[<10>] ====== Толкования на Деян. 10:35 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему** Такого человека Бог призывает и привлекает к истине. Павел не был ли ревностнее всех в гонении и преследовании? Но так как он проводил жизнь безукоризненную и поступал так не по страсти человеческой, то и был принят и превзошел всех. //**Гомилии на 1—е послание к Коринфянам.**// См. также Толкование на [[new:act:10:23#svt_ioann_zlatoust|Деян. 10:23]] ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== **но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему** Пример Корнилия ясно показывает, что Бог, Которого прежде боялся Корнилий, о Котором слышал через закон и пророков и ради Которого творил милостыню, есть, поистине, Бог. Однако у него не было знания Сына. //**Против ересей.**// ===== Прп. Анастасий Синаит ===== **но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему** Когда слова эти были сказаны святым апостолом, то почти весь мир являлся неверующим, а все народы были беззаконными. Поэтому в то время боящийся Господа и поступающий по правде, как, например, сотник Корнилий, был приятен Богу независимо от того, являлся ли он иудеем или эллином; [таковыми] были жители Ниневии [[old:ion:03:10|(Иона. 3.10)]] и друзья Иова. Когда же проповедь Христова была возвещена [по всему миру] и апостолы, научая, крестили нас, то послушай, что Христос говорит им: //В какой бы город ни вошли вы, и не послушают слов ваших, то, выходя, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому// [[new:mf:10:11|(Мф. 10.11-15)]]. А в таком случае, как может быть приятен Богу тот, кто не почитает проповеди Сына Его и не верует в нее? Ведь таковой и Бога не боится, и поступает не по правде. В подобном смысле и понимай сказанное [апостолом] Павлом, что до проповеди [Христовой] //слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину// [[new:rim:02:10|(Рим. 2:10)]], а после [этой] проповеди //если бы даже... Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема// [[new:gal:01:08|(Гал. 1:8)]]. **//Вопросы и ответы.//** ===== Прп. Серафим Саровский ===== **но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему** Писание говорит: **Во всяком языце бояйся Бога и делаяй правду приятен Ему есть**. И, как видим из последовательности священного повествования, этот **делаяй правду** до того **приятен** Богу, что Корнилию сотнику, боявшемуся Бога и делавшему правду явился ангел Господень во время молитвы его и сказал: //Пошли во Иоппию к Симону Усмарю, тамо обрящеши Петра, и той ти речет глаголы живота вечного, в нихже спасешися ты и весь дом твой//. Итак, Господь все Свои Божественные средства употребляет, чтобы доставить такому человеку возможность за свои добрые дела не лишиться награды в жизни пакибытия. Но для этого надо начать здесь правой верой в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, Пришедшего в мир грешные спасти, и приобретением себе благодати Духа Святого, Вводящего в сердца наши Царствие Божие и Прокладывающего нам дорогу к приобретению блаженства жизни будущего века. Но тем и ограничивается эта приятность Богу дел добрых, не ради Христа делаемых: Создатель наш дает средства на их осуществление. За человеком остается или осуществить их, или нет. Вот почему Господь сказал Евреям: //Аще не бысте видели, греха не бысте имели. Ныне же глаголете − видим, и грех ваш пребывает на вас//. Воспользуется человек, подобно Корнилию, приятностью Богу дела своего, не ради Христа сделанного, и уверует в Сына Его, то такого рода дело вменится ему, как бы ради Христа сделанное и только за веру в Него. В противном же случае человек не вправе жаловаться, что добро его не пошло в дело. Этого не бывает никогда только при делании какого-либо добра Христа ради, ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатию Духа Святого, и притом, как сказано: //Не в меру бо дает Бог Духа Святого. Отец бо любит Сына и вся дает в руце Его//. //**Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему** **«Во всяком языце бояйся Бога и делаяй правду приятен Ему есть»** [[new:act:10:35|(Деян. 10:35)]]. Но явно, что приятен Богу и не отвергается Им тот, кто в свое время прибегает к чествованию блаженнейшего боговедения. Бог не оставит его умереть в неведении, но укажет ему путь к истине и озарит его светом ведения, как Корнилия, о котором и изрек блаженный Петр сказанное выше слово. **//Письма на разные темы. Максимиану.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему** См. Толкование на [[new:act:10:34#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 10:34]] ===== Лопухин А.П. ===== **но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему** **Приятен Ему** − δεκτὸς αὐτῷ ἐστι... − **приятен**, т. е. принимается Им (от прийти), не отталкивается, не лишается права на участие в благодатном Царстве Христовом. Таким образом, здесь вовсе не та мысль, что можно веровать как угодно и быть угодным Богу, достаточно лишь поступать по правде естественной. Это означало бы не необходимость и веры христианской для спасения и Богоугождения, допускало бы полное религиозное безразличие, что невозможно, как невозможно − быть блаженным без Христа, вне Церкви Христовой. Мысль Петра − не о безразличии религиозном, а о безразличии национальном в деле приведения ко Христу: угодный Богу во всяком народе так или иначе приводится ко Христу, как достаточно подготовленный получает средства ко спасению в христианстве и делается праведным пред Богом. В таком духе толкует данное место и св. Златоуст: "Как? Неужели приятен Ему и принадлежащий к персам? Если он достоин, то будет приятен так, что сподобится веры. Потому он не презрел и евнуха из Ефиопии. Но что, скажут, думать о людях Богобоязненных и между тем оставленных в презрении? Нет, ни один Богобоязненный не оставляется в презрении, ибо не может, никогда не может быть презрен кто-либо из таких людей..." [<10>]