[<10>] ====== Толкования на Деян. 7:60 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил** Таково дерзновение мужа, несущего крест! Будем же подражать ему и мы; хотя теперь и нет брани, но для дерзновения всегда есть время. //И говорил//, - говорит (Давид), - //об откровениях Твоих пред царями и не стыдился// [[old:ps:118:046|(Пс. 118:46)]]. Поэтому, встретимся ли мы с эллинами, будем таким образом заграждать им уста, но без гнева, без ожесточения. Если станем это делать с гневом, то это, кажется, уже не будет дерзновение, а страсть; если же кротко, то это и есть истинное дерзновение, потому что не могут быть вместе в одно и то же время и добродетель, и порок. Дерзновение - это добродетель, а гнев - порок. Итак, мы, если хотим иметь дерзновение, должны быть чистыми от гнева, чтобы кто-нибудь не приписал гневу слов наших. Если ты говоришь и правду, но с гневом, то все погубил, будешь ли ты обличать, или вразумлять, или делать что-нибудь другое. Посмотри на этого мужа [Стефана], как он беседует без гнева; ведь он не оскорбил их, а только напомнил им о слове пророческом. А что он не был в гневе, это сам он показал, когда его мучили, а он молился за них и говорил: **Господи! не вмени им греха сего**. Так он говорил это, не гневаясь на них, но сожалея и скорбя о них. И о лице его поэтому сказано: //видели лице его, как лице Ангела// [[new:act:06:15|(Деян 6:15)]], так что и оно могло привлечь их. Будем же чистыми от гнева. Дух Святой не обитает там, где гнев. Гневливый подлежит проклятию. И невозможно быть чему-нибудь здравому там, откуда происходит гнев. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// См. Толкование на [[new:act:07:54#svt_ioann_zlatoust|Деян. 7:54]] ===== Блаж. Августин ===== **И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил** Он любил убивающих его, так как и умирал за них. <...> Значит, вот в чем состоит совершенная любовь. Если кто имеет такую любовь, что способен даже умереть за братьев, значит, любовь в нем совершенна. Но неужели сразу после рождения она уже является вполне совершенной? Она рождается, чтобы стать совершенной; так как родилась, была вскормленной; так как была вскормлена, укрепляется; так как была укреплена, становится совершенной. Что говорит, когда достигает совершенства? //Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение// [[new:fil:01:21|(Флп. 1:21)]]. Я хотел //разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас// [[new:fil:01:23|(Флп 1:23-24)]]. Он хотел жить ради тех, за кого был готов умереть. //**Трактат на Первое послание Иоанна.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил** См. Толкование на [[new:act:07:57#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 7:57]] ===== Беда Достопочтенный ===== За себя он молился стоя, а за недругов - преклонив колени, так как их большая несправедливость требовала большего лекарства. И удивительна доблесть блаженного мученика, который так кипел ревностью, что открыто упрекал в вероломстве тех, кем он удерживался, и так горел любовью, что даже умирая молился за тех, кто его убивал. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил** Побиваемый камнями, произнеся две трогательных молитвы - одну о себе, другую об убийцах. Первомученик почил, как выражается Дееписатель, представляя его смерть успением сна и покоя. [<10>]