[<10>] ====== Толкования на Деян. 3:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 12-15 **Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели** В настоящей речи больше смелости (чем в прежней). Это – не потому, чтобы прежде (апостол) боялся, но потому, что те люди – насмешники и ругатели – не снесли бы (подобной сме­лости). Поэтому-то, начиная ту речь, он тотчас же и возбуж­дает их внимание предисловием, говоря: //"сие да будет вам известно, и внимайте словам моим"// [[new:act:02:14|(Деян. 2:14)]]. А здесь ему нет нужды в таком приготовлении. Эти люди не были беспечны; чудо сделало всех их внимательными, – почему они и были объяты страхом и ужасом. Поэтому-то апостол и не имел нужды начинать (здесь) с того же, но (начал) с другого, чем всего более и расположил их к себе, отклонив от себя то мнение, какое они себе составили. Ведь ничто так не полезно и не приятно для слушателей, как то, если говорящий не только не говорит о себе ничего великого, но даже уничто­жает и мысль о том. Таким-то образом (апостолы) больше прославили себя тем, что презрели славу и показали, что то было дело не человеческое, а Божие, и что они также, наравне с другими, должны удивляться, а не служить предметом удив­ления. Видишь ли, как (Петр), будучи чужд честолюбия, от­вергает от себя славу? Так поступали и древние. Например, Даниил говорил: //"мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих"// [[old:dan:02:30|(Дан. 2:30)]]. И еще Иосиф: //"не от Бога ли истолкования?"// [[old:gen:40:08|(Быт. 40:8)]] И Да­вид: //"когда, бывало, приходил лев или медведь"//, во имя Господа я раз­рывал их руками [[old:1ts:17:34|(1 Цар. 17:34,35)]]. Так теперь и апостолы: **"что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?"** И это, говорят, принадлежит не нам, потому что не своим достоинством привлекли мы на себя благодать Божию. **"Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших"** [[new:act:03:13|(ст. 13)]]. Смотри, как часто обращается к предкам, чтобы не подумали, будто он вводит какое-нибудь новое уче­ние: и там он упомянул о патриархе Давиде, и здесь – об Аврааме и других патриархах. **"Прославил Сына Своего Иисуса"** [[new:act:03:13|(ст. 13)]]. Опять (говорит) смиренно, как в предисловии. Затем уже останавливается на их преступлении и ясно выставляет на вид то, что они сделали, а не прикрывает, как прежде. По­ступает же так для того, чтобы лучше привлечь их, потому что, чем больше показывал, что они виновны, тем больше достигал этого. **"Прославил"**, говорит, **"Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его"**. Два обвинения: и то, что Пилат хотел отпу­стить, и то, что, когда он пожелал, вы не захотели. **"Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели"** [[new:act:03:14|(ст. 14, 15)]]. Он как бы так говорил: вместо Его вы просили о разбойнике. Представил их поступок в самом страшном виде. Так как они были уже в его власти, то он и поражает их сильно. **"Начальника"**, говорит, **"жизни"**. Этим приготовляет веру в воскресение. **"Сего Бог воскресил из мертвых"**. Чтобы не сказал кто-нибудь: откуда это видно? – для этого он ссылается теперь уже не на пророков, а на самого себя, потому что уже заслуживал веру. Прежде, сказав, что (Христос) воскрес, он привел в сви­детели Давида, а теперь, сказав тоже, (сослался на) лик апо­стольский: **"чему"**, говорит, **"мы свидетели"**. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// ---- Что значат его слова? Я мог бы, говорит он, указать на гораздо большие чудеса, но боюсь, чтобы величие знамений не внушило людям обо мне большого мнения. Поэтому и бывшие с Петром, когда исцелен был хромой и все с изумлением смотрели на них, успокаивая народ и убеждая, что они ничего не обнаружили сами от себя и своей силой, говорят: **Что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит**? //**К народу антиохийскому.**// ---- Отчего, говорит, вы так изумились и удивились этому событию? Разве мы сами сделали это, разве своею силою возвратили ему здоровье и дали способность ходить? **«Что на ны взираете?»