[<10>] ====== Толкования на Деян. 19:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 21-40 **Когда же это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим. И, послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста, сам остался на время в Асии. В то время произошел немалый мятеж против пути Господня, ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная. Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская! И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище. Когда же Павел хотел войти в народ, ученики не допустили его. Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище. Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались. По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу. Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская! Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета? Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво. А вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили. Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга. А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании. Ибо мы находимся в опасности – за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище. Сказав это, он распустил собрание** Пробывши довольно времени в городе (Ефесе), (Павел) опять хочет идти в другое место. Потому посылает Тимофея и Ераста в Македонию, а сам остается в Ефесе. Как же он, прежде вознамерившись отправиться в Сирию [[new:act:18:18|(Деян. 18:18)]], опять возвращается в Македонию? Это – с целью показать, что он делал все не собственною силою. Вместе с тем предсказывает и будущее: "**я должен**", говорит, "**видеть и Рим**". Это сказал он, может быть, желая утешить (учеников) известием, что он не останется (в Иерусалиме), но опять придет к ним, и таким предсказанием ободрить души их. Отсюда я заключаю, что он в Ефесе написал послание к коринфянам, в котором говорит: //"мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии"// [[new:2kor:01:08|(2 Кор. 1:8)]]. Он обещал прибыть в Коринф, и потому извиняется в своем замедлении и указывает на иску­шение, разумея поступок Димитрия. На этот же поступок ука­зывает и (писатель) в словах: "**в то время произошел немалый мятеж против пути Господня**". Опять опасность, опять смятение. Видишь ли превосходство (Павла)? Совершились двойные знамения, а они противоречили. Так чрез все сплетаются события. "**Ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная**". "**Делавший**", говорит, "**серебряные храмы Артемиды**". Неужели у них были серебряные храмы? Вероятно, это были небольшие кивории (подобия храма). В Ефесе Артемида была в большой чести, так что когда храм ее был сожжен, то (жители) до того огорчились, что запретили даже произносить имя виновника этого пожара. Смотри, как идолослужение везде поддерживается корыстью. И те из корысти (восставали на Павла, [[new:act:16:16|Деян. 16:16]]), и этот из корысти; не потому, что их богопочтению угрожала опасность, но потому, что они лишались возможности прибытка. Посмотри и на злобу этого человека: он был богат, и для него не было бы от того большого вреда; более могли потерять прочие, которые были бедны и содержались дневными трудами, и, однако, они не говорят ничего, а только – он. Сообщников своих по ремеслу он делает сообщниками возмущения. Пре­увеличивает опасность: "**это нам угрожает тем**", говорит, "**что не только ремесло наше придет в презрение**". Это значит почти тоже, что: нам, при нашем ремесле, угрожает опасность умереть с голоду. Сами слова его могли бы обратить их к благочестию, но они, как люди низкие и невежественные, тотчас возмущаются, не думая, что если этот человек (Павел) столь силен, что всех обращает и самому почитанию богов угрожает опасностью, то как велик должен быть Бог его. Он может даровать нам гораздо более того, за что мы опасаемся. К этому он мог предрасположить души их словами: "**не суть боги, делаемые руками человеческими**". Заметь, чем огорчаются эллины: тем, что было сказано: "**делаемые руками человеческими не суть боги**". Он постоянно склоняет речь к своему ремеслу. Потом, чтобы еще более раздражить их, говорит; "**не только ремесло наше придет в презрение**", – т. е., не говоря уже о прочем, – "**но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить**". А чтобы показать, будто он говорит это не из корысти, смотри, что прибавляет: "**которую почитает вся Асия и вселенная**". Видишь ли, как он