[<10>] ====== Толкования на Деян. 2:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его** См. Толкование на [[new:act:02:22#svt_ioann_zlatoust|Деян. 2:22]] ===== Свт. Григорий Нисский ===== **но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его** Поскольку и силу к воскресению из мертвых было необходимо Ему вложить в нашу природу, то Он вновь становится //начатком// усопших [[new:1kor:15:20|(1 Кор. 15:20)]] и перворожденным из мертвых [[new:kol:01:18|(Кол. 1:18)]], первым собственной силой разрушив муки смерти, так что и для нас сделал возможным новое рождение после смерти, поскольку благодаря воскресению Господа мучение смерти, которой мы все удерживались, было разрушено. //**Опровержение исповедания Евномия.**// ===== Блж. Августин ===== **но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его** Если интересно, каким образом надо понимать то, что Им были расторгнуты **узы смерти** - ведь Он не находился в них, как будто в оковах, и поэтому так их расторгнул, как будто если бы Он разорвал цепи, которыми был связан, - то легко понять, что они были расторгнуты так, как могли быть развязаны охотничьи силки, чтобы они не удерживали, а не потому что удерживали. Может быть и так, что мы верим, что Он расторгнул те **узы**, которыми Сам не мог быть удержан, но которыми удерживались другие, которые, как Он знал, должны быть освобождены. //**Послания.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его** Петр, сказав: //Бог соделал и Господом и Христом Сего Иисуса// [[new:act:02:36|(Деян. 2:36)]], добавил: Того //Иисуса, Которого вы распяли, Которого Бог и воскресил из мертвых// [[new:act:04:10|(Деян. 4:10)]]. Умерщвлен был не Бог, но человек, а воскрешен Он был Словом, Силой Божией, Говорившим в Евангелии: //Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его// [[new:in:02:19|(Ин 2:19)]]. Так что, когда говорится: //Бог соделал и Господом и Христом Сего Иисуса, Который умер и воскрес из мертвых//, то имеется в виду плоть, а не божественность Сына. //**Эранист.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его** См. Толкование на [[new:act:02:22#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 2:22]] ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его** **Егоже Бог воскреси, разрешив болезни смертныя**. И в этих словах Апостол говорит, применяясь к понятию слушателей. Иисус Христос, как истинный Бог, воскрес из мертвых силою Божества Своего. Иисус Христос говорит о Себе: //Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю. Никтоже возмет ю от Мене; но Аз полагаю ю о Себе; область имам положими ю, и область имам паки прияти ю// [[new:in:10:17|(Иоан. 10, 17,]] [[new:in:10:18| 18)]]. А Апостол говорит о Нем, как о человеке: **но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти**. Это потому, что слушатели его еще не верили тому, что Иисус Христос есть истинный Бог. Но вот теперь же святый Петр начинает говорить о том, о чем доселе умалчивал, снисходя к немощи слушателей; говорит однако ж так, что не раскрывает прямо той истины, которую дает им разуметь. **Потому что ей**, то есть смерти, **невозможно было удержать Его**. Почему невозможно? Потому что Иисус Христос — не простой человек, а Богочеловек, или вместе истинный человек и истинный Бог, самосущая жизнь и податель жизни. Апостол не объяснил тотчас, почему смерть не могла удержать Его; но, сказав без этого объяснения, давал повод своим слушателям подумать об этом, и потом сам мало-помалу приводит их к познанию сей истины, пользуясь для того свидетельством многоуважаемого Евреями пророка царя, Давида. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его** **Бог воскресил Его** - по толкованию блаж. Феофилакта: "если говорится, что Отец воскресил Его, так это по причине немощи слушателей; потому что - посредством кого действует Отец? Посредством Своей Силы, а сила Отца - Христос. И так Он Сам воскресил Себя, хотя и говорится, что Его воскресит Отец..." (ср. [[new:in:05:26|Ин. 5:26;]] [[new:in:10:18|10:18]]). **Расторгнув узы смерти** - греч. lusaV taV wdinaV tuϋ qanatou... - точнее слав. : //"разрешив болезни смертные".// По толкованию блаженного Феофилакта - "смерть мучилась (как бы родами) и страшно страдала, когда одержала Его. Рождающая не удерживает находящегося в ней и не действует, но страдает и спешит освободиться. Прекрасно назвал воскресение разрешением болезней смерти, так что можно сказать: разорвав беременное и страдающее родами чрево, Христос Спаситель появляется и выходит как бы из какой рождающей утробы. Потому он и назван перворожденным из мертвых..." [<10>]