[<10>] ====== Толкования на Деян. 19:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса** См. Толкование на [[new:act:19:01#svt_ioann_zlatoust|Деян. 19:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса** См. Толкование на [[new:act:19:01#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 19:1]] ===== Тертуллиан ===== **Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса** Крещение, возвещенное Иоанном, уже тогда вызвало вопрос, Самим Господом предложенный фарисеям: небесное это было крещение или только земное [[new:mf:21:25|(Мф. 21:25)]]? На это они не могли ответить твердо, ибо не понимали, потому что не верили. Мы же, − сколь бы мала ни была наша вера, а значит, и понимание − все же способны определить, что это крещение было Божественным, хотя и не по действенности, а по поручению. Ибо читаем, что Иоанн был послан Господом для исполнения этой обязанности, − впрочем, человеческой по своему существу. Он не совершал ничего небесного, но служил небесному, то есть проповедовал покаяние, что вполне по силам человеку. А книжники и фарисеи, не захотевшие поверить, и не нуждались в покаянии. Так что если покаяние есть свойство человеческое, то и крещение Иоанново должно было обладать тем же свойством. Если бы оно было небесным, то даровало бы Духа Святого и отпущение грехов. Но никто не отпускает грехов и не дарует Дух, кроме одного Бога. Даже Сам Господь говорил, что Дух сойдет не прежде, чем Сам Он взойдет к Отцу. А то, чего еще не свершил Господь, конечно, не по силам служителю. Кроме того, мы и в Деяниях Апостолов находим, что принявшие крещение от Иоанна не обрели Духа Святого, о Котором и слыхом не слышали. Следовательно, не было небесным то, что не являло небесного. //**О крещении.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса** Он говорит, что это крещение дает не прощение грешников, но только покаяние. Ибо, как обрезание являлось у патриархов знаком их веры, так и это омовение раскаивающийся народ воспринял как единственный знак своего обетования; что, однако, показывает образ Христова крещения, которым дается прощение грехов. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса** **Крещение покаянья** [[new:mk:01:04|(Мк. 1:4)]]; ср. [[new:mf:03:11|(Мф. 3:11)]] и др. в знак доброй перемены в образе мыслей и жизни, в знак твердого намерения, по покаянии и исповедании грехов, отказаться от прежней греховной жизни и превратного образа мыслей и начать жизнь Богоугодно, в готовности вступить в Царство Мессии. По толкованию блаж. Феофилакта "Предтеча проповедовал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и принявши Христа, получили оставление грехов". Почему этого крещения было недостаточно, и крестившиеся //"во Иоанново крещение"// вновь //"крестились во имя Господа Иисуса"//? Потому, что первое крещение не давало положительного содержания для духовной жизни крещаемого, а второе, сообщая благодать отпущения грехов, имело значение действительного и существенного перерождения духовной природы крещаемого. В отношении ко второму, христианскому, первое, Иоанново крещение имело значение приготовительное, располагая и приготовляя к вере в Господа Иисуса, крещение в Которого имело, впрочем, совершенно самостоятельное и окончательное значение. [<10>]