[<10>] ====== Толкования на Деян. 12:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский** См. Толкование на [[new:act:12:01#svt_ioann_zlatoust|Деян. 12:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 11-18 **И Петр быв в себе, рече: ныне вем воистинну, яко посла Бог ангела своего, и изъят мя из руки Иродовы, и от всего чаяния людей иудейских. Смотрив же прииде в дом Марии матере Иоанна нарицаемаго Марка, идеже бяху мнози собрани и молящеся. Толкнувшу же Петру во врата двора, приступи слышати отроковица именем Роди: И познавши глас Петров, от радости не отверзе врат, притекши же сказа Петра стояща пред враты. Они же к ней реша: беснуешися ли? она же крепляшеся тако быти. Они же глаголаху: ангел его есть. Петр же пребываше толкий: отверзше же видеша его, и ужасошася. Помаав же им рукою малчати, сказа им, како Господь его изведе из темницы. Рече же: возвестите Иакову и братиям сия. И изшед иде во ино место. Бывшу же дню, бе молва не мала в воинех, что убо Петру бысть** **Ныне вем воистинну**. Теперь, говорит, узнал, а не тогда. Ангелу угодно было, чтобы сердце Петрово наполнилось радостию вдруг и чтобы он понял то, что случилось, уже по освобождении. **Смотрив же**. Что значит: **смотрив**? Это значит, что, по размышлении, он увидел, что следует не прямо продолжать путь, а возблагодарив Благодетеля. А Иоанн, быть может, был не тот, который был постоянно с апостолами. Поэтому-то писатель и присовокупил его отличие, так как сказал: **нарицаемаго Марка**. Быть может, это - евангелист Марк, чрез которого, говорят, передал свое евангелие Петр; так как об евангелии от Марка говорится, что оно - Петрово евангелие. Это предположение оправдывается тем, что Петр и прочие апостолы проводили у него довольно времени. **От радости не отверзе**. Обрати внимание на благоговение отроковицы: **от радости**, говорится, **не отверзе**. Но это вышло прекрасно; иначе прочие, изумленные его неожиданным явлением, пожалуй, не поверили бы, что это - он, так как и при этом не хотели верить. **Они же глаголаху: ангел его есть**. Это - верно; потому что у каждого есть ангел. Со всяким верующим в Господа постоянно пребывает ангел, если только мы не отгоняем его злыми делами; потому что как дым заставляет удаляться пчел и как зловоние отгоняет голубей, так и смрадный и причиняющий много слез грех отдаляет от нас ангела. А они ожидали, что это - ангел, соображаясь с своим положением; потому что говорится: //идеже еста два или трие собрани во имя мое, ту есмь посреде их// [[new:mf:18:20|(Мф. 18:20)]]. А где Христос, там необходимо быть и архангелам и прочим силам. **Рече же: возвестите Иакову и братиям сия**. Как он нетщеславен! Не сказал: сделайте известным это всюду, но: - **братиям. И изшед иде во ино место**. Это - потому, что он не хотел испытывать Бога и вводить себя самого в искушения. Ангел же не говорил ему об этом; но тем, что оставил его молча и ночью извел его из темницы, дал ему позволение удалиться; так как апостолы сделали уже то, что было им повелено: "идите", говорится, "в храм, проповедуйте народу". //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// [<10>]