[<10>] ====== Толкования на Деян. 4:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 11-14 **Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки** **"Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла"** [[new:act:04:11|(ст. 11)]]. Напомнил им и о слове, которого достаточно было, чтоб устрашить их, так как ска­зано: //"и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит"// [[new:mf:21:44|(Мф. 21:44)]]. **"И нет ни в ком ином спасения"** [[new:act:04:11|(ст. 11)]]. Какие, думаешь, раны получили они от этих слов? **"Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись"** [[new:act:04:12|(ст. 12)]]. Здесь возвещается и (нечто) возвышенное. Когда не было нужды чего-либо достигнуть, а надлежало только показать дерзновение, тогда (апостол) не ща­дит, потому что не боялся поразить их. И не сказал просто: чрез другого, но: **"и нет ни в ком ином спасения"**, – этим показывая, что Он может спасти нас, а в то же время желая и устрашить их. **"Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом"** [[new:act:04:13|(ст. 13)]]. Но каким же, скажешь, образом люди неученые победили красноречием и их, и пер­восвященников? Это – потому, что не они говорили, а чрез них – благодать Духа. **"Видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки"** [[new:act:04:14|(ст. 14)]]. Велика смелость этого человека, как видно из того, что он не оставил апостолов в самом суде. Следовательно, если бы они сказали, что (дело) не так было, он обличил бы их. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 11-12 **Сей есть камень укореный от вас зиждущих, бывый во главу угла: и несть ни о едином же ином спасения: Несть бо иного имене под небесем даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам** Таков, то есть, тщательно испробован - тот камень, который стал главою этих двух, сплоченных чрез него в одно здание Церкви, народов, то есть, уверовавшего народа иудейского и всего уверовавшего язычества. **И несть ни о едином же ином спасения**. Здесь возвещаются уже и высокие истины. Да, как только настал час научить, то и пророчества обходят апостолы; и когда наступало время говорить с дерзновением, тогда они излагали уже одни свои мысли; потому что когда не было ничего такого, чем бы можно было подействовать на слушателей с целию исправления их, но когда следовало смело возвестить истину, тогда они (апостолы) уже не щадят. Да теперь Петр и не боялся того, как бы не запугать их; и потому поступает не так, как поступает в других случаях, направляя свою речь приноровительно к ним, ради спасения их. Известно, говорит, всем, что не нам одним даровано это имя, но и всем; так как и иудеи признавали воскресение, но поверхностно и детски. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Сей есть камень укореный от вас зиждущих, бывый во главу угла: и несть ни о едином же ином спасения** Строителями [[old:ps:117:22|(Пс. 117:22)]] были иудеи, которые одни ежедневно читали закон и пророков для назидания народа, в то время как все остальные народы пребывали в пустыне идолопоклонства. Они, когда строили, достигли краеугольного камня, принадлежащего сразу двум стенам. Это означает, что они прочли в пророческих писаниях о том, что Христос придет во плоти и учредит в Самом Себе два народа, и, сами предпочитая находиться в одной стене, то есть быть единственными спасенными, отвергли камень, приспособленный не для одного народа, а для двух. Однако Бог, вопреки их нежеланию, Сам Своим решением сделал Его главою угла, чтобы из двух заветов и из двух народов возвести здание одной и той же веры. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-12 **Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись** В объяснение значения и силы имени Иисусова Апостол приводит изречение псалма, которое однажды Сам Господь приложил к Себе пред начальниками иудейскими ([[old:ps:117:22|Пс. 117:22]] ср. [[new:mf:21:12|Мф. 21:12]]). По смыслу этого изречения, Мессия представляется основным краеугольным камнем, которым пренебрегли строители здания. Распятый Христос и был этим именно Камнем, который они, зиждущие, руководители религиозно-нравственной жизни народа, пренебрегли при устроении теократической жизни народа, но - несмотря на все - этот Камень, по воле Божией, все-таки сделался главою и основою нового здания Царства Божия на земле. Смело применяя этот смысл приведенного изречения к современным начальникам народа, распявшим Иисуса, Апостол заключает свою речь величественным исповеданием Иисуса истинным Мессиею, Имя Которого - и только одно оно - заключает в своей силе спасение всей поднебесной - не только временное (вроде исцеления больного), но - что еще важнее - вечное и всеобщее (спасение от грехов со всеми последствиями их, включая и самую смерть). **//Толковая Библия.//** [<10>]