[<10>] ====== Толкования на Деян. 10:44 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 44-48 **Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней** Посмотри на домостроительство Божие. Петр еще не успел окончить речи, и крещение (Корнилия и бывших у него) еще не совершилось по его повелению; но так как они пока­зали чудное расположение души своей, приняли начало учения и уверовали, что в крещении несомненно подается прощение гре­хов, то и сошел (на них) Дух. Это же совершает Бог с тем намерением, чтобы доставить Петру сильное оправдание. Они не только получают Духа, но и стали говорить языками, что и изумило пришедших с Петром. Зачем же так устраи­вается это дело? Для иудеев, так как они весьма ненавистно смотрели на это. Так везде все совершается Богом; а Петр почти только присутствует здесь, вразумляясь, что им (апо­столам) следует уже обращать язычников, и что это должно чрез них произойти. И не удивляйся! Если после таких со­бытий и в Кесарии, и в Иерусалиме было негодование, то чего не было бы, если бы их не случилось? Поэтому-то они и совершаются чрезвычайным образом. Смотри, как и Петр при этом случае защищается. А что он отвечает после такого случая, о том послушай евангелиста, повествующего так: "**тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?**" Ви­дишь ли ты, к чему он склонил дело и как желал совер­шить это? Так он еще прежде имел это в мыслях. "**Водою**", говорит, "**кто может запретить**"? Он почти как бы опро­вергает противившихся и утверждавших, что этого делать не должно. Все совершилось, говорит, необходимейшее испол­нилось, т.е., то крещение, которым и мы крестились. "**И велел им креститься во имя Иисуса Христа**". После того, как оправдался, тогда и повелел им креститься, научая их самим делом: настолько ненавистно смотрели (на это) иудеи! Поэтому-то он сначала защищается, хотя дела говорили сами за себя, и потом повелевает. "**Потом они просили его пробыть у них несколько дней**". После этого он естественно уже не сомне­вается и остается. Поэтому он и приготовляет речь о язычниках, в которой показывает, что они уже не были язычниками, когда явилась [в них] вера. Таким образом, нисколько не удивительно, что они получили Духа прежде крещения; и с нами то же случилось. Здесь Петр показывает, что они крестились не так, как прочие, но гораздо лучше. Поэтому вполне достигнуто было то, что они [иудеи] не могли ничего более сказать, но должны были признать тех, по крайней мере, в этом отношении себе равными. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 44-48 **Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней** Заметь Божие домостроительство. Бог не допустил, чтобы речь Петра была доведена до конца и чтобы крещение было совершено по распоряжению Петра; но как только Он увидел, что мысль их исполнена изумления, и было положено начало научению, и они вполне уверовали, что крещение есть отпущение грехов, то и сошел Дух. Притом они начали говорить и разными языками, что изумило собравшихся. Между тем Бог заблаговременно устроял в этом великую апологию Петру. **Еда воду возбранити может кто, еже не креститися сим?** И какая нужда была в воде, когда Дух Святый нисшел на них? Итак я покажу ее и объясню себе это сокровенное таинство. В этом вполне выражаются божественные символы: гроб и умирание, воскресение и жизнь. Как нам легко погружаться и выныривать, так Богу удобно погребать ветхого человека и показывать нового. А трижды это бывает для того, чтобы ты научился, что все это совершается силою Отца и Сына и Святого Духа. А что сказанное не есть одна лишь простая догадка, послушай Павла, который говорит:// спогребохомся Ему крещением в смерть// [[new:rim:06:04|(Рим. 6:4)]]. И опять: //Ветхий наш человек с Ним распятся// [[new:rim:06:06|(Рим. 6:6)]]. И опять: //сообразни быхом подобию смерти Его// [[new:rim:06:05|(Рим. 6:5)]]. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Ориген ===== **Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово** Итак, хочешь ли ты знать, что не только Иисус, говоря, передал слушающим Свой Дух, но и тот, кто от Его имени произносит слово Божие, передает слушающим Дух Божий? Посмотри, как в Деяниях Апостолов, когда Петр говорил с Корнилием, исполнился Духа Святого и сам Корнилий, и те, кто заблуждался вместе с ним. Так, если и ты будешь говорить слово Божие, и будешь говорить в чистоте, и сам не будешь уличен твоими словами, как тот, кто учит одному, а поступает по-другому, и может оказаться, что от твоей речи сердца слушающих воспламенит огонь Святого Духа, и они постоянно будут гореть и пылать для совершения всего, чему ты их учишь, чтобы они делами исполнили то, чему научились в беседах. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово** Чтобы не вызывало сомнений то, что он крестит язычников, подтверждается свидетельством Святого Духа: сами воды омовения, которые Он обычно освящает, Он упреждает в новом порядке. Это однажды случилось во свидетельство веры язычников и никогда не было среди иудеев. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово** **Когда Петр еще продолжал** − [[new:act:11:15|Деян. 11:15]] − //"когда начал говорить...//", **Дух Святый сошел на всех слушавших слово**. Это единственный пример во всей апостольской истории, что Дух Св. сошел на присоединяющихся к христианскому обществу еще до крещения их. Без сомнения, это требовалось необычайною важностью событий − первого присоединения язычников к Церкви Христовой без посредства иудейства, после чего такой способ присоединения должен был получить авторитет непререкаемости. "Посмотри на домостроительство Божие, − говорит Златоуст по сему поводу, − Петр еще не успел окончить речи, и крещение еще не совершилось, ... но так как они... приняли начало учения и уверовали... то и сошел Дух. Это же совершает Бог с тем намерением, чтобы доставить Петру сильное оправдание. Они не только получают Духа, но и стали говорить языками... Зачем же так устраивается это дело? Для иудеев, так как они весьма ненавистно смотрели на это..." [<10>]