свидетельствует о превосходстве силы Павла, как слабы и ничтожны все прочие, если человек гонимый и занимавшийся скинотворством мог сделать так много? Так, сами враги свидетельствовали в пользу апостолов. Там они говорили: //"наполнили Иерусалим учением вашим"// [[new:act:05:28|(Деян. 5:28)]]; здесь: "**и испровергнется величие**" Артемиды. Прежде говорили: //"эти всесветные возмутители пришли и сюда"// [[new:act:17:06|(Деян. 17:6)]]; а теперь: "**ремесло наше придет в презрение**". Так и иудеи говорили о Христе: //"весь мир идет за Ним"// [[new:in:12:09|(Ин. 12:19)]], и //"придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом"// [[new:in:11:48|(Ин. 11:48)]]. "**Выслушав это, они исполнились ярости**". Когда произошла ярость? Когда услышали об Артемиде и о прибытке. Таково свойство простого народа: он увлекается и раздражается случившимся. Потому (с ним) надобно поступать во всем осмотрительно. Заметь, как они были легкомысленны, так что готовы склоняться на все. "**Выслушав это, они исполнились ярости**", говорит, "**и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская! И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище**". Опять нападают без причины, подобно как иудеи на Иасона [[new:act:17:06|(Деян. 17:6)]], и готовы на все: так мало они думали о благородстве и чести! "**Когда же Павел хотел войти в народ, ученики не допустили его. Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище**". Просили потому, что там было собрание людей беспорядочных, готовых решиться на все по безумному увлече­нию. И Павел повинуется: он не был ни тщеславен, ни че­столюбив. "**Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались**". Такова толпа: устремляется на все без рассужде­ния, подобно огню, устремляющемуся на дрова. "**По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу**". Иудеи вмешались в дело по смотрению (Божию), чтобы после они не могли ничего ска­зать против этого. Вызывается (Александр) и говорит, а что – послушай. "**Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу. Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!**" Подлинно, детский у них ум! Как бы опасаясь, чтобы не исто­щилось их благочестие, они кричат непрестанно. Два года про­был там (Павел), и, смотри, сколько еще было эллинов. "**Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?**". Таким предисло­вием он утешил их ярость. "**И Диопета**". Говорит это, как будто дело не было ясно само по себе. Диопетом назывался другой храм, или Диопетом они называли изобра­жение Артемиды, как будто эта глина ниспала от Юпитера, а не сделана людьми, или так называлось у них другое какое-нибудь украшение. "**Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво. А вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили**". Следовательно, все (сказанное против апостолов) ложно; он говорит это к народу, чтобы успокоить его. "**Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга. А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании. Ибо мы находимся в опасности – за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище. Сказав это, он распустил собрание**". Говорит о закон­ном собрании; по закону их, в каждый месяц происходили три собрания, а это было незаконное. Потом устрашает их, говоря: "**быть обвиненными в возмущении**". Но обратимся к вышесказанному. "**Когда же это совершилось**", говорит (писатель), "**Павел положил в Духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим**". Делает это не по человеческому усмотрению, но "**в Духе",** по внушению которого и решается идти. Это означает слово: "**положил**"; оно имеет именно такой смысл. А почему он посы­лает Тимофея и Ераста, об этом не говорится; но мне ка­жется, что и об этом надобно сказать: "**в Духе**". //"И потому, не терпя более"// (говорит Павел), //"мы восхотели остаться в Афинах одни"// [[new:1sol:03:01|(1 Фес. 3:1)]]. И, смотри, посылает двоих из служа­щих ему, чтобы они возвестили о его прибытии и сделали (тех) более готовыми. А сам долее всех остается в Азии; и справедливо, – потому что там было многочисленное общество фило­софов. Пришедши туда, он опять беседовал с ними, по­тому что там было великое суеверие. "**Некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите**", – так это было общеизвестно! – "**этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей**". Не насилием (он действовал), если "**убеждениями**". Так и должно убеждать