[<10>] ====== Толкования на Деян. 2:3 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них** Является же в виде языков, по сродству со Словом; и в виде огненных языков (почему думаешь?) или по причине очищения (ибо по Писанию известен и огонь очистительный, что желающие везде могут увидеть), или по существу своему, ибо //«Бог наш есть огонь»// и огонь, //«поядающий»// [[new:evr:12:29|(Евр.12:29)]] нечестие. Но ты опять негодуешь недовольный словом: единосущен! Является в виде разделенных языков, по причине разных дарований; в виде языков **«седших»**, в означение Царского достоинства и почивания во Святых, ибо и херувимы суть Божий престол. Является в горнице (если только не почтут меня пытливым чрезмерно) в означение восхождения и возвышения от земли тех, которые примут Духа, ибо и //«водами»// Божиими //«покрываются»// какие-то //«горние»// (горницы), которыми песнословится Бог [[old:ps:103:03|(Пс.103:3)]]. И Сам Иисус посвящаемых в высшее служение приобщает таинству в горнице, показывая тем, что нужно и Богу снисходить к нам (как, насколько известно, и снисходил к Моисею), и нам восходить к Нему, и что таким образом, при сорастворении достоинства, должно происходить общение Бога с людьми. Доколе же пребывают они в собственном достоинстве, – Бог в достоинстве высоты, а человек – низости, дотоле благость несоединима, человеколюбие несообщимо, и посреди великая и непроходимая пропасть, которая отделяет не богатого только от Лазаря и от вожделенных недр Авраамовых, но сотворенное и преходящее естество от несотворенного и постоянного. **//Слова. Слово 41.//** ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них** Приняли они огонь не опаляющий, но спасительный, огонь - терние грехов истребляющий, а душу просвещающий. Этот огонь имеет ныне прийти и на вас, и терние грехов ваших пожечь и истребить, а драгоценное стяжание душ ваших еще более просветить и даровать вам благодать. Ибо ее даровал Он тогда и апостолам. В виде огненных языков снизошел на них для того, чтобы увенчать главы их новыми духовными венцами посредством огненных языков. Пламенный меч ограждал прежде врата рая, спасительный огненный язык возвратил благодать. **//Поучения огласительные. Поучение 17.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== Ст. 3-4 **И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать** Те чудесные дела, которые Владыка совершил в теле, являющие, что Он, по Своей Ипостаси, Сын единородный, на конец времен соединившийся с нами, прияли конец; (ныне) начинают совершаться те вещи, которые являют Духа Святого, Сущего согласно Своей Ипостаси, – дабы мы познали, а также усвоили великую и покланяемую Тайну Святыя Троицы; ибо и ранее, воистину, действовал Дух Святый, – потому что это Он говорил чрез Пророков и предвозвещал будущее – ныне же чрез огненные языки явился всем в Своей Ипостаси, и Владычным образом, как бы на престоле, сев на Христовы Ученики, сделал их орудиями Своей силы. Но по какой причине Он явился в виде языков? – Дабы показать, что Он – сроден Слову Божию; ибо нет ничего родственнее слову, чем – язык. Но также – и ради благодати учительства: ибо учитель о Христе нуждается в облагодатствованном языке. Почему же – огненные языки? – Не только по причине единосущия Духа с Отцем и Сыном, – ибо Бог наш есть Огнь, и то – Огнь, поядаяй беззаконие, – но также и по причине сугубости действия Апостольской проповеди: ибо она должна была вместе и благодетельствовать и карать; как огонь устроен для того, чтобы и просвещать и опалять, так и слово учения о Христе – просвещает слушающих, а упорно же противящихся предает огню и вечному мучению. Языки же эти были, говорит Апостол Лука, – не «огненные», но – **«как бы огненные»**, чтобы кто не подумал, что оный огонь (в «огненных языках») был чувственным и материальным, но так сказано – чтобы на основании примера – у нас было бы представление о явлении Духа. Почему языки явились для них разделенными? – Потому что единственному только Христу, сошедшему с небес, не в меру дается Дух от Отца, ибо Он, также и по плоти, обладает всецелою силою и действием; ни на ком из иных не почила всеобъемлющая благодать Духа, но частично каждый – один одно, другой – другое получает из благодатных дарований, дабы кто не подумал, что даемая от Духа благодать Святым, является Его не действием, а самым естеством. Выражение же **«седе»** не только обозначает Владычнее достоинство, но – и единость Божественного Духа. **«Седе же на едином коемждо их, и исполнишася вси Духа Свята»**: ибо и разделившись согласно различным силам и действиям Своим, Дух Святый в каждом действии представляется целостным, нераздельно разделяемый и полностью даемый в участие, по образу солнечного луча. **«Глаголаша иными языки»** т.е. на разных наречиях к собравшимся от всех народов», **«якоже Дух даяше им провещевати»**; ибо они стали орудиями Божественного Духа, действующими и движущимися по Его воле и силе; всякое же орудие со вне восприемлемое, становится причастным не естества, но энергии действующего, которая восприемлется от него; так бывает и в отношении орудия Святого Духа, как и Давид, говоря в Духе Святом, глаголет: //«Язык мой трость книжника скорописца»// [[old:ps:046:02|(Пс.46:2)]]. Следовательно, пишущая трость есть орудие пишущего, становясь причастной, конечно, не естества писца, но его энергии, и то начертывая оное, что пишущий желал бы и мог. **//Омилия 24. О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них** См. Толкование на [[new:act:02:02#svt_nikolaj_serbskij|Деян. 2:2]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них** Как закон в начале своем требовал страха, который бы побудил слушающих к хранению заповедей, и Бог вещал из среды огня, так и по воскресении Владыки и Спасителя нашего Дух Святый дан был Апостолам в огне и предшествующем бурном дыхании, чтобы в обоих Заветах познаваем был Единый Бог, хотя и велико различие Завета второго с первым. Ибо первый довольствовался предписаниями преобразовательными, а последний просиял истиною вещей и догматов. //**Письма. Книга I.