[<10>] ====== Толкования на Деян. 2:34 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня** См. Толкование на [[new:act:02:32#svt_ioann_zlatoust|Деян. 2:32]] ===== Блж. Августин ===== **Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня** Мы знаем, что после воскресения из мертвых и вознесения на небеса Христос **сидит одесную** Отца. Это уже совершилось; мы не увидели это, но уверовали. Мы прочли об этом в книгах, слышали предсказания, уверовали. И именно потому, что Христос был сыном Давида, Он стал Господом Давида. Ведь родившийся от семени Давида был столь почтен, что стал и Господом Давида. Ты так этому удивляешься, как будто бы и в человеческих делах не бывает такого. Ведь если бы случилось, что сын какого-то простого отца стал царем, то разве он не стал бы господином отца? Еще более удивительным является то, что может случиться, что не только сделавшийся царем сын простого человека стал господином отца, но что сын мирянина, став епископом, становится отцом своего отца. Следовательно, именно поэтому Христос, получив плоть, умерев в ней, в этой же плоти воскреснув, в ней же взойдя на небо и сидя одесную Отца, и в этой же самой плоти, такой почтенной, такой прославленной, такой измененной в небесном состоянии является и сыном Давида, и Господом Давида. //**Изъяснения Псалмов.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня** Итак, слова **Сиди одесную Меня** [[old:ps:109:01|(Пс. 109:1)]] как будто бы обращены к человеку. Ибо это было сказано не вечно сидящему на престоле Славы, как Бог Слово, после вознесения с земли, но Тому, Кто сейчас возвышен в небесную славу, как человек, как говорят апостолы: **Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня**. Это приказание, дающее начало сидению, - человеческое, но божественным является достоинство сидеть вместе с Богом, Которому служат //тысячи тысяч и тьмы тем предстоят перед Ним// [[old:dan:07:10|(Дан 7:10)]]. //**Эранист.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня** См. Толкование на [[new:act:02:32#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 2:32]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня** Не Божество было распято, а плоть; а претерпевать становление, во всяком случае, может то, что смогло претерпеть распятие. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== Ст. 34-35 **Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих** Святой Петр приводит новое пророческое свидетельство о том, что обетованный Спаситель Христос вознесся на небо и воспринял Божеское величие и славу (в объяснение [[new:act:02:33|33]] стиха); **ибо Давид не восшел на небеса**, а между тем сам говорит: **сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног твоих** [[old:ps:109:01|(Псал. 109, 1)]]. **Не бо Давид взыде на небеса**: Давид не восходил на небо с телом; из этого видно, что выше приведенные слова из псалма [[new:act:02:25|(ст. 25-28)]] произнес он не о себе, а об Иисусе Христе, как обетованном великом потомке его. **Глаголет бо сам**: но сам Давид говорит в другом псалме о том, кого изображает он в [[old:ps:015:start|пятнадцатом]] псалме, изображает не себя самого, а Того, кого называет своим Господом, говоря: **сказал Господь Господу моему**, т. е. сказал Бог Отец Богу Сыну, Господу Спасителю нашему. **Седи одесную Мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих**. Как бы так говорит: восприими славу Мою и участие в Моем Божеском правлении, пока низложу врагов твоих в подножие ног твоих, или пока покорю их Тебе. Об этом великом событии апостол Павел говорит: //подобает бо Ему царствовати, дондеже положит враги под ногама своима. Последний же враг испразднится смерть. Егда же покорит Ему всяческая, тогда и Сам Сын покорится покоршему Ему всяческая, да будешь Бог всяческая во всех// [[new:1kor:15:25|(1 Кор. 15, 25,]][[new:1kor:15:26| 26,]][[new:1kor:15:28| 28)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня** Утвердив, как основную, истину воскресения Христова на пророчестве Давида, апостол подобным же образом находит нужным утвердить и истину вознесения Иисусова, ближайшим следствием чего было излияние даров Св. Духа. Эту истину апостол утверждает именно ссылкою на пророческое изречение Давида в псалме [[old:ps:109:01|(Пс. 109:1)]], относя исполнение этого изречения всецело ко Христу. Это же самое изречение прилагает к Себе и Сам Господь в беседе с фарисеями [[new:mf:22:12|(Мф. 22:12]] и т. д. ). [<10>]