город. Потом говорит о том, что касается их: "**что делаемые руками человеческими не суть боги**". Что это значит? Он уничтожает, говорит, наше ремесло. А чтобы они не подумали и не ска­зали, что один человек делает такие дела, и что если он имеет такую силу, то должно повиноваться ему, прибавляет: "**которую почитает вся Асия и вселенная**". Они думали, что крик их может воспрепятствовать Духу Божию: настоящие дети были эллины! "**А это нам угрожает тем**", говорит, "**что не только ремесло наше придет в презрение**". Если же от этого занятия зависит ваше благосостояние, то как мог убедить человек незнатный? Как он мог преодолеть такой обычай? Какими делами, или какими словами? Поистине это – дело не Павла, не человека. И доста­точно было сказать, "**не суть боги**". Если же так легко было ниспровергнуть это нечестие, то давно следовало отказаться от него; а если бы оно было сильно, то невозможно было бы так скоро ниспровергнуть его. "**Не только**", говорит, "**ремесло наше придет в презрение**". Прибавляет это, как бы намереваясь сказать нечто более важное. "**Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!**". А у них в каждом городе были свои боги. Они были в таком состоянии, как будто кри­ком своим хотели восстановить ее почитание и уничтожить все, сделанное (Павлом). Такова беспорядочная толпа! "**Когда же Павел**", говорит (писа­тель), "**хотел войти в народ, ученики не допустили его**". Павел хотел идти и говорить речь; он и самыми смятениями пользо­вался, как случаями к научению; но ученики не допустили его. Смотри, какое они везде имели о нем попечение. И прежде они удаляли его, чтобы ему не было нанесено смертельного удара, [[new:act:17:15|(Деян. 17:15)]], и теперь удержали, хотя и слышали, что ему еще должно видеть Рим. Предусмотрительно он предсказал им об этом, чтобы они не смущались такими событиями. Но они не хотели, чтобы он потерпел что-нибудь. "**Также и некоторые**", го­ворит (писатель), "**из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище**". Зная его ревность, они умоляли: так любили его все верные! Для чего, скажешь, Александр хотел говорить речь? Разве и он был обвиняем? Для того, чтобы найти случай все рассеять и угасить ярость народа. Видишь ли, как велико было неистовство? Хорошо и вразумительно гово­рит книжник: "**какой человек не знает**" Ефесский град? Говорит о том, за что они опасались; как бы так говорит: разве вы не почитаете этой богини? Не сказал: кто не знает Артемиды? – но: "**город Ефес**", желая угодить им. "**Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво**". Здесь уже укоряет их и как бы так гово­рит: чего вы ищете, как будто это неизвестно? Очевидно, что оскорбление касается богини. Благочестие они желали сделать предлогом для своей выгоды. Потому он незаметным обра­зом укоряет их и показывает, что они собрались безрассуд­но. "**И не поступать**", говорит, "**опрометчиво**". Этими словами вы­ражает, что они поступили необдуманно. "**Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы**". И здесь уко­ряет их и показывает, что из-за частных несогласий не сле­довало делать общего собрания. "**Ибо мы находимся в опасности**", говорит, "**за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении**". Этим приводит их в великое недоумение. "**Так как нет никакой причины**", говорит, "**которою мы могли бы оправдать такое сборище**". Смотри, как благоразумно, как мудро говорят неверные. Таким образом, он укротил ярость их; как легко она возбуждается, так легко и укрощается. "**Сказав это, он распустил собрание**", говорит (писатель). //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Когда же это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим** См. Толкование на [[new:act:19:19#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 19:19]] ===== Лопухин А.П. ===== **Когда же это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим** **Прошедши Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим**. Из посланий апостола ([[new:1kor:16:01|1 Кор. 16:1]] и д.; [[new:2kor:08:start|2 Кор. 8 гл.]]; [[new:rim:15:25|Рим. 15:25]] и д.) видно, что этот путь апостола сопровождался собиранием милости для Церкви Палестинской, на что указывал он и далее в своей речи [[new:act:24:17|(Деян. 24:17)]]. **Я должен видеть в Риме**. Это намерение Павла Господь после одобрил Сам, как согласовавшееся с Его волею [[new:act:23:11|(Деян. 23:11)]]. [<10>]