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них** См. Толкование на [[new:act:02:01#prp_maksim_ispovednik|Деян. 2:1]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них** Познайте из этого повествования о сошествии Святого Духа все народы, племена и языки, кто вы и откуда вы. Вы – слабые твари (слабые, говорю, потому, что есть твари //сильнии крепостию// – Ангелы), создания Духа Божия, движимые и оживотворяемые Им; ваша мысль выражается таким или другим языком не оттого только, что родители и соотечественники ваши говорят таким, а не другим языком, так как в этом случае все-таки надобно предполагать еще другую причину, почему именно таким, а не другим языком говорят они, – а оттого, что Духу Божию, всезиждущему и всеустрояющему, угодно было облечь ваши мысли в такую, а не другую форму. Язык есть внешняя оболочка нашей мысли – так, как тело есть внешний, вещественный покров невидимой, духовной природы нашей души. Мысль есть чадо души, во всем похожее на свою мать, – само в себе такое же духовное, неосязаемое, вообще не подлежащее ни одному внешнему чувству; слово, или язык, есть одежда, покров мысли, которая делается в нем как бы видимою и осязаемою. Дух Божий есть Творец нашей души разумной, мыслящей, свободной. Он мог сделать (как и действительно сделал вначале), чтобы все люди говорили одним языком и, таким образом, единством самого языка показывали единство своего происхождения – от одного Творца. Но так как это единство послужило людям во вред по их испорченности, то Дух Божий отнял у их мысли однообразную одежду и дал пеструю, разноцветную, так что по этой пестроте они не могли узнавать родной, общей и тожественной у всех по существу своему мысли. Так, если простолюдина в простой одежде одеть в одежду воина, то в нем весьма трудно узнать прежнего простолюдина, хотя от прежнего вида его и остаются – лицо, вся голова и, может быть, другие приметы. Но мысль закрывается совершенно своею оболочкою – языком, так что, если можно так выразиться, она скрывает под нею и лицо свое. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Августин ===== **И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них** Следовательно, поэтому, когда Он послал Святого Духа, Он видимо являет Его двумя образами: через голубя и через огонь. Через голубя на Господе во время крещения; через огонь - на собранных вместе учениках. <...> Следовательно, через голубя было показано, чтобы у освященных Духом не было обмана; а через огонь показано, чтобы простота не осталась холодной. И пусть не беспокоит то, что **языки** были **разделяющимися**. Языки находятся далеко друг от друга, поэтому Он появился разделяющимися языками. Он говорит: **разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них**. Языки разделены друг от друга, но расстояние языков не является расколом. Не бойся нарушения в **разделяющихся языках**, познай единство в голубе. //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них** См. Толкование на [[new:act:02:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 2:1]] ===== Беда Достопочтенный ===== **И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них** Дух Святой явился в виде огненных языков, потому что Он делает всех, исполнившихся Им, в равной степени и пламенеющими, и говорящими: пламенеющими, конечно же, Им Самим и говорящими о Нем Самом. В то же самое время Он указывает, что Святая Церковь, распространяясь до крайних пределов мира, будет громогласно говорить со всеми народами. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились** См. Толкование на [[new:act:02:02#arxiep_evsevij_orlinskij|Деян. 2:2]] ===== Лопухин А.П. ===== **И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них** **Языки как бы огненные...** Как шум без ветра, так и языки без огня, лишь подобные огненным. "Прекрасно говорить: как бы огненные, как бы от несущегося ветра, чтобы ты не помыслил чего-либо чувственного о Духе" (Феофил., ср. Злат.). Шум был при этом знаком удостоверения сошествия Св. Духа для слуха, языки - для зрения. И то и другое возвышало для апостолов величие события и воздействие его на душу, которая, собственно, и была главным предметом чуда этого обетованного крещения //Духом Святым и огнем//. **Разделяющиеся языки** - diamerizomenai glwssai - //разделени языцы//. Впечатление момента сошествия Св. Духа было, очевидно, таково, что из какого-то невидимого, но близкого источника внезапно надвинувшегося и исполнившегося дом шума вдруг начали выделяться как бы огненные языки, поделяясь между всеми присутствующими - так, что чувствовался при этом один и тот же общий источник всех их. //Шум с неба// знаменовал также могучесть силы Св. Духа, сообщенной апостолам (//"сила свыше"// [[new:lk:24:49|Лк. 24:49)]], а языки знаменовали пламенность проповеди, которая должна была служить единственным оружием покорения мира к подножию Креста Христова. Вместе с тем языки являлись также точным обозначением совершившейся в душах апостолов перемены, которая выразилась в неожиданно почувствованной ими способности говорить на других языках. [<10>]