[<10>] ====== Толкования на Деян. 4:30 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 30-37 **тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса. И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит - сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов** **"Тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса"** [[new:act:04:30|(ст. 30)]]. Если именем Его будут совершаться чудеса, то велико будет дерзновение, говорят они. **"И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны"** [[new:act:04:31|(ст. 31)]]. Это было знаком того, что они услы­шаны, и – посещения Божия. **"И исполнились все Духа Святаго"** [[new:act:04:31|(ст. 31)]]. Что значит: **"исполнились"**? Значит – воспламенились Ду­хом, и возгорелся в них этот дар. **"И говорили слово Божие с дерзновением"** [[new:act:04:31|(ст. 31)]]. **"У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа"** [[new:act:04:32|(ст. 32)]]. Видишь ли, как вместе с благодатью Божиею они отличались и своими (добродетелями)? Да и везде должно примечать, что вместе с благодатью Божиею они проявляли и свои (добродетели), как и Петр сказал: //"серебра и золота нет у меня"// [[new:act:03:06|(Деян. 3:6)]]. Впрочем, что сказал выше, в словах: //"все же верующие были вместе//" [[new:act:02:44|(Деян. 2:44)]], тоже самое опять выражает, и здесь словами: **"у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа"**. Сказав же, что они были услышаны, он говорит потом и об их добродетели, так как намеревается приступить к повество­ванию о Сапфире и Анании. Потому, желая показать их пре­ступление, он и говорит сначала о добродетели прочих. Но скажи мне: любовь ли родила нестяжание, или нестяжание – лю­бовь? Мне кажется, любовь – нестяжание, которое укрепляло ее еще более. Послушай же, что говорит (писатель): у всех **"было одно сердце и одна душа"**. Вот сердце и душа – одно. **"И никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее"** [[new:act:04:32|(ст. 32)]]. **"Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа"** [[new:act:04:33|(ст. 33)]]. Выражает, что им как бы вве­рено было это (свидетельство), или говорит о нем, как о долге; то есть: они с дерзновением преподавали всем свидетельство о царствии. **"И великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося"** [[new:act:04:33|(ст. 33, 34)]]. Как в доме родительском все сыновья имеют равную честь, в таком же положении были и они, и нельзя было сказать, что они питали других; они пита­лись своим; только удивительно то, что, отказавшись от сво­его, они питались так, что, казалось, они питаются уже не сво­им, а общим. **"Ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду"** [[new:act:04:34|(ст. 34, 35)]]. Из великого уважения к апостолам они полагали не в руки, а к ногам их. **"Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит – сын утешения"** [[new:act:04:36|(ст. 36)]]. Это, мне кажется, не тот, который (поставлен был) вместе с Матфием; тот назывался и Иосиею, и Варсавою, а потом прозван был и Иустом, а этот был прозван от апостолов Варнавою – сыном утешения. И самое имя, кажется мне, получил от добродетели, к кото­рой был способен и расположен. **"Левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов"** [[new:act:04:36|(ст. 36, 37)]]. Заметь здесь, как (писатель) указывает на ослабление закона, когда говорит: **"левит, родом Кипрянин"**. Значит, уже и в переселении были левиты. Но обратимся к вышесказанному: //"быв отпущены"//, говорит, //"они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины"//. Смотри, (какое) смирение и любомудрие апостолов. Они не пошли везде хвастать и гово­рить, как они отвечали священникам, и при рассказе не тще­славились, но, пришедши, просто возвещают то, что слышали от старейшин. Отсюда мы узнаем, что они не подвергали сами себя искушениям, но мужественно переносили те, которые были им причиняемы. Иной кто-нибудь, надеясь на помощь народа, может быть, стал бы порицать и наговорил бы тысячу не­приятностей. А эти любомудрые – не так, но во всем кротко и сми­ренно. //"Они же"//, говорит, //"выслушав, единодушно возвысили голос к Богу"// [[new:act:04:24|(Деян. 4:24)]]. Возвысили глас от радости и великого усердия. Такие именно молитвы и бывают успешны, - молитвы, исполненные любомудрия, совершаемые о таких (предметах), со стороны та­ких (людей), в таких обстоятельствах и таким образом; а все прочие недостойны и нечисты. Смотри, как они не говорят ничего лишнего, но – только о силе Господа; или лучше, как Христос говорил иудеям: //"если же Я Духом Божиим"// глаголю [[new:mf:12:28|(Мф.12:28)]], так и они говорят: //"Духом Святым"//. Вот и Спа­ситель говорит о Духе. А что говорят они, послушай. //"Владыко Боже, Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?"