[<10>] ====== Толкования на Деян. 2:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-3 **При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них** Что это за пятидесятница? Это – время, когда нужно было серпом срезывать жатву, когда надобно было собирать плоды. Видел образ? Смотри, в свою очередь, и на саму истину. Когда надобно было пустить в дело серп слова, когда нужно было собирать жатву, – тогда, как изощренный серп, прилетает Дух. Послушай, в самом деле, что говорит Христос: //"возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве"// [[new:in:04:35|(Ин. 4:35)]]; и еще: //"жатвы много, а делателей мало"// [[new:lk:10:02|(Лк. 10:2)]]. Итак, Христос сам первый наложил серп; Он вознес на небеса начатки плодов, восприяв наше естество; потому-то Он называет это жатвою. **"При наступлении"**, сказано, **"дня Пятидесятницы"**, то есть, не прежде Пятидесятницы, но около самой, так сказать, Пятидесятницы. Надлежало, чтобы и это соверши­лось также во время праздника, чтобы те, которые присутство­вали при кресте Христовом, увидели и это событие. **"И внезапно сделался шум с неба"**. Почему это событие не совершилось без всяких чувственных явлений? Потому, что, если и при этом иудеи говорили, //"они напились сладкого вина"//, то чего не сказали бы, если бы ничего такого не случилось? И не просто произошел шум, но – **"с неба"**. А своею внезапностью он возбудил уче­ников. **"И наполнил весь дом"**. Это показывает великую стремительность Духа. Заметь: здесь все были собраны, для того, чтобы и присутствующие уверовали, и ученики оказались достойными. И не только это (говорит Лука), но присовокупляет и то, что гораздо поразительнее: **"и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные"** [[new:act:02:03|(ст. 3)]]. Прекрасно везде прибавлено: **"как бы"**, чтобы о Духе ты не подумал ничего чувственного: **"как бы огненные"**, сказано, и: **"как бы от несущегося сильного ветра"**. Значит, это был не ветер, обыкновенно разливающийся в воздухе. Когда Иоанну нужно было узнать Свя­того Духа, – Он сошел на главу Христову в виде голубя; а теперь, когда надлежало обратиться всему народу, Он является в виде огня. **"И почили по одному на каждом из них"**, т.е., остановился, почил: сесть значит утвердиться, остаться на месте. Что же? На одних лишь двенадцать учеников сошел (Святый Дух), а не на остальных? Нет, – Он сошел и на всех сто двадцать человек. Петр не без основания привел свидетельство про­рока, говоря: //"И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут"// [[new:act:02:17|(ст. 17)]]. И заметь: так было, чтобы не только поразить их, но и исполнить благодати; поэтому и (сказано): //"Духом Святым и огнем"// [[new:mf:03:11|(Мф. 3:11)]]. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// ===== Свт. Лев Великий ===== **При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе** Как некогда после освобождения еврейского народа от египтян на 50-й день после принесения в жертву агнца был дан закон на горе Синай, так же и после страданий Христа, когда был убит истинный Агнец Божий, на 50-й день после Его воскресения на апостолов и верующий народ сошел Святой Дух. Так что усердный христианин легко поймет, что начала Ветхого Завета послужили евангельским началам и что второй договор был заключен тем же Духом, Которым был установлен и первый. //**Проповеди.**// ===== Свт. Николай Сербский ===== **При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе** По заповеди Своего Господа апостолы оставались в Иерусалиме и ожидали силы свыше, коя укажет им, что им следует делать дальше. Все они вместе и единодушно пребывали в молитве, все, как один человек, как одна душа. Содержание душ делает души человеческие непохожими или схожими; а содержание душ всех апостолов в то время было одно и то же: их души были наполнены прославлением Бога зато, что было, и чаянием того, что будет. //**Беседы. День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе** Продолжая ныне торжествовать