** Мы, с своей стороны, ничего не сделали, а только употребили свой язык (для произнесения слов); все устроил Господь и Создатель природы. Он, **«Бог Авраама и Исаака и Иакова»**, которых вы почитаете патриархами, Он, **«егоже вы предаете и отвергостеся его пред лицем Пилатовым, суждшу оному пустити»**, Он сделал это, Он, Егоже **«вы, святого и праведного, отвергостеся, и испросисте мужа убийцу дати вам. Начальника же жизни убисте, егоже Бог воскреси от мертвых, емуже мы свидетели есмы. И о вере имене его сего, егоже видите и знаете, утверди имя его: и вера, яже его ради, даде ему всю целость сию пред всеми вами»**. Велико дерзновение (апостолов); велика и неизреченна сила благодати, дарованной им свыше! Дерзновение этого блаженного (Петра) может служить очевиднейшим доказательством воскресения. В самом деле, какого еще большего можно требовать знамения, когда тот, кто прежде креста не мог перенести угрозы и от простой служанки, теперь так противостоит иудейскому народу, и один с таким дерзновением является пред такою толпою, столь беспорядочно мятущеюся, и говорит ей такие слова, которыми может еще более возбудить ее неистовство? **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 28.//** См. также Толкование на [[new:act:03:09#svt_ioann_zlatoust|Деян. 3:9]] ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит** По их мнению, никто не должен быть прославляем за дары и чудеса Божии, а всякий за собственные только добродетели, которые требуют деятельности ума и большого старания. Ведь весьма часто, как уже было сказано выше, люди с извращенным умом и противники веры именем Господа и демонов изгоняют, и совершают великие дела. //**Собеседования.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит** См. Толкование на [[new:act:03:11#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 3:11]] ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?** У истинных служителей Христовой Церкви постоянно замечается тревога, как бы верующие не подумали о них больше, чем они есть на самом деле [[new:2kor:12:06|(2 Кор. 12:6)]]. А верующие весьма часто склонны подумать об учениках Спасовых выше меры. Стоит какому-либо ревностному православному пастырю или святителю отдаться всей душою апостольскому служению – искренно молиться Богу, усердно проповедовать слово Божие, вести чистую христианскую жизнь, как окружающие его духовные чада начинают воздавать ему почести и преклоняться перед ним... Здесь сказывается черта нашего православного человека, о которой говорил славный философ-писатель Ф. М. Достоевский: что у нас есть особенность отыскать праведного человека и, найдя его, преклониться и пасть пред ним... Никто, конечно, не может осудить этого: бедная христианская душа, измученная окружающим безбожием, лицемерием и развратом, жаждет найти хотя бы маленький огонек искренней живой веры, правды и чистоты, и если находит такого христианина, то переносит на него всю полноту своей любви и преданности, впрочем, не о всех здесь это говорится... Добрые служители Церкви Божией, ученики Христовы, должны помнить обо всем этом, и они помнят. Они сами ни на одну минуту не забывают, что если доброе и творится среди них, то это они совершают не своею силою и благочестием, а благодатью Христовою, открыто заявляя вместе с великим апостолом Павлом, паче всех апостолов потрудившимся: //благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною// [[new:1kor:15:10|(1 Кор. 15:10)]]. А также и верующим истинный ученик Христов постоянно внушает, что самые самоотверженные пастыри и апостолы Спасовы являются лишь прахом и пеплом пред Божественным Учителем своим; что Он, как Бог, есть центр жизни людей всех времен и стран, что Христос Спаситель признается в собственном смысле Учителем и Наставником людей [[new:mf:23:08|(Мф. 23:8,]] [[new:mf:23:10|10)]], что пастыри и святители православные оказываются лишь соработниками Христовыми: они, правда, трудятся, но без Божьей помощи ничего не могут сделать доброго [[new:in:15:05|(Ин. 15:5)]], они достигают многого среди людей в области религиозной, но все это от Бога возращающего [[new:1kor:03:07|(1 Кор. 