[<10>] ====== Толкования на Деян. 2:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились** Но никто, даже и больший из пророков Моисей, не получил так, как апостолы. Моисей, когда нужно было другим сделаться духовными, сам претерпевал уменьшение, а здесь не так. Напротив, как огонь, сколько бы кто ни захотел зажечь от него светильников, нисколько не уменьшается, так произошло тогда и с апостолами. Посредством огня показывалось не только обилие благодати, а и каждый получил источник Духа, как и Сам Христос сказал, что верующие в Него будут иметь //источник воды, текущей в жизнь вечную// [[new:in:04:14|(Ин. 4:14)]]. И это весьма естественно, потому что они шли не говорить с фараоном, а сражаться с дьяволом. И, что более удивительно: будучи посылаемы, они нисколько не противоречили и не сказали, что они худогласны и косноязычны - в этом вразумил их Моисей; не сказали, что они слишком молоды - в этом умудрил их Иеремия . Хотя они слышали много страшного, и гораздо больше, чем те пророки, однако боялись противоречить. Отсюда видно, что это были ангелы света и высших дел служители. Пророкам никто не является с неба, потому что они еще заботятся о том, что на земле; но после того, как человек восшел на высоту, и Святой Дух сходит с высоты: как бы от несущегося сильного ветра. Это показывает, что им ничто не в состоянии будет противиться, но что они развеют, как прах, своих противников. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// ---- Так на собрании апостолов был **шум сильного ветра**, и явились видения огненных языков, не для самих апостолов, но для иудеев, которые тогда находились с ними. Между тем и мы приемлем то, что единожды утверждено чудесами, хотя и нет более чувственных знамений. Так и при крещении голубь явился для того, чтобы и присутствующим, и Иоанну указать, как бы перстом, Сына Божия, и вместе для того, чтобы и ты знал, что и на тебя, когда крещаешься, нисходит Дух Святой. Но нам нет нужды уже в чувственном видении, потому что для нас вместо всех знамений довольно одной веры; знамения даются не для верующих, а для неверующих [[new:1kor:14:22|(1 Кор. 14:22)]]. //**Гомилии на Евангелие от Матфея.**// См. также Толкование на [[new:act:02:01#svt_ioann_zlatoust|Деян. 2:1]] ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились** Чтобы величие сходящей такой благодати не было сокровенно, она как небесная труба восшумела - **и внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра**. Знаменуя пришествие Благодеющего человекам с силою восхитить Царствие Божие, чтобы и глаза видели //огненные языки и// уши слышали //шум// - **и наполнил весь дом**, где они находились. Дом этот сделался вместилищем духовной воды. Ученики находились внутри, и дом весь наполнился. Итак, по обетованию они крестились всем существом, облеклись душою и телом в божественную и спасительную одежду. //**Огласительные слова для просвещаемых.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились** Это – тот шум, о котором предрекла Анна Пророчица, когда приняла обетование о Самуиле, говоря: //«Господь взыде на небеса, и возгреме: Той даст крепость и вознесет рог Христа Своего»// [[old:1ts:02:10|(1Цар.2:10)]]. Этот шум был также предвозвещен и в видении Илии; ибо говорится: //«Се глас хлада тонка, и тамо Господь»// [[old:3ts:19:12|(3Цар.19:12)]]; ибо //«глас хлада тонка»// это – шум ветра. Предызображение сего гласа и дыхания ты можешь найти и в Евангелии Христовом. Ибо в последний день великого Праздника, т.