[<10>] ====== Толкования на Деян. 2:42 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах** См. Толкование на [[new:act:02:41#svt_ioann_zlatoust|Деян. 2:41]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах** См. Толкование на [[new:act:02:41#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 2:41]] ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах** Таково краткое изображение жизни членов первенствующей Церкви Христовой. Вот как проводили они время, посвятив себя на служение Богу в святом крещении. **Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах**. Они не переставали поучаться в истинах Евангельского учения после того, как приняли святое крещение; они усердно внимали апостольским наставлениям, и непосредственно слушая их поучения в общественных собраниях и беседуя одни с другими. Они, как члены одной Церкви, одного таинственного тела Христова, жили между собою в мир и согласии и взаимном общении христианской любви. Они имели общественные трапезы, или вечери любви, которые имели свое основание в таинстве тела и крови Христовой. Эта святейшая трапеза всех сближала, всех соединяла в одно общество и в одно тело, которого глава Христос. Так учит Апостол: //Чаша благословения, юже благословляем, не общение ли крове Христовы есть? Хлеб, его же ломим, не общение ли тела Христова есть? Яко един хлеб, едино тело есмы мнози: ecu бо от единого хлеба причащаемся// [[new:1kor:10:16|(1 Кор. 10, 16,]][[new:1kor:10:17| 17)]]. Поэтому святые отцы таинство Причащения часто называют //общением//. «Ибо», – как изъясняет св. Златоуст, – «приобщаясь, мы не только делаемся участниками и сообщниками, но и соединяемся со Христом. Как тело Христово соединено со Христом; так и мы чрез этот хлеб соединяемся с Ним». То же святейшее таинство называется //преломлением хлеба// (ниже [[new:act:02:46|ст. 46;]][[new:act:20:07| гл. 20, ст. 7)]], потому что первоначально сам Господь Иисус Христос, //прием хлеб и благословив, преломи и даяше учеником// [[new:mf:26:26|(Матф. 26, 26)]]. Последуя Его примеру, то же делали святые Апостолы и преемники их, предстоятели церквей, епископы и пресвитеры. Молитва была существенною принадлежностию их новой благодатной жизни. Молились они при общественном богослужении, молились каждый на своем месте, кто где находился, и друг друга утверждали в молитвенном расположении, как учили этому Апостолы своим примером и наставлениями [[new:act:03:01|(Деян. 3, 1;]] [[new:act:04:24|4, 24,]] [[new:act:04:31|31;]] [[new:ef:05:19|Еф. 5, 19;]] [[new:1tim:02:01|1 Тим. 2, 1)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах** **И они постоянно пребывали**. Греч. hsan de proV karterounteV..., точнее слав. : //"Бяху же терпяще..."//, буквально - //были же неутолимы в учении апостолов// и т. д. Трудно допустить, конечно, чтобы вся эта масса народа (3000 сверх прежнего тоже немалого количества верующих) собиралась в одном каком-либо месте или доме. Вероятнее всего - верующие, разделившись на несколько групп или общин, собирались в нескольких местах, где апостолы и поучали их новым истинам, молитвам и тайнодействиям. Между всеми этими общинами существовало самое тесное взаимообщение, сплачивавшее их в одну братскую семью, душою которой были апостолы. **В преломлении хлеба**. Обычно это выражение означает вкушение пищи [[new:lk:24:30|(Лк. 24:30]] и др. ), но в то время употреблялось и в другом высшем значении совершения и участия в Таинстве Евхаристии [[new:1kor:10:16|(1 Кор. 10:16)]]. Здесь может подразумеваться и то и другое значение - и отдельно, и вместе, тем более, что то было время, когда Евхаристия обычно заключалась вечерями любви, при участии всех верующих, в духе братского равенства, любви и взаимообщения. Таким образом, выясняются главные черты первоначального христианского богослужения, отдельного и самостоятельного от богослужения ветхозаветного: учение, преломление хлеба (Евхаристия) и молитвы, хотя апостолы и другие верующие до времени не разрывали связи и с ветхозаветным храмом и его богослужениями ([[new:act:03:01|Деян. 3:1]] и др.). [<10>]