[<10>] ====== Толкования на Деян. 14:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим** Поверьте мне, и теперь можно терпеть страдания лютее тех, какие претерпел Павел. Тогда побивали его камнями, а теперь можно быть побиваемым словами тяжелее камней. Что же надобно делать? То, что он делал. Он не возненавидел побивающих его, но после того, как извлекли его вон, опять вошел в город, чтобы благодетельствовать столько оскорбившим его. Если и ты перенес оскорбление от обидчика, поступившего с тобою несправедливо, то и ты как бы побиваем был камнями. Не говори: я не сделал ничего худого. А Павел что сделал такое, за что бы побивать его камнями? Он проповедовал о царствии, отклонял от заблуждения, приводил к Богу: это достойно венцов, достойно славы, достойно неисчислимых наград, а не камней, - и, однако, он потерпел противное. Но это и есть блистательная победа. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// См. Толкование на [[new:act:14:15#svt_ioann_zlatoust|Деян. 14:15]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 19-28 **Приидоша от Антиохии и Иконии нецыи иудеи: и стязающымся им с дерзновением, наустиша народы отступити от них, глаголюще: яко ничтоже истинно глаголете, но все лжете, и наустивше народы, и камением побивше Павла, извлекоша вне града, мняще его умерша. Окрест же ставшым его учеником, востав вниде во град: и наутрие изыде с Варнавою в Дервию. Благовествовавше же граду тому, и научивше многи, возвратишася в Листру и Иконию и Антиохию: Утверждающе души учеников, моляще пребыти в вере, и яко многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие. Рукоположше же им пресвитеры на вся церкви, и помолившеся с постом, предаша их Господеви, в негоже увероваша. И прошедше Писидию, приидоша в Памфилию: И глаголавше в Пергии слово Господне, снидоша во Атталию. И оттуду отплыша во Антиохию, отнюдуже беша преданы благодати Божией в дело, еже скончаша. Пришедше же и собравше церковь, сказаша, елика сотвори Бог с ними, и яко отверзе языком дверь веры. Пребыша же тамо время не мало со ученики** **Наустивше народы**. Посмотри на бешенство иудеев: проникли в народ, который оказал такую честь апостолам, и убедили его побить Павла камнями. А вытащили его вон из города, потому что боялись. Да притом они старались лишь подорвать проповедь. Но видишь ли ты пламенную ревность Павла? После того, как его выбросили вон из города, он снова пришел в тот же самый город, чтобы показать, что если где, в подобных случаях, он и удалялся, так потому, что должен был сеять слово Божие и что разжигать гнева не следовало.... **И яко многими скорбми подобает нам внити в царство Божие**. Смотри: без труда и скорбей никто не оправдывается. Поэтому врата, ведущие в царство небесное, и Господь назвал узкими и тесными, то есть, полными стеснений. Но в царство небесное вводит не всякая, какая только встретится, теснота или скорбь, но скорбь из-за веры в Бога. **Рукоположив же им пресвитеры**. Научали поститься даже во время испытаний; постом сопровождались и хиротонии. Но в Кипре не поставили пресвитеров; тоже и в Самарии: последняя находилась близ Иерусалима и апостолов; да и в самой Антиохии слово Божие укреплялось. А здесь новоуверовавшие и в особенности те из язычников, которым необходимо было назидание, нуждались в большой поддержке. Но обрати внимание на то, что Павел и Варнава имели сан епископский; потому что рукополагали не только диаконов, но и пресвитеров. **Пришедше же во Антиохию и собравше церковь, сказаша, елика сотвори Бог с ними**. Не сказал апостол: "что сотворили они", но: "что сотворил Бог с ними". **И яко отверзе языком дверь веры**. Отверзением двери называет учение, которое приняли чрез апостолов язычники. **Пребыша же тамо время не мало со ученики**. Так как город был велик, то в нем была нужда в учителях. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим** **"Пришли некоторые Иудеи"** - из неверующих и враждебно настроенных к Павлу и Варнаве [[new:act:13:50|(Деян. 13:50;]] [[new:act:14:05|14:5]]). **"Побивали Павла"**, а не Варнаву - вероятно потому, что он, как начальствующий в слове (12 ст. ), являлся наиболее опасным и ненавистным врагом иудеев. Об этом, вероятно, избиении камнями апостол упоминает в [[new:2kor:11:25|2 Кор. 11:25]]. Такова удивительная изменчивость и податливость массы народной на злую речь подстрекателей. Только сейчас готовы были почтить апостолов за богов, и сейчас же являются способными на расправу с ними, как с завзятыми злодеями. Нельзя не отдать здесь должного и удивительной способности подстрекателей к столь крутому перевороту народных чувств и движений. [<10>]