[<10>] ====== Толкования на Деян. 10:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу** См. Толкование на [[new:act:10:01#svt_ioann_zlatoust|Деян. 10:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу** См. Толкование на [[new:lk:09:28#svt_filaret_drozdov|Лк. 9:28]] ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу** Корнилий – **муж благоговеин и бояйся Бога со всем домом своим**. Не себя только одного держал он в страхе Божием, но и всех, живущих в доме его, научил бояться Бога. //И сие добро есть и приятно пред Богом// [[new:1tim:02:03|(1Тим.2:3)]], да печется всяк не о том одном, что ему собственно полезно, но и о том, что полезно всем, живущим вместе с ним. Таким образом сотник оный, прежде чем научен был Апостолами, уже исполнял заповедь апостольскую, которая повелевает: //никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо// [[new:1kor:10:24|(1Кор.10:24)]]. Творил он также и милостыни многи, и Богу молился день и ночь; и таким образом прежде, чем уверовал, явно исполнял заповедь Господа нашего и Бога, которая повелевает: //бдите и молитеся, да не внидете в напасть// [[new:mf:26:41|(Мф.26:41)]], и еще: //просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам// [[new:mf:07:07|(Мф.7:7)]]. Видишь, что делал этот неверующий еще во Христа и почти язычник? Не слышал еще он слова благовестия, а уже усердно исполнял заповеди евангельские, прежде чем научен им был от кого-либо. Просил он посредством благоговеинства, и получил; искал посредством милостыни, и нашел; толкал посредством поста и молитвы, и отверзалось ему. **//Слова (Слово 11-е).//** ===== Блаж. Августин ==== **благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу** Обычно ведь говорят, что он, следовательно, заслужил веру, потому что был добрым мужем и до того, как уверовал. Это может быть сказано о Корнилии, чьи милостыни были приняты и молитвы услышаны до того, как он уверовал во Христа: все-таки он творил милостыню и молился с какой-то верой. Ибо как он призывал Того, в Кого не верил? Но если бы он мог быть спасен без веры во Христа, то зодчий апостол Петр не посылался бы для его созидания. Как бы то ни было, если //Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его// [[old:ps:126:01|(Пс. 126:1)]]. И нам говорится, что вера от нас, а прочее − от Господа, касающееся дел праведности: как будто бы вера не относится к зданию; как будто к зданию не относится фундамент. Поэтому, если вера имеет непосредственное и прямое отношение, то тщетно работает заявляющий о строительстве веры, если только Господь ее не созиждет изнутри милосердием. Итак, сколько бы и прежде он не верил во Христа, и когда начал верить, и когда уверовал, Корнилий хорошо потрудился, все должно быть отдано Богу, чтобы кто-то случайно не возгордился. //**О предопределении святых.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу** См. Толкование на [[new:act:10:01#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 10:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу** **Боящийся Бога... молившийся Богу**. Эти выражения показывают, что Корнилий был почитателем Единого истинного Бога, о Котором, вероятно, узнал из соприкосновения с иудеями и их Богопочтением, но чтил по-своему, как подсказывало ему набожное сердце, самостоятельно и независимо от форм еврейского Богопочитания. [<10>]