воспоминание сошествия Святаго Духа на Апостолов, и в то же время сподобясь торжественно совершить освящение храма сего, мы имеем благоприятный случай сблизить в наших мыслях предметы того и другаго торжества, и чрез то войти в размышления, для нас утешительныя и назидательныя. Святый Евангелист Лука, излагая обстоятельства, предшествовавшия сошествию Святаго Духа на Апостолов, говорит, что по вознесении Господнем на небо, возвратились они от горы Елеона в Иерусалим, //и егда внидоша, взыдоша на горницу, иде же бяху пребывающе//; что потом, //сии вси бяху терпяще единодушно в молитве и молении, с женами, и Mapиeю Maтepию Иucyсовою и с братиею Его// [[new:act:01:13|(Деян. 1:13-14)]]; что наконец, //и егда скончавашася дние пятидесятницы, беша вси Апостоли единодушно вкупе// [[new:act:02:01|(Деян. 2:1)]]. Что это за горница, в которой пребывала сия первоначальная Церковь Христова? И что значит пребывание Апостолов, и прочих, в сей горнице? Была ли это простая жилая храмина, в которой днюют и ночуют? Так думать не позволяет самое многолюдство тех, которые представляются пребывающими в сей горнице. Двенадцати Апостолам, Пресвятой Матери Господней, Мироносицам и другим благочестивым женам, прочим ученикам Господним, которых всех Евангелист счисляет: //имен народа вкупе яко сто и двадесять// [[new:act:01:16|(Деян. 1:16)]], было ли прилично, было ли удобно, было ли возможно поместиться жительством в одной горнице? Что ж это была за горница? – Напоминает мне она, упоминаемую тем же Евангелистом, //горницу велию постлану//, о которой Господь сказал Петру и Иоаннy: //ту уготовайта// пасху [[new:lk:22:12|(Лк. 22:12)]]; и в которой Он установил, и в первый раз совершил таинство Тела и Крови Своея. Или это есть одна и та же горница, по самому месту; или по крайней мере, та и другая одинакова по назначению и достоинству. Ея назначение было не то, чтобы в ней дневать и ночевать, обедать и вечерять, сидеть и почивать, но то, что пребывающие в ней //бяху терпяще единодушно в молитве и молении//; в ней совершалась тайная Вечеря Господня; в ней произошло избрание Матфия в священное служение и его причтение к лику Апостольскому. Это была //горница//, которая возвышалась //горе// над всем земным и житейским; и благочестивым духом пребывающих в ней касалась небеснаго и Божественнаго, почему и возымела наконец то высочайшее преимущество, что в ней торжественно и чудесно явилось Небо и Божество. Дух Святый не только Своим всемогущим дыханием одушевил Апостолов, и огненными языками просветил их умы, воспламенил сердца, образовал языки для всемирной проповеди спасения, но и самое место их пребывания исполнил Своея святыни и благодати: //исполни весь дом, идеже бяху седяще// [[new:act:02:02|(Деян. 2:2)]]. Еще раз вопрошаю: что это за горница? – И сказаннаго мною доселе, надеюсь, довольно, чтобы оправдать окончательный ответ, который даю на предложенный вопрос: горница Сионская, Апостольская, горница сошествия Святаго Духа, есть не иное что, как первоначальный образец святаго Христианскаго храма; и взаимно святый Христианский храм, следственно и храм ныне освященный, есть повторенная, возобновленная, размноженная Апостольская горница сошествия Святаго Духа. Правда, вы не слыхали ныне здесь шума, //яко носиму дыханию бурну// [[new:act:02:02|(Деян. 2:2)]]; не видали огненных языков; никто не говорит (В отд. изд. и в собр. 1844 г. //не говорил//... ) здесь разными языками разноплеменных народов. Но примите в разсуждение, что и в Апостольской горнице, или иначе сказать, в Апостольском святом храме, не каждый день слышалось потрясающее дыхание бурно: только однажды явились огненные языки; однако и в другия времена храм сей не был лишен благодати, которою исполнил его Дух Святый. Без первоначальнаго чудеснаго движения и блистания огненнаго, Святые Апостолы продолжали преподавать тот же дар Святаго Духа, в тихом возложении рук, которое друг-другоприимательно простирается и до нынешних священноначальственных