ему не пройдет безнаказанно» (святой Златоуст). Святым свойственно входить в планы Божии и в чувстве Божией правды изрекать желание заслуженного богопротивниками, как встречаем в Псалмах и у Пророков. //**Толкование на второе послание к Тимофею.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его** **Александр медник много зла мне сделал: воздаст ему **Бог** по делам его**, кои совершил он против нас. Он был товарищем Симона (волхва), как сообщает Кесарский Хронограф. //**Второе послание к Тимофею.**// =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 14-18 **Александр ковач многа ми зла сотвори: (да воздаст ему Господь по делом его): от негоже и ты себе блюди: зело бо противится словесем нашым. В первый мой ответ никтоже бысть со мною, но вcu мя оставиша: да не вменится им. Господь же мне предста, и укрепи мя, да мною проповедание известно будет, и услышат вcu язы́цы: и избавлен бых от уст львов. И избавит мя Господь от всякаго дела лукава, и спасет во Царствие Свое Небесное: Емуже слава во веки веков. Аминь** Апостол показывает Тимофею, что нужно мужественно переносить огорчения, хотя бы они причинялись людьми ничтожными, а обиды, наносимые людьми безчестными, бывают особенно тяжелы. - **Да воздаст ему Господь**. Так говорит Апостол не потому, чтобы он радовался наказанию, но потому, что наказание сильных противников необходимо было ради слабейших верующих, чтобы они не обвиняли в бессилии евангельскую проповедь. - **По делом его**. Это только предсказание будущего, а не проклятие. - **От негоже и ты себе блюди**. Не сказал Апостол: отмсти, накажи (хотя и это Тимофей мог сделать по благодати Божией), но: **себе блюди**, т.е. уклоняйся от него. Видишь ли, как он не спешит к наказанию? - **Зело бо противится словесем нашым**, т.е. словам проповеди нашей. - **В первый мой ответ**. Апостол Павел уже стоял на суде пред Нероном, но избежал осуждения, а когда он обратил к вере виночерпия Неронова, тогда тот обезглавил его. Слабый во всех других отношениях, Нерон отличался ревностью к идолослужению. – **Но вcu мя оставиша, и иудеи, и вся братия. Да не вменится им**. Видишь ли, что Апостол не только не желает отмщения, но и молится о прощении? А огорчение было слишком сильное, так как не одно и то же быть оставленным чужими или своими. - **Господь же мне предста**. Оставленного людьми не оставляет Господь. - **И укрепи мя**, т.е. даровал дерзновение, не попустил пасть духом. Апостол то ободряет ученика, то опять предлагает ему утешение. - **Да мною проповедание известно будет**. Смотри, как велико смиренномудрие Апостола: не потому, говорит он, Господь помог мне, что я был достоин этой помощи, но – ради проповеди, чтобы она исполнилась, была доведена до конца. - **И услышат вcu язы́цы**, чтобы всем сделалась известною и сила проповеди, и попечение обо мне Промысла Божия. - **И избавлен бых от уст львов. Львом** Апостол называет здесь Нерона по причине его жестокости и зверства. - **И избавит мя Господь**. Если Господь его избавит, то каким же образом он сказал: аз убо жрен бываю. Но вникни в слова. Тогда Апостол избавился от Нерона, а теперь **Господь избавит** его уже не от Нерона, (так как достаточно уже времени было для проповеди), а от всякого злого дела, т.е. не попустит, чтобы я отошел из этого миpa достойным осуждения за что–нибудь. - **И спасет во царствие Свое Небесное**. Сохранит меня от всего этого и возьмет отсюда, это и значит: **спасет во царствие Свое**. Это и есть истинное спасение, когда мы просияем там. – **Емуже слава во веки веков. Аминь.** Смотри: здесь воcсылается славословие Сыну, как в другом месте Отцу и Святому Духу, так как и Сын есть Господь. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Александр медник много сделал мне зла** Апостол вспоминает об этом искушении не с тем, чтобы укорить того человека, но чтобы убедить ученика мужественно переносить искушения со стороны ничтожных и презренных людей. Многие, подвергаясь оскорблениям со стороны знатных людей, переносят их, находя себе утешение в высоком положении своих оскорбителей. Терпеть же от ничтожных и отверженных людей причиняет большую скорбь. Поэтому Павел и говорит: **много сделал мне зла**, вместо: сильно и разно страдать меня заставлял. И обычно так бывает, что люди незначительные и низкие, когда начнут делать зло, то уже никакой пощады не дают, нимало не заботясь о мнении общества. **Да воздаст ему Господь по делам его** Мужайся, говорит апостол: это не пройдет ему безнаказанно, но **да воздаст ему Господь**, вместо: воздаст; ибо это великое пророчество, а не клятва. Это сказано Павлом не потому, чтобы святые радовались наказаниям, но потому, что дело проповеди имело нужду в усмирении препятствовавших ему, а также и слабейшие из верующих весьма много утешались этим. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-15 **Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам** **Александр** Здесь, вероятно, имеется ввиду тот Александр, который упомянут в истории возмущения Димитрия [[new:act:19:33|(Деян 19:33)]]. Он был медник или, правильнее, обработчик металлов вообще (у Гомера об одном меднике сказано, что он занимался обработкой золотых вещей. Од. III:432). Хотя он был иудей, но тем не менее помогал Димитрию в изготовлении идолов. По-видимому, этот Александр прибыл во главе целой депутации в Рим для того, чтобы обвинять Павла пред высшим Императорским судом. **Сильно противился** - правильнее: противится и теперь (antesthken). Отсюда можно заключать, что Александр и теперь пребывал в Риме и что Тимофею пришлось бы столкнуться с ним по своем прибытии в Рим. Поэтому апостол убеждает Тимофея быть особенно осторожным. //**Толковая Библия.**// [<10>]