[<10>] ====== Толкования на Деян. 1:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова** См. Толкование на [[new:act:01:12#svt_ioann_zlatoust|Деян. 1:12]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== Ст. 13-14 **И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его** Святой Евангелист Лука, излагая обстоятельства, предшествовавшие сошествию Святого Духа на Апостолов, говорит, что по вознесении Господнем на небо, возвратились они от горы Елеона в Иерусалим, и **егда внидоша на горницу, идеже бяху пребывающе**; что потом, **сии вси бяху терпяще единодушно в молитве и молении, с женами, и Мариею, Материю Иисусовою и с братиею Его** [[new:act:01:13|(Деян. 1:13, 14)]]; что, наконец, и //егда скончавашася дние пятидесятницы, беша вси Апостоли единодушно вкупе// [[new:act:02:01|(Деян. 2:1)]]. Что это за горница, в которой пребывала сия первоначальная Церковь Христова? И что значит пребывание Апостолов и прочих, в сей горнице? Была ли эта простая жилая храмина, в которой днюют и ночуют? Так думать не позволяет самое многолюдство тех, которые представляются пребывающими в сей горнице. Двенадцати Апостолам, Пресвятой Матери Господней, Мироносицам и другим благочестивым женам, прочим ученикам Господним, которых всех Евангелист счисляет: //имен народа вкупе яко сто и двадесять// [[new:act:01:16|(Деян. 1:16)]], было ли прилично, было ли удобно, было ли возможно поместиться жительством в одной горнице? Что же это была за горница? — Напоминает мне она упоминаемую тем же Евангелистом, //горницу велию постлану// [[new:lk:22:12|(Лк. 22:12)]], о которой Господь сказал Петру и Иоанну: //ту уготовайта Пасху//, и в которой Он установил и в первый раз совершил таинство Тела и Крови Своей. Или это есть одна и та же горница, по самому месту, или, по крайней мере, та и другая одинакова по назначению и достоинству. Ее назначение было не то, чтобы в ней дневать и ночевать, обедать и вечерять, сидеть и почивать, но то, что пребывающие в ней **бяху терпяще единодушно в молитве и молении**, в ней совершалась тайная Вечеря Господня; в ней произошло избрание Матфия в священное служение и его причтение к лику Апостольскому. Эта была **горница**, которая возвышалась **горе**, над всем земным и житейским: и благочестивым духом пребывающих в ней касалась небесного и Божественного, почему и возымела, наконец, то высочайшее преимущество, что в ней торжественно и чудесно явилось Небо и Божество. Дух Святой не только Своим всемогущим дыханием одушевил Апостолов и огненными языками просветил их умы, воспламенил их сердца, образовал языки для всемирной проповеди спасения, но и самое место их пребывания исполнил Своей святыни и благодати; исполнил весь дом, //идеже бяху седяще// [[new:act:02:02|(Деян. 2:2)]]. Еще раз вопрошаю: что это за горница? — И сказанного мною доселе, надеюсь, довольно, чтобы оправдать окончательный ответ, который даю на предложенный вопрос: горница Сионская, Апостольская, горница сошествия Святого Духа, есть не иное что, как первоначальный образец святого Христианского храма; и взаимно святой Христианский храм есть повторенная, возобновленная, размноженная Апостольская горница сошествия Святого Духа. Правда, вы не слыхали ныне здесь шума, //яко носиму дыханию бурну// [[new:act:02:02|(Деян. 2:2)]]; не видали огненных языков; никто не говорит здесь разными языками разноплеменных народов. Но примите в рассуждение, что и в Апостольской горнице, или иначе сказать, в Апостольском святом храме, не каждый день слышалось потрясающее дыхание бурно: только однажды явились огненные языки; однако, и в другие времена храм сей не был лишен благодати, которою исполнил его Дух Святой. Без первоначального чудесного движения и блистания огненного, Святые Апостолы продолжали преподавать тот же дар Святого Духа, в тихом возложении рук, которое друг-другоприимательно простирается и до нынешних Священноначальственных тайнодействий в наших святилищах. //Языцы//, говорит Апостол Павел, //в знамение суть не верующим, но неверным// [[new:1kor:14:22|(1 Кор. 14:22)]]: то есть, чудесный дар говорить разными неизученными языками ниспослан от Бога для людей, еще неуверовавших, дабы через дарованное знание из языка преподать им наставление в вере и, в то же время, чудесным дарованием удостоверить их в Божественности веры; но для тех, которые уже уверовали, сие знамение не нужно. По той мере, как Божественная вера на земле распространялась, чудесное дарование языков сокращалось; и следственно, сокрытие сего дарования не есть оскудение благодати, но прекращение нужды. Господь не одобряет в верующих искания очевидных, удостоверяющих знамений, но приписывает особенное достоинство вере, которая их не требует. //Блажени//, глаголет, //не видевший, и веровавше// [[new:in:20:29|(Ин. 20:29)]]. //**Слова и речи. Т. IV, стр. 163.