[<10>] ====== Толкования на Деян. 15:28 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого** См. Толкование на [[new:act:15:13#svt_ioann_zlatoust|Деян. 15:13]] ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого** Этим писанием они ясно показали, что хотя оно писано было апостолами-человеками, но действием Святого Духа является оно законом для вселенной, и этот закон приняли те, кто был с Варнавой и Павлом, и сделали его действительным во всем мире. //**Огласительные слова для просвещаемых.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого** В Богочеловеке, в Его действовании и Его Теле — Церкви — Бог всегда на первом месте, а человек — на втором; все всегда решается Богом, а не человеком. В этом сущность и всеобщее мерило Вселенской Церкви. Поэтому к каждому вопросу должно приступать «со страхом Божиим, верою и любовью». Церковь — это Богочеловеческий организм, и только после этого — организация. Она — Тело Богочеловека, поэтому в ней на все нужно прежде всего смотреть, все видеть и все измерять Богом, а затем человеком и, наконец, человеком из Богочеловека. Но никогда — только человеком, никогда «по человеку». Значит, всегда, всегда и всегда //должно повиноваться больше Богу, нежели человекам// [[new:act:05:29|(Деян. 5:29)]]. Когда это ставится под вопрос, тогда и первоверховному апостолу Петру — лично противостоим (см.: [[new:gal:02:11|Гал. 2:11]]). Здесь вечно и неизменно действует Богодухновенное, апостольское начало созидания и жизни Церкви: **Угодно Духу Святому и нам**, т. е. сначала Дух Святой, а затем мы; мы после Духа Святого, и в Духе Святом, и с Духом Святым. //**Подвижнические и богословские главы.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 28-38 **Изволися бо Святому Духу и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы, разве нуждных сих: Огребатися от идоложертвенных и крове и удавленины и блуда: и, елика не хощете вам быти, другим не творите: от нихже соблюдающе себе, добре сотворите, здравствуйте. Они же убо послани бывше приидоша во Антиохию: и собравше народ, вдаша послание. Прочетше же возрадовашася о утешении. Иуда же и Сила, и тии пророцы суще словом мнозем утешиша братию, и утвердиша. Пребывше же тамо время, отпущени быша с миром от братий ко апостолом. Изволися же Силе пребыти тамо: Иуда же возвратися во Иерусалим. Павел же и Варнава живяху во Антиохии, учаще и благовествующе слово Господне, и со инеми многими. По неких же днех рече Павел к Варнаве: возвращшеся подобает посетити братию нашу во всех градех, в нихже проповедахом слово Господне, како пребывают. Варнава же восхоте пояти с собою Иоанна нарицаемаго Марка: Павел же глаголаше: отступлшаго от нас от Памфилии, и не шедшаго с нами на дело, на неже послани быхом, не пояти сего с собою** **Изволися Святому Духу**. Да не подумают, что это дело человеческое. Что же касается того, что прибавлено и нам, так это для того, чтобы узнали все, что и они, обрезанные, этого именно мнения относительно вопроса об обрезании. Разве нуждных сих. Показывается, что нет ничего такого, чего недоставало бы верующим; напротив с них довольно того, чтобы **огребатися от идоложертвенных** и т. д. Выражением же: **огребатися от удавленины**, запрещается убийство. **И собравше народ, вдаша послание**. Преуспеяние учеников - вот в чем утешение для учителей! **Возвращшеся подобает посетити**. Следует заметить, что долгом руководителей было заботиться о тех, кого они просветили светом Евангелия, - испытывать, здравы ли они верою, не храмлют ли и не следует ли их исправить. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Ориген ===== **Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого** Ведь в тех наставлениях, в которых он говорит, что никакого более бремени не надо возлагать на верующих из язычников, кроме как чтобы они воздерживались //от идоложертвенного и крови, и удавлененны, и блуда//, не запрещается человекоубийство, прелюбодеяние, воровство, сожительство мужчин и прочие преступления, которые караются божественными и человеческими законами. Поэтому, если он говорит, что христиане должны соблюдать только то, о чем он упомянул выше, то покажется, что на остальное он дал им разрешение. Но посмотри на указание Святого Духа: так как даже прочие преступления этого мира наказываются законами, то казалось, что излишне запрещать теперь божественными законами то, что карается человеческими законами. Он постановил только то, о чем человеческий закон ничего не сказал, и то, что, как казалось, согласуется с религией. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого** То есть так захотел Святой //Дух//, Который, будучи Судьей Своей силы, //дышит, где хочет// [[new:in:03:08|(Ин. 3:8)]], и говорит, что хочет; так захотели и мы, не по своему единственному желанию, но по вдохновению того же Духа. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого** **"Ибо угодно Святому Духу и нам"** - решение собора есть изволение Святого Духа, причем действие Духа Божия нисколько не стесняет и не нарушает полной самостоятельности рассуждений и мыслей собравшихся относительно спорного вопроса "Духу Святому, - говорит св. Златоуст и по нем Феофилакт, - сказано для того, чтобы не подумали, что это человеческое учение, а нам для того, чтобы внушить, что и они сами принимают это, хотя и принадлежат к обрезанным..." "Замечательно, говорит также Феофилакт, что ни Петр, ни Иаков не дерзали, без всей церкви, постановить определения об обрезании, хотя признавали это нужным. Но и все вместе не положились бы на себя самих, если бы не были убеждены, что так благоугодно и Духу Святому". **"Никакого бремени"** - ничего из обрядов и установлений Моисеева закона (ср. ст. 10). **"Будьте здравы"** - обычное в письмах греков и римлян приветствие в заключение письма [[new:act:23:30|(Деян. 23:30)]]. "Смотри, говорит Златоуст, как кратко послание и не заключает в себе ничего лишнего, ни хитросплетений, ни умозаключений, но только определение: в нем содержалось законоположение Духа..." [<10>]