е. в Пятидесятницу, стал Иисус – как повествует Богослов и Евангелист Иоанн, – и воззвал, говоря: //«Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии во имя Его»// [[new:in:07:37|(Ин.7:37–39)]]. Но и по Воскресении, Он дохнул на Учеников Своих и сказал: //«Приимите Дух Свят»// [[new:in:20:22|(Ин.20:22)]]. Таким образом, оный глас предобозначал сей шум, и дуновение – сие дыхание, которое ныне бурно разлившись свыше, испустив с неба великий и мощный шум, призывает всю землю под солнцем и всем, в вере приходящим, дарует благодать и вселяется в них. Является же с силою, как – все побеждающее и попирающее стены лукавого, уничтожающее грады и всякие твердыни врага, и смиряющее превозносившегося, возносящее же смиренных сердцем, и скрепляющее то, что было дурным образом разрешено, разбивающее же оковы грехов и разрешающее узы рабства. Исполнило же Оно дом, где они находились, делая его духовной купелью, и этим исполняя оное обетование Спасителя, которое, возносясь, Он им изрек: //«Яко Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым, не по мнозех сих днех»// [[new:act:01:05|(Деян.1:5)]]. Но и то наименование, которое Он им дал, Он показал этим, как – справедливое: ибо силою сего шума с неба, Апостолы действительно стали //«Сыны Громовы»//. **//Омилия 24. О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== Ст. 2-11 **И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих** Что это за шум? Не шум ли это воинства ангельского? Не шум ли это херувимских крыльев, который слышал пророк Иезекииль [[old:iez:01:24|(Иез. 1:24)]]? Чем бы он ни был, был он не с земли, но с неба и не от земных ветров, но от силы небесной. Шум сей объявляет о сошествии Царя Небесного, Бога Духа Утешителя. Дух не есть огонь, как не есть Он и голубь. Но Он явился на Иордане как голубь, а ныне является как огонь. Там – чтобы знаменовать невинность и чистоту Господа нашего Иисуса Христа, на Коего Он и сошел; здесь же – чтобы знаменовать огненную силу, теплоту и свет: силу, попаляющую грехи, теплоту, согревающую сердца, свет, просвещающий умы. Дух бесплотен и не воплощается ни в каком теле, но при необходимости Он является в том телесном виде, который лучше всего символизирует значение данного момента. А почему Дух Святый в этом случае явился в виде разделяющихся огненных языков, которые почили по одному на каждом из апостолов, сразу же становится понятно из последовавшего: **И начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать**. Вот и объяснение, почему Бог Дух явился в виде языков, и при том разделяющихся. Да станет первым Его действием то, чтобы апостолы смогли говорить на иных языках. А из сего ясно, что с самого начала Церкви Христовой Евангелие спасения было предназначено всем народам земли, как и определил Господь после Своего Воскресения, заповедав апостолам: идите, научите все народы. Ибо после того как иудеи, народ богоизбранный, отвергли Господа и распяли Его, Господь Победитель свершил для Себя новое избрание из всех народов на земле, и так возник новый богоизбранный народ, не единого языка, но единого духа, народ святой, или Церковь Божия. Как же апостолы Христовы пошли бы ко всем народам и научили бы все народы, если бы не знали языков тех народов? Таким образом, первой силою, потребной этим первым миссионерам Евангелия, дабы они могли начать свою миссию, была возможность понимать иностранные языки и говорить на них. Люди простые, они знали лишь свой родной язык, еврейский, и больше никаких. Если бы они стали учить многие иные языки обычным путем и способом, то когда бы они их выучили? И за всю свою жизнь они не выучили бы того, чему научил их Дух Святый в одно мгновение. Ибо, взгляните, сколько разных народностей, говорящих на разных языках, собралось тогда в Иерусалиме: **Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне**! **Каждый слышал их говорящих его наречием**. //**Беседы. День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго.**// ===== Блж. Августин ===== **И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились** Я же удивляюсь, что тебе показалось, что звук того голоса, которым было сказано: //Ты Сын Мой// [[new:mf:03:16|(Мф. 3:16-17;]] [[new:mk:01:10|Мк. 1:10-11;]] [[new:lk:03:22|Лк. 3:22)]], мог явиться без помощи души, но лишь по Божественному мановению единой телесной природой, и что тебе не показалось, что таким же образом по Божественному мановению может существовать телесная внешность какого-либо существа и движение, похожее на живое, без привлечения какого-то одушевленного духа. Если телесное творение повинуется Богу без помощи животворящей души, так что издаются звуки, которые обычно исходят из одушевленного тела, и образ членораздельной речи доходит до слуха, то почему же оно не будет повиноваться так, чтобы без помощи животворящей души вид и движение птицы той же силой Создателя вводилось в поле зрения? <...