**// =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение LX.// Почему Лука, написав в Евангелии, что Христос вывел учеников до Вифании [[new:lk:24:50|(Лк. 24:50-51)]], где был вознесён, в Деяниях говорит, что от Масличной горы возвратились ученики, с которой как будто Христос вознёсся [[new:act:01:12|(Деян. 1:12)]]? И как, написав в Евангелии, что после вознесения ученики пребывали в Храме, воспевая и благословляя Бога [[new:lk:24:53|(Лк. 24:53)]], в апостольских Деяниях изложил, что они поднялись в горницу и [там] находились [[new:act:01:13|(Деян. 1:13)]]? //Разъяснение// см. [[new:lk:24:50#prp_isixij_ierusalimskij|Лк. 24:50-51]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 13-14 **И егда внидоша, взыдоша на горницу, идеже бяху пребывающе, Петр же и Иаков, и Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеов и Симон Зилот, и Иуда Иаковль. Сии вси бяху терпяще единодушно в молитве и молении, с женами и Мариею Материю Иисусовою, и с братиею Его** Благоразумно перечисляет учеников. Так как один из них предал, другой отрекся, третий не поверил; то показывает, что кроме предателя все были налицо. Но как говорит: **с Материю Иисусовою**? Хотя и сказано: //и от того часа поят ю ученик во свояси// [[new:in:19:27|(Ин. 19:27)]], но это нисколько не противоречит предыдущему; потому что если сам ученик этот был тут, то ничто не препятствовало соприсутствовать и Ей. Как не упоминает здесь об Иосифе? Не упоминает потому, что Иосиф уже умер; потому что если уверовали и соприсутствовали братья, которые прежде часто выражали недоверие, то гораздо более оказался бы верным и не захотел бы удалиться от лика апостолов, если бы был еще жив, Иосиф, который никогда не выразил никакого сомнения. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова** Пришедши с Елеонской горы, Апостолы взошли в горницу, — полагают на основании церковного предания, в ту самую горницу, в которой Господь совершил последнюю вечерю со Своими учениками, за которою установил таинство Евхаристии. В этой горнице ученики Христовы пребывали до сошествия Святого Духа; в этой горнице совершилось и великое событие сошествия Святого Духа на Апостолов и всех верующих в Иисуса Христа. Святой Лука перечисляет Апостолов, бывших в этой горнице, и говорит: **где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матвей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова**. Не всех обозначил Лука, которые были в горнице, но только избранных в число двенадцати Апостолов. Святой Златоуст говорит: «Не без причины упомянул Лука поимянно об учениках: так как один из них сделался предателем, другой отрекся, третий не поверил; то он показывает, что, кроме одного предателя, все были целы». //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова** **Взошли в горницу где и пребывали** //единодушно в молитве и молении//. Быть может, это была та же **горница**, в которой совершена последняя тайная вечеря (//большая горница//, [[new:lk:22:12|Лк. 22:12]]) и хозяин которой, вероятно, был в числе последователей Господа. Удаленная от шума уличного, она представляла удобнейшее место для молитвенных собраний, в которых ученики Господа подготовляли себя //молитвами и молениями// к обетованному крещению Духом Святым. **Пребывали** - не в смысле безысходного проживания в горнице в течение всех 10 дней. Выражение означает лишь, что ученики не разошлись каждый в место свое, но - **взойдя в** известную **горницу**, постоянно потом собирались в ней для //единодушных молений//. В Евангелии [[new:lk:24:51|(Лк. 24:51)]] - //пребывали всегда в церкви, прославляя и благословляя Бога.// Это означает, что ученики Господа оставались и всегдашними посетителями еще не замененных новыми священнодействиями богослужений ветхозаветного храма. Но уже и теперь эти богослужения, заметно, не удовлетворяли учеников Господних, и новые впечатления их и верования заставляли их вырабатывать свои новые формы для их удовлетворения. Так, то в храме, то в горнице - они постоянно пребывают в молитвах и хвалениях Бога, постоянно собираясь в ожидании обещанной перемены в их осиротелой доле. Имена апостолов (без Иуды Искариота) и порядок - почти те же, что и в Евангелиях, с незначительными изменениями (ср. [[new:mf:10:02|Мф. 10:2-4;]] [[new:mk:03:17|Мк 3:17-18;]] [[new:lk:06:14|Лк. 06:14-16]]). Леввей или Фаддей - приводится с именем Иуды Иаковлева (ср. [[new:in:16:22|Ин. 16:22)]], а Симон Кананит называется Зилотом ("ревнитель"), как принадлежавший к партии зилотов, крайних ревнителей закона Моисеева. Перечисление имен апостолов имеет в виду привести в известность главных лиц, составлявших средоточие первого христианского общества и бывших главными действующими лицами в описываемых событиях - утверждения и распространения Церкви Христовой, по избранию Самого Ее Основателя. [<10>]