тайнодействий в наших святилищах. //Языцы//, – говорит Апостол Павел, – //в знамение суть не верующим, но неверным// [[new:1kor:14:22|(1 Кор. 14:22)]]: то есть, чудесный дар говорить разными неизученными языками ниспослан от Бога для людей еще неуверовавших, дабы чрез дарованное знание их языка преподать им наставление в вере, и в то же время чудесным дарованием удостоверить их в Божественности веры; но для тех, которые уже уверовали, сие знамение не нужно. По той мере, как Божественная вера на земли распространялась, чудесное дарование языков сокращалось; и следственно сокрытие сего дарования не есть оскудение благодати, но прекращение нужды. Господь не одобряет в верующих искания очевидных, удостоверяющих знамений; но приписывает особенное достоинство вере, которая их не требует. //Блажени//, – глаголет, – //не видевшии, и веровавше// [[new:in:20:29|(Ин. 20:29)]]. Что же, братия? Дерзнем ли мы требовать от Бога в нашем храме того, что и в Апостольском не всегда было, так как и не всегда было нужно? Почтем ли крайним лишением неявление здесь чудесных знамений? Но слово Христово, которое вы слышите здесь в Евангелии, не так же ли Божественно, как огненные языки Святаго Духа? Не то же ли истинное Тело Христово, не та же ли истинная Кровь Христова предлежат на трапезе храма сего, как и на трапезе горницы Сионской? В молитвах и священнодействиях, и здесь по Апостольскому преданию и чину совершаемых, не Единый ли и Тойжде Дух Святый дышет, осеняет, освящает, прелагает земное в небесное, вещественное проницает духовным, сотворенное Божественным? Не Его ли наитием освящается вода крещения и кропления, совершается миропомазание? Не Он ли вступил и вселился в храм сей в мощах Святых, которых телеса, по собственному Его свидетельству, //храм живущаго// в них //Святаго Духа суть// [[new:1kor:06:19|(1 Кор. 6:19)]]? Нужно ли более для нашей веры, благоговения, любви, утешения, надежды? Да веруем благодати храма, не домогаясь видения чудесных ея знамений. Да благоговеем: ибо воистинну //Господь во храме святем Своем// [[old:ps:010:03|(Пс. 10:3)]]. Да //возлюбим благолепие дома Господня// [[old:ps:025:08|(Пс. 25:8)]], не столько естественное и видимое, сколько невидимое и благодатное. Да //веселимся с Давидом о рекших нам: в дом Господень пойдем// [[old:ps:121:01|(Пс. 121:1)]]. Да уповаем, что и нас, подобно как многих прежде нас, //сокроет Господь в тайне селения Своего в день зол наших// [[old:ps:026:05|(Пс. 26:5)]], – в день зол греха, от ужаса правосудия сокроет нас в тайне благодати прощения, – в день зол временнаго наказания, сокроет нас, прибегающих в тайну селения Его внутреннею, искренносердечною молитвою, – сокроет во благодати охранения, облегчения, избавления. Утешительно находить, дознавать и разсматривать таинственное сближение благодатнаго храма Христианскаго с чудесною Апостольскою горницею сошествия Святаго Духа. Но дабы утешение сие могло быть полным и верным, надобно присовокупить другое сближение, – между пребывавшими в оной горнице и между посетителями нашего храма. То, что высокаго и вожделеннаго имела в себе горница Апостольская, было дар Божий, – дар, и Апостолами незаслуженный; потому что кто может оказать заслугу Богу, Который не имеет нужды ни в какой заслуге, и Которому все создания Его служат не своею собственностию, но Его дарами? – дар, в котором и нам не отказано; потому что //благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его// [[old:ps:144:09|(Пс. 144:9)]]. Но дар сей не был бы дан, если бы не встретил простертых к нему рук; сокровище сие не было бы положено, если бы не обрело сосудов, по возможности очищенных и уготованных, каковы были Апостолы, и прочие, пребывавшие с ними. Поколику приближаемся к ним и мы, не местом, не временем, что в собственном смысле невозможно, и не весьма нужно, потому что и наш храм есть место Апостольское по общению Апостольской благодати, – но поколику приближаемся и мы к Апостолам и их сопричастникам расположениями