3:7)]]. Несомненно, здравому человеческому разуму кажутся чрезвычайно странными и нелепыми всего лишь мысленные сравнения между людьми хотя бы и высокой жизни и Христом Спасителем. Но в действительности такие уродливые явления иногда имеют место. Так было, например, с приснопамятным батюшкой отцом Иоанном Кронштадтским, этим праведником земли русской. Его глубокая детская вера, чистота сердца, нравственная высота, самоотверженное пастырское служение, полное бескорыстие и беспрестанное молитвослужение до того пленили иных, что они стали его обоготворять, к великому ужасу и печали самого батюшки... Он с амвона анафематствовал этих неразумных своих почитателей, и они причинили горя Кронштадтскому пастырю гораздо больше, чем все его другие многочисленные враги. Конечно, не все почитатели отца Иоанна были такими неразумными... В этом чрезмерном прославлении достойных служителей Христовых, несомненно, есть направляющая рука невидимого исконного человекоубийцы – сатаны, который нарочно раздувает до преувеличения то естественное чувство любви и преданности, какое живет в душе христианина в отношении к добрым и самоотверженным пастырям Православной Церкви. //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Магн Аврелий Кассиодор ===== **Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит** Из пророчеств святых сила Господа и слава Его Царства стали известны, возможно, потому что менее известное меньше бы искали. Его сила также стала известной, когда Петр и Иоанн исцелили хромого от чрева матери, говоря: **Мужи Израильские! что дивитесь сему... как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?** А немного позже они говорят, что он исцелился именем Иисуса Христа. И сила Господа стала известной, когда апостолы стали творить различные чудеса, призывая Его имя. //**Изъяснение Псалмов.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит** Стечение народа около исцеленного хромого и изумление его по случаю совершившегося чуда подало апостолу Петру повод сказать другое слово после того, как сошел на Апостолов Дух Святой. По содержанию, это слово подобно первому; но в нем святой Петр сильнее обличает Иудеев, осудивших на смерть и убивших своего Царя, обетованного Искупителя и Начальника жизни, Господа Иисуса. Это может быть объясняемо благотворным действием первого слова и сильным влиянием совершившегося чуда. Увидев стечение народа, дивившегося чуду, **Петр сказал народу: мужи Израильские! Что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?** Петр прежде всего заботится устранить повод к тому, чтобы не подумали, будто исцеление хромого совершилось собственною силою Апостолов. Таково свойство людей, водимых Духом Божиим: они более всего ревнуют о славе Божией и боятся присвоять себе что-либо принадлежащее Богу. Они любят сознавать и свидетельствовать пред другими свои немощи, свое недостоинство, свое ничтожество, во всем и за все благодаря и прославляя Бога, подателя всякого даяния благого. Апостол как бы так говорит: что вы дивитесь тому, что хромой сделался здоровым? Или что смотрите на нас с изумлением, будто это сделали мы своею силою, или своим благочестием или добродетелями заслужили то, что он, от рождения доныне бывший хромым, теперь ходит? Нет, это дело Божией беспредельной благости. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит** В ответ на недоумение и изумление народа Петр держит снова речь, сходную с первою (в день Пятидесятницы), доказывая народу, на основании свидетельств Ветхого Завета, Мессианское достоинство Господа Иисуса и убеждая народ к покаянию и вере в Него. Но прежде этого он рассеивает неправильное понимание народом причин чуда. Удивленный взор народа, устремленный на апостолов, как бы вопрошал: что за силу имеют в себе эти люди, совершая столь великие чудеса?.. или: как велико должно быть благочестие этих людей, что Бог прославляет их столь дивными знамениями?.. Апостол устраняет разом оба таких объяснения: "это, говорит, принадлежит не нам, потому что не по своему достоинству привлекли мы благодать Божию..." (Злат.). **//Толковая Библия.//** [<10>]