[<10>] ====== Толкования на Деян. 17:27 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас** См. Толкование на [[new:act:17:16#svt_ioann_zlatoust|Деян. 17:16]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас** //Вопрос//: Что означают слова: **Не ощутят ли и не найдут ли Бога**? Каким образом можно, ощущая, найти Бога? //Ответ//: Кто не чувством зрит всякое телесно являемое служение закона, но созерцаниями ума рассматривает каждый из видимых символов, тот узнает богосовершенный смысл, скрытый в отдельном символе, и найдет Бога в этом смысле. Ради благой цели прикасаясь умной силой [к Нему], как бы [находящемуся] в грязи материи законнических предписаний, он найдет сокрытый в плоти закона драгоценный смысл, совершенно ускользающий от чувства. Подобным же образом кто естество зримых [вещей] не определяет одним только чувством, но умом мудро взыскует смысл в каждой твари, тот находит Бога и научается, исходя из произведенного [Богом] велелепия сущих, [познавать] их Причину. Поэтому, поскольку ощущающему свойственна способность различения, то кто, как ведующий, постигает законнические символы и знающе созерцает являемое естество сущих, тот различает и Писание, и тварь, и самого себя: Писание [он разделяет] на букву и дух, тварь – на логос и внешнюю явленность, самого себя – на ум и чувство. Постигая дух Писания, логос твари и ум самого себя, нерасторжимо соединенные друг с другом, он, как знающий, находит Бога, как то и должно быть, – Бога, Который и в уме, и в логосе, и в духе; он устраняется от всего вводящего в заблуждение и расхищающего [нас] на бесчисленное множество мнений: я говорю о букве [Писания], явленности [твари] и чувстве, в которых существует различная противоположность количества и единицы. И если кто сметает букву закона, явленность зримых [вещей] и собственное чувство, сплетая их друг с другом, то //тот слеп, закрыл глаза// [[new:2pet:01:09|(2 Пет. 1:9)]] и хворает неведением сущих. //**Вопросоответы к Фалассию.**// ===== Блж. Августин ===== **дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас** Если бы это было сказано в отношении тела, то это можно было бы понять, как сказанное об этом телесном мире. Ибо и в отношении тела мы им живем, и движемся, и существуем. Поэтому в отношении ума, который был создан по образу Его, эти слова должны истолковываться некоторым более превосходным образом, то есть не чувственным, а умопостигаемым. Ибо что же есть, чего нет в Нем, о Ком говорит Божественное Писание: //Ибо все из Него, Им и в Нем// [[new:rim:11:36|(Рим. 11:36)]]. Итак, если все в Нем, то чем же может жить то, что живет; двигаться то, что движется; как не Тем, в Ком оно? Однако же все пребывает с Ним не таким образом, как было сказано Ему: //Я всегда с Тобою// [[old:ps:072:23|(Пс. 72:23)]]; и Он не есть со всем тем образом, каким мы говорим: «Господь с вами». Для человека поэтому было бы великим несчастьем не быть с Тем, без Кого он не может быть. Ибо, несомненно, он не без Того, в Ком он, но все же, если он не помнит, не понимает и не любит Его, он не с Ним. //**О Троице.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас** См. Толкование на [[new:act:17:22#blzh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 17:22]] ===== Ориген ===== Ст. 27-28 **дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род"** //Близок Ты, Господи, и все заповеди Твои – истина// [[old:ps:118:151|(Пс. 118:151)]]. В другом месте Бог говорит: "Я – Бог вблизи, а не Бог вдали, говорит Господь" (ср. [[old:ier:23:23|Иер. 23:23]]). Ибо сила Бога везде по слову творения и провидения. И зная это, Павел, обращаясь к афинянам, как написано в Деяниях, говорит: "Мы ищем Бога, находящегося **недалеко от каждого из нас: ибо Им мы живем, и движемся, и существуем**, и //Дух Господа наполняет вселенную//" [[old:prs:01:07|(Прем. 1:7)]]; вот таким образом Он приближается. Но если и мы не будем действовать, когда Он приближается, мы не насладимся Его близостью. Поэтому грешники далеко отстоят от Бога: //Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут// [[old:ps:072:27|(Пс. 72:27)]], а праведник приближается к Богу. Ибо не только Творец находится с ними, но и они причастны Творцу; "Моисей один приближается к Богу, они же не приближаются" (см. [[old:ish:24:02|Исх. 24:2]]). В соответствии со свободным выбором и совершенством, приблизившийся к Богу есть тот, о ком говорит Павел: //А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом// [[new:1kor:06:17|(1 Кор. 6:17)]]. //**Палестинские катены на Псалом 118.**// ---- //Для чуждых закона - как чуждый закона// [[new:1kor:09:21|(1 Кор. 9:21)]]; он пришел в Афины, нашел там философов; он не использовал пророческие слова или из закона, но, если у него было какое-то знание от полученного ранее образования, то, вспомнив о нем, он обратился к афинянам. Ибо он говорил, **как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: мы Его и род**. Там для //чуждых закона// он стал чуждым закона, //чтобы приобрести чуждых закона// [[new:1kor:09:21|(1 Кор. 9:21)]]. И снова он говорит: //Проходя и осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедаю вам// [[new:act:17:23|(Деян. 17:23)]]. И через это он начинает передавать богопочитание. //Для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона перед Богом// [[new:1kor:09:21|(1 Кор. 9:21)]]. Я не делал некое беззаконие тем, что соглашался с ними, но следил за самим собой, подзаконным Христу, //чтобы приобрести чуждых закона// [[new:1kor:09:21|(1 Кор. 9:21)]]. //**Гомилии на Первое послание Павла к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас** Высшая цель человека и человечества – искание Бога, вступление в живое сердечное общение с Ним, для чего дарованы человеку не только такие верные руководства, как Слово Божие, но и собственные внутренние указания и влечения, от едва уловимых и осязаемых, до самых надежных и очевидных, объясняющихся столь непосредственною близостью Божества к каждому из нас. [<10>]