духа и сердца; потолику приближаемся к Божественному сокровищу благодати. Какия же это расположения духа и сердца? – //Беша вси Апоcтoли//, – сказует Святый Лука, – //единодушно вкупе// [[new:act:02:01|(Деян. 2:1)]]. //Вси бяху терпяще единодушно в молитве и молении// [[new:act:01:14|(Деян. 1:14)]]. Апостолы и ученики Господни пребывали //в молитве и молении// к Богу, и тем приготовляли себя к приятию благодати Святаго Духа. Вспомним при сем, что Господь, пред вознесением Своим, не дал им особеннаго завещания о молитве, а только повелел //от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отча// [[new:act:01:04|(Деян. 1:4)]], то есть обещаннаго Святаго Духа. Для чего ж бы, кажется, молиться о том, что уже обещано и не может не быть исполнено верным в Своих обещаниях Богом? Однако Апостолы и ученики Господни, по собственному ощущению нужды, молятся об обещанном и ожидаемом, как бы только еще о искомом, и еще нечаемом. Такова необходимость молитвы для достижения благодати. Молитва есть дыхание духовнаго человека. Как дыханием телесный человек привлекает окружающий воздух, и вдыхает из него жизненность и силу: так молитвою душа отверзает себя вездеприсутствующему Духу Божию, и приемлет от Него жизнь и силу духовную. Да пребываем и мы в молитве и молении, да и нам Отец Небесный, по обетованию Единороднаго Сына Его, //даст Духа Святаго просящим у Него// [[new:lk:11:13|(Лк. 11:13)]]. Апостолы и ученики Господни //бяху терпяще// в молитве, то есть, пребывали в ней постоянно, неутомимо, неослабно. Не одно всенощное бдение, по вознесении Господнем, совершили они; день за днем проходил, а обещанное не являлось. Но не возроптали они на медление; не усомнились в обещании, долго неисполняющемся; не изнемогли, не обленились, также усердно молились в десятый день, как и в первый: //бяху терпяще//. И терпение их наконец оправдалось, и молитва торжественно исполнилась. Да не будем и мы в молитве нетерпеливы, ни леностны, ни маловерны; да прибегаем к молитве, как можно чаще; да пребываем в ней, как можно постояннее; да не малодушествуем, не видя скороспелых плодов молитвы: скорее, или медленнее, более явственно, или более сокровенно, дарует Господь и нам, терпящим в молитве, благодать, довольную для нашего спасения. Апостолы и ученики Господни пребывали и молились //единодушно вкупе//. Сие соединение их устроил Сам Господь, когда повелел им //от Иерусалима не отлучатися//; и еще ранее, когда поучал их: //яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, ея же аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех; иде же бо еста два или тpиe собрани во имя Мое, ту есмь посреде их// [[new:mf:18:19|(Мф. 18:19-20)]]. Важное пособие в молитве, – единодушие молящихся! Подобно как сила Святаго Духа в Его чудесном сошествии, сила соединенной молитвы Церкви Апостольской, не раз простирала свое действие от духовной до вещественной природы. Ею некогда //подвижеся место, идеже бяху собрани// [[new:act:04:31|(Деян. 4:31)]] Апостолы. В другое время она разрешила узы и заклепы, и отверзла двери темницы, в которой заключен был Петр Апостол. Для чего и ныне общая молитва церковная, если не для того наипаче, чтобы молитва каждаго была преумножена в силе споспешествованием множества //молящихся единодушно вкупе//? Не постыдимся, и не устрашимся признать, что моя или твоя молитва и немощна, и недостойна, чтобы достигнуть искомой благодати: но прииди, положи твою лепту молитвы в сокровище единодушной молитвы церковной, и сокровище сие будет достаточно, чтобы и тебе, вместе со всеми, приобрести безценный бисер благодати Божией. Благодарение Богу, не оскудевают и доныне опыты, как может прилежная молитва Церкви, искренняя молитва единодушных, не только мраком искушений, но и узами заблуждений, страстей и грехов одержимую //извести из темницы душу исповедатися имени Господню// [[old:ps:141:08|(Пс. 141:8)]]. И сего ради, с упованием и дерзновением, общим гласом душ верующих, молим Тя и ныне, //Царю