> Итак, нет необходимости спрашивать, каким образом появился телесный образ голубя, как мы не спрашиваем, каким образом звучали отдельные телесные голоса. <...> Таким образом, говорится следующее: **И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра**... И //явились им разделяющие языки, как бы огненные//. Здесь говорится о чем-то, что подобно ветру и чувственному огню, похоже на обыкновенно используемые и известные природы, а не о самих обыкновенно используемых и известных природах, существующих во времени. //**Послания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились** См. Толкование на [[new:act:02:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 2:1]] ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== Ст. 2-3 **И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них** Так изображает Лука чудесные знамения, которые свидетельствовали о великом событии сошествия Святого Духа. При наступлении дня Пятидесятницы все были единодушно вместе, т.е. двенадцать Апостолов, преблагословенная Мария, Матерь Господа Иисуса, и другие, верующие в Иисуса Христа, о которых прежде упомянул Апостол [[new:act:01:14|(Деян. 1:14,]] [[new:act:01:16|16)]], и, без сомнения, как и прежде, они проводили время в молитве и благоговейном ожидании обещанного от Отца [[new:act:01:04|(ст. 4)]]. **И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханью бурну**, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра». Это не шум обыкновенного ветра: он идет не по закону обыкновенного ветра, не с востока или запада, не с севера или полудня, а сверху, с неба, и Апостол не называет этого явления шумом ветра или ветром, а объясняет его сравнением с шумом как бы от несущегося сильного ветра. **И исполни весь дом, идеже бяху седяще**. «И наполнил весь дом, где они находились». Смотрите, как опять изображает Апостол дивное явление: шум пришел с неба, а не с какой-нибудь стороны, по обыкновенному теченью ветра, и этот шум не пошел в которую-нибудь сторону через дом, а только наполнил дом. Поэтому для всех понятно было, что это явление не есть обыкновенное, а чрезвычайное и чудесное. И что говорит Апостол далее? **И явишася им разделена язы́цы яко огненна**. «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные». Опять Апостол, изображая новое чудесное явление, объясняет его сравнением: «явились разделяющиеся языки» – какие языки? Не огненные, а как бы огненные; не называет их Апостол огненными, а как бы огненными, может быть, потому, что они, показываясь огненными по виду, не обнаруживали действия огня, не жгли, не опаляли; а вместе с шумом только служили чудесным знамением невидимого действия Духа Божия. Называя языки **разделяющимися**, Апостол указывает на другое явление, не объясненное им: предполагается одно основание, или как бы одно огненное пламя, от которого отделялись языки, или это пламя разделялось на языки, или на части, представлявшие вид языков. "Они были от одного корня", – замечает св. Златоуст, – "чтобы ты знал, что это сила, посланная Утешителем". Происходящий с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и как бы огненные языки не были явлением самого Святого Духа: потому что Дух Святый, по своему существу, невидим, не подлежит наблюденью внешних чувств, не может быть ни слышим ушами, ни видим глазами. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились** **Шум... как бы от несущегося сильного ветра**. Следовательно, самого ветра не было, только шум (ср. Злат. и Феофил. ), несшийся сверху вниз, с неба к месту собрания апостолов, - шум настолько сильный, что привлек всеобщее внимание (6 ст. ). **Наполнил весь дом**, т. е. сосредоточился в этом доме. **Где они находились**, собственно, где они сидели, пребывая в молитве и благочестивых собеседованиях, в ожидании исполнения обетования. [<10>]