// В Писании обычно говорится об одном, как о многих. Смысл же слов их следующий: не сами они (иудеи) превозмогли, но Ты соделал все, попустив это и приведши к концу, как благоискусный и премудрый, устроивший и с самими врагами по воле Своей; здесь указывают они на благоискусство и премудрость Его в том, что, хотя те сошлись с убийствен­ным намерением, как враги и противники, но делали то, чего Ты, Однако, хотел, //"чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой"//. Что значит: //"рука Твоя"//? Здесь, мне кажется, рукою называет как силу, так и совет. Тебе довольно, говорит, только за­хотеть, потому что никто не предопределяет силою. Итак вы­ражение: //"рука Твоя",// значит: что Ты повелел. Или это го­ворит, или – что (Господь) совершил Своею рукою. Поэтому, как тогда они замыслили тщетное, так и теперь, говорят, сделай, чтобы они замыслили тщетное. //"И дай рабам Твоим"//, то есть, чтобы угрозы их не исполнились на деле. Говорили же они так не потому, чтобы сами опасались претерпеть что-нибудь тяжкое, но (заботясь) о проповеди. Не сказали: и избавь нас от опасностей, но что? //"И дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое"//. Ты сам, приведший к концу то, приведи и это. //"Помазанного Тобою"//, говорят. Смотри, как и в молитве они разделяют (с Ним) страдание и все относят к Нему и называют Его виновником дерзновения. Видишь ли, как они всего просят для Бога и ничего для собственной славы и любочестия? А что касается их самих, то обещают, что они не устрашатся; просят также и о знамениях. **"Тогда как"**, говорят, **"Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес"**. И прекрасно, потому что без этого, сколь бы великую они ни проявили ревность, все делали бы напрасно. Господь скло­нился на прошение их и, поколебав место, показал, что Он присутствует при их молитве. **"И, по молитве их"**, говорит, **"поколебалось место"**. А что ради этого именно произошло, послушай, что говорит пророк: //"Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись"// [[old:ps:103:32|(Пс. 103:32)]]. И еще: //"от лица Господа подвинулась земля, от лица Бога Иаковлева"// [[old:ps:113:07|(Пс. 113:7)]]. Бог делает это как для большего страха, так и для того, чтобы внушить апостолам бодрость после прежних угроз и чтобы расположить их к большему дерзновению. Тогда было начало (проповеди), и потому они имели нужду в видимом знамении для того, чтобы быть более уве­ренными, а после никогда этого не бывало. Итак, они получили много утешения от молитвы. Естественно они испрашивают и благодати знамений, потому что не иным чем, как знамениями, они могли доказать, что (Христос) воскрес. И не безопасности своей только просили они, но и того, чтобы им не постыдиться, а говорить с дерз­новением. Поколебалось место, – и это еще более утвердило их. А это иногда бывает знаком гнева, иногда посещения и про­мышления, теперь же гнева. Во время спасительного страдания (землетрясение) произошло чудно и сверхъестественно: тогда поколебалась вся земля. И сам Спаситель говорил: тогда //"и будут глады, моры и землетрясения по местам"// [[new:mf:24:07|(Мф. 24:7)]]. И здесь, с одной стороны, это было знаком гнева на тех (иудеев), а их (апостолов) исполнило Духа. Смотри, как и апостолы после молитвы исполняются Духа: **"и исполнились"**, говорит, **"все Духа Святаго"**. **"Не было между ними никого нуждающегося"**. Видишь, как велика сила этой добродетели (общения имений), если она была нужна и там. Действительно, она – виновница благ, и об ней-то упоминает он здесь в другой раз, внушая всем нестяжа­тельность; говоря выше: **"и никто ничего из имения своего не называл своим"**, здесь говорит: **"не было между ними никого нуждающегося"** [[new:act:04:34|(ст. 34)]]. А что это происходило не от знамений только, но и от их желания, показывают Сапфира и Анания. Не словом только, но и силою они засвидетельствовали о воскресении, как и Павел говорит: //"и слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы"// [[new:1kor:02:04|(1 Кор. 2:4)]]. И не просто: силою, но – **"великою силою"**. И хорошо сказал: **"и великая благодать была на всех их"**, потому что благодать – в том, что никто не был беден, то есть, от великого усердия дающих никто не был в бедности. Не часть одну они давали, а другую оставляли у себя; и (отдавая) все, не (считали) за свое. Они изгнали из среды себя неравенство и жили в большом изо­билии; притом делали это с великою честью. Так они не смели отдавать в руки (апостолов) и не с надменностью отдавали, но приносили к ногам их и предоставляли им быть распорядителями и делали их господами, так что издержки делались уже как из общего (имения), а не как из своего. Это предохраняло их и от тщеславия. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса** См. Толкование на [[new:act:04:29#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 4:29]] ===== Лопухин А.П. ===== **тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса** //"Тогда как Ты простираешь руку твою на исцеление..."// - греч. ἐν τῷ τὴν χεῖρά σου ἐκτείνειν σε εἰς ἴασιν, точнее слав.: //внегда руку Твою прострети Ти во исцеления//... Здесь выражается не простое указание на сопровождающие дело апостолов знамения, как недостаточно оттеняет русский перевод, а обусловливающая успех этого дела необходимость, составляющая посему тоже предмет их молитвы. **Дай смело говорить слово твое, в то время** (ἐν τῷ, т. е. χρόνω) //как ты будешь помогать// (помогай!) //с Своей стороны исцелениями и знамениями"// - вот мысль апостолов, искаженная русским переводом. **//Толковая Библия.//** [<10>]