Небесный, Душе истины, прииди и вселися в ны//. Не преставай осенять благодатию Твоею сей храм, Тобою освященный в день Твоего наития; исполняй во благих желания приходящих в него с верою и молитвою, просвещай их умы светом истины, согревай сердца любовию ко всему благому, наипаче же к Тебе Самому, Источнику всякаго блага! Благо сотвори душе возлюбившаго благолепие сего дома Твоего; и принесшаго в жертву земное небесному благослови благословением земным и небесным. Спаси души всех нас, да в неотъемлемой радости славим Тебе купно с Безначальным Отцем и Собезначальным Его Сыном во веки. Аминь. //**158. Слово в день сошествия Святаго Духа, по освящении храма Благовещения Пресвятыя Богородицы, более известнаго по придельному олтарю Святых Безсребренников Космы и Дамиана, что в Шубине (Говорено июня 8; напечатано отдельно и в собраниях 1844 и 1848 гг.)**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе** Когда блаженные апостолы были собраны вместе, там было землетрясение, и благоухание рая, ощутив свое жилище, излило свои ароматы и усладило вестников, которые научают и вводят званых на Его пир. Ждет Он своих гостей, ибо Он Человеколюбец. //**Гимны о рае.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе** //По какой причине Дух сошел через десять дней после Вознесения?// Некоторые из умудренных в Божественных [речениях] говорят, что, поскольку ангельские силы, согласно Дионисию Ареопагиту, составляют девять чинов, то Господь, восходя по человечеству — ибо по Божеству Они так все [Собою] исполняет, — уделил каждому чину один день, от низшего чина до высшего, ибо и они нуждались в том, чтобы Господь посетил их; ведь в Нем, по словам Апостола, //возглавлено// не только //земное//, но и //небесное//. А после этого Он явился Богу и Отцу, и тогда сошел Дух. Однако можно рассмотреть этот вопрос и с иной точки зрения: Слово Божие сокрыто в Его десяти заповедях, оно воплощается в нас, нисходя к нам через наши дела, а затем возводит нас, возвышая через ведение, пока мы не достигнем наивысшей из заповедей, которая гласит: //Господь Бог твой, Господь един есть// [[old:vtor:06:04|(Втор. 6:4)]]. Ведь, когда наш ум, освободившись от всего, или, вернее, все оставив, достигнет Бога, — тогда он воспринимает огненные языки, становясь Богом по благодати. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блж. Августин ===== **При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе** От празднования Пасхи, о которой Моисеем было образно предвозвещено посредством заклания агнца, означающим будущее страдание Господа, вплоть до того дня, когда Моисей получил закон, написанный на скрижалях перстом Божиим, насчитывается 50 дней. Также по прошествии 50 дней после убийства и воскресения Того, Кто //как овца веден был на заклание// [[old:is:53:07|(Ис 53:7)]], перст Божий, то есть Святой Дух наполнил собравшихся вместе верных. //**О духе и букве.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 1-4 **И егда скончавашася дние пятдесятницы, беша вси апостоли единодушно вкупе. И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще. И явишася им разделени языцы яко огненни: седе же на едином коемждо их. И исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати** Почему (случилось это) **егда скончавашася дние пятдесятницы**? Потому, что когда должен был сойти серп на жатву, когда следовало собирать плоды, тогда должен был сойти и серп слова; и как бы вместо серпа слетал изощренный Дух Святый. И Христос говорит: //жатва многа, делателей же мало// [[new:mf:09:37|(Мф. 9:37)]], и в другом месте: //видите нивы, яко плавы суть к жатве уже// [[new:in:04:35|(Ин. 4:35)]]. Восприняв начатки, Христос сам первый вознес их; сам же первый послал и серп. Почему же (послал) **егда скончавашася дние пятдесятницы**? Потому, что этому следовало быть, когда снова наступит праздник, чтобы бывшие при кресте Христовом могли видеть и это. **Разделени языцы яко огненни**. Пострадавший по плоти добровольною страстию и