[<10>] ====== Толкования на Деян. 15:37 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком** См. Толкование на [[new:act:15:35#svt_ioann_zlatoust|Деян. 15:35]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком** См. Толкование на [[new:act:15:28#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 15:28]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 37-39 **Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр** Об Иоанне Марке ср. прим. к [[new:act:12:12|(Деян. 12:12,]] [[new:act:12:25|25;]] [[new:act:13:05|13:5,]] [[new:act:13:13|13)]]. **"Произошло огорчение"** - egeneto oon paroxusmoV - "не вражда, не раздор" (Злат. ), но - огорчение, нечто человеческое, приведшее к разлучению. "И в пророках мы видим различные характеры и различные нравы: например, Илия строг, Моисей кроток. Так и здесь, Павел более тверд... И врагами ли они расстались? Нисколько! ибо и после того Павел в посланиях своих упоминает о Варнаве с великими похвалами [[new:2kor:08:18|(2 Кор. 8:18)]]... Все это происходило по устроению Божию..." (Злат., ср. Феофил. ) для пользы дела обоих апостолов и самого Марка. Для дела было полезно то, что Варнава избрал свой особый круг деятельности, отдельный от Павлова [[new:1kor:09:06|(1 Кор. 9:6)]], и Евангелие более широким путем пошло в языки. Для Марка же как строгость Павла, так и снисходительность Варнавы были по-своему полезны: строгость Павла вразумила его, а доброта Варнавы сделала то, что он не остался; так распря, бывшая между ними, достигает одной цели - пользы. Видя, что Павел решается оставить его, Марк весьма устрашился и осудил себя, а видя, что Варнава столько расположен к нему, он весьма возлюбил его. Таким образом, распря учителей исправила ученика - так он далек был от того, чтобы соблазняться ею (Злат., ср. Феоф. ). **"Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр"** - место своей родины, откуда он, по церковному преданию, предпринимал путешествия в разные страны языческие с проповедью о Христе и где, по возвращении, скончался мученически, побитый камнями от неверующих иудеев (Чет. -Мин., Ин 11). [<10>]