[<10>] ====== Толкования на Деян. 8:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна** См. Толкование на [[new:act:08:01#svt_ioann_zlatoust|Деян. 8:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна** См. Толкование на [[new:act:08:09#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 8:9]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна** Аратор красиво это объясняет: «Петр часто выбирает себе в товарищи Иоанна, ибо Церкви угодно девство». Однако надо отметить, что Филипп, проповедовавший в Самарии, был одним из семи; если бы он был апостолом, то мог бы сам возлагать руку, чтобы люди принимали Святой Дух. А это полагалось делать только епископам. Ведь пресвитерам, когда они крестят или без епископа, или в присутствии епископа, можно помазывать крещаемых, но нельзя помазывать лоб тем маслом, которое было освящено епископом. Это должны делать только епископы, когда дают крещаемым Духа Утешителя. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-17 **Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго** **Самаряне приняли** - dedektai h Samareia... - точнее слав. : **прият Самария** - приняла Самария, - общее целое вместо части. **Послали к ним Петра и Иоанна** - (**находившиеся в Иерусалиме апостолы**). Здесь целый ряд замечательно важных подробностей. Находившиеся в Иерусалиме апостолы, оставшиеся там, несмотря на гонение, услышали, что Самария yверовала. Этой вере недоставало, однако, важного для того, чтобы верующие могли быть полноправными членами тела Церкви Христовой: они не приняли при крещении Духа Святого - очевидно, потому, что Филипп, крестивший их, не имел, как диакон, апостольской власти на сообщение крещенным Духа Святого. Восполнить это апостолы посылают Петра и Иоанна - двух верховных апостолов. Сонм апостолов здесь, таким образом, действует, как одна собирательная личность, частные члены которой совершенно равноправны, так что даже и верховнейшие из них не считаются и не считают себя выше всего сонма, и, наоборот, даже беспрекословно исполняют его поручения. Исполнение поручения состояло в вознесении молитвы о крещенных и возложения на них рук, каковые действия и низвели на новокрещенных Духа Святого. Отсюда видно знамение таинства миропомазания, которым впоследствии заменилось апостольское возложение рук - для сообщения крещаемым Духа Святого. По поводу этого хорошо говорит Златоуст: "почему они (самаряне) по крещении не получили Духа Святого? Или потому, что Филипп не сообщил Его, - может быть, воздавая тем честь апостолам; или он сам не имел этого дарования (сообщать Духа Св. другим), потому что был из числа 7 диаконов, - последнее можно сказать с большею вероятностью... Он, крещая, не сообщал крещаемым Духа, ибо не имел такой власти; это дарование принадлежало одним только 12-ти... Как, скажут, неужели они (самаряне) не получили Духа (совсем, при крещении)? Они получили Духа отпущения грехов, но Духа знамений еще не получили". [<10>]