воскресший из мертвых Господь совоскресил с Собою и нас, умерших грехом, и разрушил власть диавола. Поэтому до пятьдесятницы (от пасхи) мы на молитве не делаем земных поклонов, воспевая победу над нашими врагами: //тии спяти быша и падоша: мы же востахом и исправихомся// [[old:ps:019:09|(Пс. 19:9)]]. Но, при явлении нам в огненных языках Духа Святого, мы преклоняем колена, не вынося этого зрелища и показывая, что чрез Святого Духа мы познали совершенное поклонение Святой Троице; потому что //Дух есть Бог, и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися// [[new:in:04:24|(Ин. 4:24)]]. Сошествие Святого Духа совершилось в день пятьдесятницы по следующей причине. В день пятьдесятницы, в ветхом завете, дан был закон. Итак, в какой день дан был закон, написанный на скрижалях, в тот же день даровано законоположение Святого Духа, начертанное не на скрижалях, но на сердцах. В день пятьдесятницы народ (израильский) получил закон в пустыне синайской; потому что в четырнадцатый день первого месяца, по лунному счислению, когда праздновали опресноки и тайну пасхи, вышли сыны Израиля из Египта. От четырнадцатого дня считай до конца месяца семнадцать дней, потом тридцать дней следующего месяца и три дня третьего. Вот на сколько дней пятьдесятница позже праздника опресноков или пасхи. Итак от четырнадцатого дня (первого месяца) до третьего дня третьего месяца пятьдесят дней. Посему говорится: //месяца же третияго изшествия сынов Исраилевых от земли Египетския, рече Господь Моисею: сошед засвидетельствуй людем, и очисти я днесь и утре// [[old:ish:19:01|(Исх. 19:1-10)]]. Это Господь говорит в //новомесячии//. //В третий день,// говорится далее, //снидет Господь на гору Синайскую, пред всеми людьми// [[old:ish:19:11|(Исх. 19:11)]]. Итак, в какой день дан закон, в тот же нужно было даровать и благодать Духа; потому что как Спаситель, имея понести святое страдание, благоволил предать Себя на это страдание не в иное время, но в то, в которое закалали агнца, чтобы связать истину с самым образом, так и сошествие Святого Духа, по благоизволению свыше, даровано не в иное время, но в то, в которое дан закон, чтобы показать, что и тогда законополагал и теперь законополагает Дух Святый. Итак в ветхом завете закон дан был в пятидесятый день. А после пришествия в обетованную землю израильтяне в память об этом событии устроили праздник; и в это время от начатков новых плодов и от новых колосьев приносили Богу; и это было символом праздника. Так как в день пятьдесятницы сносили снопы новых плодов и разные лица сходились под одно небо: то в этот же день имело быть и то, чтобы начатки от всякого народа всех живущих под небом народов собирались в один сноп благочестия и по слову апостольскому приводились к Богу. Сноп колосьев служил прообразом этого, чтобы предобозначить собою снопы душ, избираемых из разных стран и приводимых к Богу. Почему сошествие Святого Духа было не без чувственных символов? Потому, что если и при этом говорили, яко вином исполнени суть, то чего не сказали бы, если бы этого не было? Не просто был шум, но шум с неба и внезапный, чтобы более изумить их. **Яко носиму дыханию бурну**. Говорит, что сошествие Духа было с большой и сильной быстротой и заставило всех сойтись и сбежаться туда. **И исполни весь дом**. **Дух Святый** наполнил весь дом, чтобы показать, что дар этот дарован не отдельно кому-нибудь, но всей полноте Церкви; потому что дом был символом Церкви, как купель - символом воды; а это - знак обилия и силы. Но дом наполнился не огнем; потому что это принудило бы их удалиться. Что же всего удивительнее, так это то, что языки разделились и **седе на едином коемждо их**. Прекрасно говорит, что разделились, дабы ты узнал, что посланная Утешителем сила одна и та же. Прекрасно также говорит: **яко огненни**, и: **яко носиму дыханию**, чтобы ты не помыслил чего-либо чувственного о Духе. Итак не просто был ветер, не просто огонь, но Дух Святый, являвшийся там. Наблюдай: когда Иоанн