[<10>] ====== Толкования на Деян. 10:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 23-43 **Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним. В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня? Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде, и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога. Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его** Угостив мужей (посланных Корнилием), отправляется (Петр) вместе с ними; и хорошо: сначала он с любовью при­нимает их, как утомившихся от пути, и располагает к себе, а потом уже отправляется с ними. "**А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий**". Не один он, но и другие идут с ним; и это с тою предусмотрительностью, чтобы впоследствии были свидетели, когда Петру нужно будет оправдываться. "**Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей**". Таково свойство друга, таково свойство благочестивого (человека), чтобы, прежде всего, делать участни­ками таких благ близких друзей. Естественно он созывает тех, кому всегда доверял, особенно рассуждая о таких предметах, о которых еще излишне было говорить с другими. Мне кажется, что и друзья, и родственники им же были назидаемы. "**Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек**". Делая это, (Корнилий) проявляет свое смирение, научает прочих, благодарит Бога и показывает, что хотя он и получил повеление, однако, и сам в себе имел великое благочестие. Что же Петр? "**Встань; я тоже человек**". Видишь ли, как он, прежде всего, научает их не думать слишком много о самих себе? "**И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником**". Смотри: тотчас же начинает беседо­вать о человеколюбии Божием, и показывает, что Он даровал им великие блага. Но здесь достойно удивления не только то, что он беседует о таких предметах, но и то, как он говорит о предметах высоких и вместе соблюдает смирение. Не сказал: мы – люди, не удостаивающие никого своего общения, пришли к вам; но что? "**Вы знаете**". Бог, говорит, запретил (нам) входить в общение или обращаться с иноплеменником. Потом, чтобы не показать пристрастия к нему, продолжает: "**но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым**". Присовокупляет это, чтобы не подумали, что он льстит ему. "**Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно**". Чтобы не подумали, что хотя дело было и противозаконное, но он послушался потому, что (Корнилий) был начальник, а чтобы все приписывали Богу, для того говорит, что не дозволено не только "**сообщаться**", но даже и "**сближаться**". "**Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?**"? Спрашивает не потому, чтобы не знал. Петр знал все из видения, слышал и от воинов; но он хочет, чтобы сначала они сами исповедали и предра­сположили себя к вере. Что же Корнилий? Он не сказал: разве воины не сказали тебе? Но смотри, как кротко и смиренно гово­рит: "**четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде, и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом**". "**И в девятом**", говорит, **"часу молился**". Что это значит? Мне кажется, что у него назначены были часы для благочестивых занятий, и при­том в известные дни. Потому он и сказал: "**четвертого дня**". Смотри, как важна молитва! Когда он предался благоче­стивому занятию, тогда является ему ангел. Это был первый день; когда посланные отправились, еще один; когда возвраща­лись, еще один; а на четвертый (Петр) прибыл, так что это был второй день, в который (Корнилий) предавался молитве. "**Стал предо мною муж в светлой одежде**". Не называет анге­лом: так он чужд гордости! "**И говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога**". Для того (Петр) и сказал: "**для какого дела вы призвали меня?**", чтобы (Корнилий) высказал все эти слова. **"Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему**", т. е., будет ли он необрезанный, или обрезанный. Тоже выражает и Павел, когда говорит: //"нет лицеприятия у Бога"// [[new:rim:02:11|(Рим. 2:11)]]. "**Теперь все мы**", говорит, "**предстоим пред Богом**". Смотри, какая вера, какое благочестие! Он уразумел, что Петр вещал не челове­ческое учение, когда сказал: "**мне Бог открыл**". Потому и говорит: "**теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога**". Как? Неужели "**приятен**" Ему и принадлежащий к персам? Если он достоин, то будет "**приятен**" так, что сподобится веры. Потому Он не презрел и евнуха из