[<10>] ====== Толкования на Деян. 1:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал** Почему он не один попросил Христа дать ему кого-нибудь вместо Иуды? Или почему апостолы не выбирают сами? Петр сделался теперь лучше, чем был прежде: так можно ответить на первый вопрос. Что же касается до того, почему не просто, а посредством откровения они просят восполнить свое собрание, на это я укажу две причины: первая та, что они заняты были другими делами; а другая та, что это служило наибольшим доказательством, что Христос пребывал с ними. Он и, отсутствуя (видимым образом), Сам избрал так же точно, как и тогда, когда был с ними: а это служило для них немаловажным утешением. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// См. также Толкование на [[new:act:01:23#svt_ioann_zlatoust|Деян. 1:23]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал** Хотя власть императора и велика, но посмотри, сколь велик Бог: Он видит сердца всех, спрашивает внутреннюю совесть, знает все до того, как это произойдет, знает внутреннее состояние твоего сердца. Вы сами не терпите, чтобы вас обманывали, и хотите обмануть Бога? //**Письма, не вошедшие в собрание.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал** См. Толкование на [[new:act:01:23#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 1:23]] ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== Ст. 24-25 **и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место** //Все они единодушно пребывали в молитве// [[new:act:01:14|(ст. 14)]]; и потому-то, без сомнения, самое избрание двух, Иосифа или Матфия, производилось в благоговейном молитвенном настроении: кто всегда молится, тот все делает с молитвою. Но по избрании сих двух они возносят особенную молитву ко Господу, чтобы Он показал одного из двух, избранного Им к апостольскому служению. Говорит Лука: //и поставили двух//, то есть перед собранием, — //Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия//. И помолились, и сказали: **Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двух одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место**. Как Иосиф и Матфий, согласно показанным выше условиям [[new:act:01:21|(ст. 21)]], избраны были беспристрастно и в духе веры, при общем убеждении в их достоинстве; то собрание обращается с молитвою к Господу о назначении одного из двух в Апостола, на место отпадшего Иуды, с уверенностию в том, что таким должен быть один из двух представленных. Это — первая молитва учеников Господа Иисуса, обращенная к Нему. Они поклонились Ему, как Господу Богу, когда Он, возносясь на небо, благословил их. Ученики молят Господа, избравшего двенадцать Апостолов, чтобы Он и теперь показал им, кого Он, Сердцеведец, избрал на место отпадшего Иуды. Называют Господа Сердцеведцем, исповедуя тем свою веру, что Ему, как всеведущему Богу, известны все сокровенные действия всех людей: дела и мысли, желания и намерения. Искренность и беспристрастие в избрании, и сила веры их давали им такое дерзновение пред Господом Богом. Они верили, что Господом уже предназначен или избран был один из поставленных двух, и молили Его о том, чтобы Он показал его: **Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двух одного, которого Ты избрал**. **Принять тот жребий служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место**. Этот жребий, вместе с другими избранными учениками, усвоен был Господом Иуде, но которого сей ученик, чрез свое нечестие и предательство своего Учителя и Господа, сделался недостойным, и потому ниспал из лика Апостолов, чтобы ему **идти в свое место**, которое заслужил своим вероломством, то есть чтобы идти на вечное осуждение, в ад. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал** **Помолились и сказали** - καὶ προ­σευξάμενοι εἶπαν - точнее слав.: **и помолившеся реша** - и, помолившись, сказали. Вероятно, приводимую затем молитву от лица собрания произнес Петр. Молитва обращается, очевидно, к Господу Иисусу Христу, Который при этом именуется **Сердцеведцем**. Так как в другом месте Петр называет сердцеведцем Бога [[new:act:15:08|(Деян. 15:8)]] и д. ), то употребление и здесь означенного наименования в приложении к Иисусу Христу выражает не иное что, как веру в Божественные свойства Его и исповедание Его Божества. **Покажи** - т. е. посредством жребия, "Не сказали - избери, но **покажи**, говорят, избранного: они знали, что у Бога все наперед определено" (Злат. ). Как при жизни своей на земле Господь Сам избрал Себе апостолов, так и теперь, хотя Он вознесся на небо, но обещавшись всегда пребывать в Церкви Своей, должен Сам избрать и двенадцатого апостола. [<10>]