видел Святого Духа, то видел Его в образе голубя; апостолам же нужно было видеть Его в образе огня. **Седе на едином коемждо их**, то есть, остался и начал обитать, потому что выражение "сидеть" есть знак прочного и постоянного пребывания. На кого же седе Святый Дух, на двенадцать ли только, или на сто двадцать? Ясно, что на всех; потому что апостол Петр не напрасно приводит слова пророка, когда говорит: //и будет в последния дни, глаголет Господь, излию от Духа моего на всяку плоть// [[new:act:02:17|(Деян. 2:17).]] И они не просто приняли, но **исполнишася от Духа Свята**, и притом вси, а не апостолы только. - Наблюдай: когда они //бяху терпяще в молитве и молении// [[new:act:01:14|(Деян. 1:14)]], когда были исполнены любви, тогда сходит Дух. Для чего же Он явился в виде огня? Для того, чтобы показать, что Он одного и того же существа с Тем, кто над купиною явился также в виде огня. И седе на голову; с головы же исполнил всего человека; и был виден на головах у них огонь не сожигающий, но освящающий и просвещающий. Почему же они приняли языки не на уста, а на голову? Не на язык, то есть, не на физический орган дан Дух, чтобы не подумали, что они из своего чрева и из своих уст произносят то, чего не имели. Но как поднимающиеся на небо воды занимают вершины гор и уже с высот спускаются в долины: так благодать Духа, заняв верхнюю часть головы, как бы гору, распространилась потом на мозг, потом на уста и на сердце и с головы наполнила собою совершенно всего человека. Почему же, еще повторяю, на голову? Потому, что апостолы рукополагались в это время в учители вселенной; а рукоположение совершается не иначе, как на голову. Итак тем, что языки были над головами, показывается образ рукоположения; потому что рукоположение совершается чрез возложение рук на голову; каковой образ рукоположения в силе и доныне. Так как сошествие Святого Духа бывает ныне невидимым образом: то на голову рукополагаемого архиерея возлагается евангелие; и когда оно возлагается, тогда в этом следует видеть не иное что, как покоящийся на голове огненный язык, - язык - ради проповеди, огненный - в силу слов: //огня приидох воврещи на землю// [[new:lk:12:49|(Лк. 12:49)]]. Не сказал: утвердился или поместился, но: **седе**; не сказал также: //занял поверхность//, но: **седе на**..., чтобы показать, что всякий муж, совершающий священнодействие, есть трон Божий. **И начаша глаголати иными языки**. Благодать Божия благоволила определить исперва, чтобы слово апостолов было действенно; потому что зачем проповедники, если бы не было слушателей? А так как начаткам из язычников следовало стать участниками в вере с самых первых дней, то писатель прибавляет: **и начаша глаголати иными языки**. Почему же дар языков апостолы получили прежде других дарований? Потому, что имели разойтись по всем странам; и как во время столпотворения один язык разделился на многие, так теперь многие языки соединились в одном человеке; и один и тот же человек, по внушению Святого Духа, стал говорить и на персидском и на римском и на индийском и на многих других языках. И дар этот назывался даром языков; потому что апостолы могли говорить на многих языках. - **Якоже Дух даяше им провещавати**. Не от себя говорили, но **провещавали** от Духа Божия, проповедуя, то есть, уразумевая и провозглашая изреченные святыми пророками свидетельства о Христе. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе** Надо упомянуть, что, согласно истории, у древних людей день Пятидесятницы, то есть пятидесятый день, когда был дан закон, отсчитывался от заклания агнца. Этот же пятидесятый день отсчитывается не от страдания Господа, но, как показывает блаженный Августин, от Его воскресения, когда был послан Святой Дух, Который по примеру древнего знака Сам Себе Своим приходом открыто освятил день Господень, показав этим временем, что истинная Пасха должна отмечаться в день Господень. Ведь, как здесь, так и там Бог явился в видении огня, как написано в Исходе: //Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне// [[old:ish:19:18|(Исх 19:18)]]. