[<10>] ====== Толкования на Деян. 3:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас** См. Толкование на [[new:act:03:01#svt_ioann_zlatoust|Деян. 3:1]] ---- **"Взгляни на нас"**, говорит он. Достаточно взгляда, чтобы удостовериться в бедности; не нужно ни слов, ни доказательств, ни ответа, ни объяснения; одежда уже показывает тебе неимущего. Вот это всецело дело апостольства – говорить бедному так, чтобы не от бедности только избавить его, но и внушить ему: ты увидишь большее богатство. //"Серебра"//, говорит, //"и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи"// [[new:act:03:06|(Деян. 3:6)]]. Видишь ли бедность и богатство: бедность в деньгах и богатство в дарованиях? Он не избавил от нищеты в деньгах, но исправил нищету естества. Посмотри на кротость Петра. **"Взгляни на нас"** Он не стал уко­рять, не стал порицать, как часто делаем мы с приступаю­щими к нам, упрекая их в лености. Разве это заповедано тебе, человек? Бог повелел тебе не упрекать в лености, а помогать бедности; не сделал тебя обличителем нечестия, а по­ставил врачом нечестия; не для того, чтобы ты порицал бес­печность, но чтобы подавал руку лежащему; не для того, чтобы ты осуждал образ жизни, но чтобы утолял голод. Но (апостол) даже извиняется пред бедным и го­ворит кротко, по словам Писания: //"приклоняй"// без огорчения //"ухо твое к нищему и отвечай ему ласково, с кротостью"// [[old:prsir:04:08|(Сир. 4:8)]]. //"Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи"// Здесь два обстоятельства: образ жизни и чудо. Образ жизни в словах: //"серебра и золота нет у меня"//, потому что к жизни относится – не ставить ни во что зем­ные предметы, отвергнуть имущество, презреть настоящую сует­ность; а чудо – восставить хромого, исцелить поврежденные члены. Итак, вот и образ жизни и чудо. **//Беседа в собрании, бывшем через несколько времени в древней Церкви, на надписание Деяний апостольских.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас** См. Толкование на [[new:act:03:01#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 3:1]] ===== Аратор ===== **Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас** Был хромой сорока лет от рождения, ему даровал увечье первый день жизни, и ему вместе с Иоанном Петр сказал: **Взгляни!** Надежда обманула жадное прошение, но вместе с отказом готовилось лучшее. Как часто безнадежность становится началом радости для сокрушенных, а благополучие, проистекая из злого начала и скрывая связь своей радости с чужим горем, приходит к мольбам. Возрадуется нищий и признает, что пустая рука стоила большего для того, кто, прося о подаянии, получил сам себя, как дар. //**История апостолов.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас** Это — приготовление к совершению чуда. Петр с Иоанном всматриваются в человека, представившегося им среди нищих, просящих милостыни. Что это значит? Можно думать, что это духовное испытание человека, достоин ли он чудесного благодеяния? Угодно ли Духу, действующему в них, Апостолах, явить свою силу к исцелению недужного? Петр сказал: **взгляни на нас**. Взор человека многое говорит о человеке, и также взор на человека или на человеков, каковы были здесь святые апостолы Петр и Иоанн, мог иметь на взирающего особенное благотворное действие, приготовляющее его к принятию благодатного, чудесного дара. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас** Совершению чуда над хромым предшествует пристальное воззрение друг на друга апостолов и исцеленного. Это было как бы взаимное приготовление к чуду. В отношении к хромому это было средством возбудить его внимание и духовную восприимчивость к чудесному благотворению. [<10>]