Эфиопии. Но что, скажут, думать о лю­дях богобоязненных и между тем оставленных в презрении? Нет; ни один богобоязненный не оставляется в презрении. Не может, никогда не может быть презрен кто-либо из таких (людей). "**Но во всяком народе**", говорит, "**боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему**". Правдою он называет всякую добродетель. Видишь ли, как Он внушает смирение словами: "**во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему**"? Как бы так гово­рил: Он никого не отвергает, принимает всех верующих. Потом, чтобы они не почли себя в числе отверженных, про­должает: "**Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех**". Говорит это для присутствующих, чтобы убедить и их. Для того он рас­положил и Корнилия – предложить рассказ. "**Слово**", говорит, "**послал сынам Израилевым**". Смотри: сначала им отдает преимущество, а потом и тех приводит в свидетели, и го­ворит: "**вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном**". Что это так, подтверждает следующим: "**как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета**". Не сказал: вы знаете Иисуса, – так как они еще не знали Его, – но излагает деяния Его: "**и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом**". Указывает здесь на многие недуги и страдания те­лесные, причиняемые диаволом. "**Потому что Бог был с Ним**". Снова выражается смиренно; не просто, я думаю, но применительно к понятиям человеческим. "**И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме**". И вы, гово­рит, и мы (свидетели). "**И что наконец Его убили, повесив на древе**". Здесь говорит о страдании (Христовом). "**Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых**". Это – вели­чайшее свидетельство воскресения. "**И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых**". И это много способствует к тому, чтобы они явились достоверными (свидетелями). Но он приводит и (другое) свидетельство – следующее: "**о Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его**". Это – предсказание будущих по­следующих событий; для подтверждения его благовременно при­водит в свидетели пророков. Но обратимся к вышесказан­ному о Корнилие. "**Пошли**", говорит (писатель), "**людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром**". Веровал, что он непременно придет; потому и по­слал. "**Он придет и скажет тебе**". О чем? Беседуя, думаю, о том, что сказано выше. "**И поклонился, пав к ногам его**". Смотри, как слово (его) всегда чуждо лести и исполнено смирения. Чрез это же показал себя достойным и тот евнух; он пригла­сил Филиппа взойти и сесть на колесницу, хотя и не знал, кто он таков, разве только после изъяснения пророчества. А этот даже пал к ногам. Видел ли ты, как он был чужд гордости? Посмотри же, как Петр показывает божественность своего пришествия, когда говорит: "**вы знаете, что Иудею возбранено**". Почему он не сказал тотчас о плащанице? Потому, что был весьма не тщеславен. О том, что был послан от Бога, он говорит, но как, пока еще нет; а когда открылась нужда, тогда и сказал. "**Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником**". Так он был далек от тщеславия! "**Вы знаете**". Говоря это, ссылается и на их знание. Что же Корнилий? "**Теперь все мы предстоим пред Богом**", говорит, "**чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога**". Не сказал: пред человеком, но: "**пред Богом**", показывая, что так должно внимать рабам Божиим. Видели ли вы высокую душу его? Ви­дели ли вы, как он был достоин всего этого? "**Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен**". Говорил это и для присутствовавших иудеев, в свое оправдание. Так как ему предстояло вести с ними речь, то он наперед представляет как бы оправдание. Что же? Разве прежде этого (Бог) был лицеприятен? Да не будет! Он и прежде был таков же. "**Во всяком народе**", говорит, "**боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему**". Об этом и Павел пишет так: //"ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают"// [[new:rim:02:14|(Рим. 2:14)]]. Здесь (Петр) преподает и учение, и правила жизни. Если (Бог) не презрел волхвов, и эфиоплянина, и разбойника, и блудницу, то, без сомнения, тем более не презрит делающих правду и желающих (веровать). Почему же бывают люди добрые и кроткие, и, однако, не хотят веровать? Вот сам ты и сказал причину: потому, что не хотят. С другой стороны, добрым он называет здесь не кроткого, но "**поступающего по правде**", т. е., благоугодного (Богу) во всем, каковым человек бывает тогда, когда имеет надлежащий страх Божий; такого знает один Бог. Смотри, как этот был "**приятен**". Как скоро он услышал, то и повиновался. И теперь, скажешь, повиновался бы вся­кий, кто бы то ни был, если бы явился ангел? Но нынешние знамения гораздо больше тех, и, однако, многие не веруют. За­тем (Петр) начинает учение, наблюдая достоинство иудеев. "**Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех**". Во-первых, говорит о господстве Его, и весьма возвышенно, как и следовало, потому что имел пред собою душу, которая уже сделалась высокою и с горячностью принимала все, им сказанное. Потом, чтобы показать, как Он есть "**Господь всех**", присовокупляет слова: "**послал благовествуя**", т. е., призывая на благое, а, не возвещая суд. Здесь он показывает, что (Христос) был послан от Бога прежде к иудеям. Затем доказывает это тем, что Он совершил во всей Иудее, и говорит: "**вы знаете происходившее по всей Иудее**", и, к удивлению, "**начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном**". Сначала сказал об Его делах, а потом решается сказать об Его отечестве: "**Иисуса из Назарета**". Он знал, что это отечество служило соблазном. "**Как Бог Духом Святым и силою помазал**". Затем снова (приводит) до­казательство; чтобы кто не сказал: откуда это видно? – присово­купляет слова: "**и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом**". Вместе с добрыми делами, которые Он совершил, показывает, что велика была и сила Его; она должна быть могущественна и велика, если побеждает диавола. Приво­дит и причину: "**потому что Бог был с Ним**". Потому и иудеи говорили так: //"мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог"// [[new:in:03:02|(Ин. 3:2)]]. Потом, когда доказал, что Он был послан от Бога, тогда уже и говорит, что Он был умерщвлен, чтобы ты не подумал (о Нем) чего-либо недостойного. Видишь ли как они никогда не скрывали о кресте, но, между прочим, упоминали и об образе (распятия)? "**Его убили**", говорит, "**повесив на древе**". "**И дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам**". Хотя Он сам избрал их, но и это (Петр) приписывает Богу. "**Предъизбранным**", говорит. Смотри, чем он доказывает воскресение – ядением. Почему же, по воскресении, (Христос) не совершил никакого знамения, а ел и пил? Потому, что воскресение и само по себе было вели­ким знамением; а для доказательства (подлинности) его ничто не может быть больше того, что Он ел и пил. "**Мы свидетели всего**", говорит. Здесь он внушает и страх, чтобы они не могли оправдываться неведением. И не сказал, что Он есть Сын Божий, но, – что особенно могло устрашить их, – "**Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых**". Затем (приводит) сильное доказательство от пророков, потому что они были в великой славе. "**О Нем все пророки свидетельствуют**". Внушив страх, представляет потом прощение (грехов), го­воря не от себя, но от лица пророков. Страшное (говорит) от себя, а приятное – от лица пророков. Вы, которые получили это прощение, которые удостоились веры, постарайтесь, умоляю вас, познавши величие дара, не оскорбить Благодетеля. Не для того мы получили прощение, чтобы сделаться худшими, но чтоб быть гораздо лучшими и совершеннейшими. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним** См. Толкование на [[new:act:10:21#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 10:21]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 23-24 **Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним. В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей** **Некоторые из братий Иоппийских** − т. е. из верующих г. Иоппии числом шесть, как видно из дальнейшего [[new:act:11:12|(Деян. 11:12)]]. Петр угощает посланных Корнилия, как нуждавшихся в отдыхе, и отправляется с ними лишь на другой день, вероятно, не рано, ибо в Кесарию они приходят лишь на следующий день, четвертый со дня видения, бывшего Корнилию [[new:act:10:30|(ст. 30)]]. **Созвав родственников своих и близких друзей**, составивших целое довольно значительное общество [[new:act:10:27|(27 ст.)]] людей, единомышленных с Корнилием, и вполне готовых вместе с этим уверовать во Христа по слову Петра. Это было первое общество чистых язычников, присоединившихся к христианству без всякого посредства иудейских культовых учреждений. **//Толковая Библия.//** [<10>]