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе** Пятьдесятница, о которой говорится в приведенных словах Апостола, был праздник ветхозаветной Церкви, в который совершалось воспоминание Синайского законодательства. Этот праздник принадлежал к числу трех великих праздников ветхозаветной Церкви, и празднуем был в 50-й день, считая со второго дня ветхозаветной Пасхи. К этому празднику весьма многие благочестивые Евреи со всех сторон собирались в Иерусалим, чтобы здесь принести жертвы Богу Израилеву. **При наступлении дня Пятидесятницы, все были единодушно вместе**. Были они в той горнице, где Иисус Христос, с избранными Своими учениками, совершил последнюю Пасху и установил таинство Евхаристии. Сюда Апостолы, по вознесении Господа на небо, возвратились с горы Елеонской, и здесь пребывали единодушно в молитве, в ожидании сошествия на них Святого Духа: ибо им было обещано это, и заповедано не отлучаться из Иерусалима, пока не получат обещанного от Отца [[new:act:01:04|(Деян. 1:4)]] Духа Утешителя. Еще прежде страданий своих, Господь неоднократно обещал им послать от Отца Святого Духа Утешителя, и говорил: //Аз истину вам глаголю: уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: ащели же иду, послю Его к вам// [[new:in:06:07|(Ин. 6:7)]]. Слышали вы, как Господь Спаситель, пред самым вознесением на небо, повелел своим ученикам и Апостолам не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного от Отца [[new:act:01:04|(Деян. 1:4)]], и говорил: //вы имате креститися Духом Святым, не по мнозех сих днех// [[new:act:01:05|(ст. 5)]]. Поэтому Апостолы неотлучно оставались в Иерусалиме, и проводили время в молитве, приготовляясь к достойному принятью Святого Духа. Но им не было открыто, когда именно, в какой день и час приидет к ним обещанный великий посетитель, Святый Дух. Также не было открыто им и того, при каких знамениях совершится Его сошествие. Знали они из слов Господа только то, что чрез несколько дней после того, как Господь беседовал с ними пред вознесением своим, они будут крещены Духом Святым. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе** **При наступлении дня Пятидесятницы**. Господу Было угодно, чтобы - подобно как и Пасха - первая христианская Пятидесятница совпала с днем Пятидесятницы еврейской, что означало собою не менее как отмену и лучшую замену того и другого еврейского праздника. Об этом так говорит блаженный Феофилакт: "в какой день дан Закон, в тот же нужно было даровать, и благодать Духа, потому что как Спаситель, имея понести святое страдание, благоволил предать Себя на это страдание не в иное время, а в то, в которое закалали агнца, чтобы связать истину с самым образом, так и сошествие Св. Духа, по благоизволению свыше, даровано не в иное время, но в то, в которое дан Закон, чтобы показать, что и тогда законополагал и теперь законополагает Дух Святый... Так как в день Пятидесятницы сносили снопы новых плодов, и разные лица сходились под одно небо (в Иерусалиме), то в этот же день имело быть и то, чтобы начатки от всякого народа всех живущих под небом народов собирались в один сноп благочестия и по слову апостольскому приводились к Богу..." **Все были единодушно вместе** - hsan apanteV omoqumadon epi to auto. Кто все и где? Славянский перевод добавляет "//апостолы//", русский - **они**, подразумевая под "всеми" не только апостолов, но и всех верующих во Христа, бывших тогда в Иерусалиме [[new:act:01:16|(Деян. 1:16,]] ср. ; [[new:act:02:14|Деян. 2:14]]) и вновь прибывших на праздник иудейской Пятидесятницы. Из дальнейшего видно (2 ст. ), что собрание этих верующих во Христа происходило в доме, вероятно, в том самом, в котором было и предшествующее собрание [[new:act:01:13|(Деян. 1:13)]]. Особенно многолюдным едва ли можно его предполагать, ввиду того что надо было бы в таком случае допустить в распоряжении апостолов дом невероятно больших размеров. [<10>]