[<10>] ====== Толкования на Деян. 20:28 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею** См. Толкование на [[new:act:20:17#svt_ioann_zlatoust|Деян. 20:17]] **//Толкование на Деяния.//** ---- Ст. 28-31 Что же случилось? Почему ты увещеваешь? Не предвидишь ли какого-нибудь бедствия? Не предусматриваешь ли чего-нибудь страш­ного? Нет ли какой-нибудь опасности, какого-нибудь несчастья, какой-нибудь войны? Скажи нам; ты стоишь выше нас, и не только видишь настоящее, но прозираешь и будущее. Итак скажи: для чего ты возвещаешь это и увещеваешь? **«Я знаю, что, по отшествии моем**, – говорит он, –** войдут к вам лютые волки, не щадящие стада»**. Видишь ли, как он, о чем я говорил, беспокоится и боится не за тех только, которые были в его время, но и за тех, которые имели быть после его отшествия? **«Войдут к вам... волки»**, говорит; и не просто:** "волки"**, но: **«лютые волки, не щадящие стада»**. Двоя­кое бедствие: отсутствие Павла и нападение волков; и нет налицо учителя, и явятся развратители. Посмотри на злобу зве­рей и на лукавство нечестивых людей: они подстерегли отсут­ствие учителя, и тогда напали на паству. Что же? Ты оставляешь нас беззащитными и предсказываешь одни только бед­ствия, а не придумываешь никакого утешения? Но, поступая так, ты еще более увеличиваешь страх, смущаешь души, ослабляешь силы, расслабляешь руки слушателей. Поэтому он наперед и напомнил им о Духе: **«Дух Святый поставил вас блюстителями»**. Хотя не будет Павла, гово­рит он, но будет присутствовать Утешитель. Видишь ли, как он окрылил их душу, напомнив о Божественном Учи­теле, при помощи Которого и он сам был силен, присут­ствуя там? Для чего же он приводит их в страх? Для того, чтобы с другой стороны прогнать беспечность. Советующий должен делать и то и другое, и не допускать слушателя до са­монадеянности, чтобы он не сделался беспечнейшим, а с дру­гой стороны – не устрашать только, чтобы он не впал в отчаяние. Итак, напомнив о Духе, он предостерег от отчаяния, а сказав о волках, предостерег от беспечности. **«Войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; посему бодрствуйте»** говорит, вспоми­найте обо мне. Действительно достаточно было для ободрения – вспоминать о Павле. Но не просто о нем самом вспоминать уве­щевает их, а вспоминать о делах его. А что он не просто увещевал вспоминать о нем, но чтобы, вспоминая, они подра­жали ему, видно из слов, какие он прибавил слушателям: **«памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас»**. Я желаю, говорит, чтобы вы вспоминали не просто обо мне, но и о времени, и учении, и усердии, и слезах, и всех этих воздыханиях. Как родственники больных, не успевая многими и длинными речами своими убедить их – принять пишу и лекарства, свойственные больным, плачут, чтобы ско­рее преклонить их, так и Павел поступал с учениками: когда видел, что слово учения действует слабо, тогда упо­треблял врачество слез. **//Беседа на апостольские слова: знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею** **Дух Святый постави епископы**. Это учение веры. В епископе не должно видеть только начальника, подобнаго поставленным человеческою властию, исполнителя правил и законов, блюстителя порядка и благоустройства. Это не все. Епископ есть орудие Духа Святаго. Начало его начальствования есть таинство. Действователь, поставляемый земною властию, получает от нея имя и право действовать: поставляемый небесною властию приемлет от нея не только имя, но и силу, не только право действовать, но и вышнее содействие. Дух Святый не удаляется от поставленнаго Им, если сей не уклоняется от Него. Итак епископ всемерно должен иметь ум и сердце горe, как сосуды, верою и молитвою открытые к вышнему Источнику света и силы. **Дух Святый постави епископы**. Это учит также страху Божию. Если поставленный земною властию действователь совестится не угодить начальству доброму, страшится подвергнуться прещению начальства строгаго: с каким страхом поставленный небесною властию должен проходить свое служение, чтобы не лишиться благоволения Духа Утешителя, чтобы не подвергнуться осуждению от Всеправеднаго и Всемогущаго! **Дух Святый постави епископы**. Сие же слово, если отяготеет над нами страх, может облегчить нас надеждою. Дух Святый творит Свое дело, конечно, не для того, чтобы оное пренебречь и отвергнуть, но чтобы поддержать и сохранить. Кого он призвал, и поставил в служение благодати, в том Он, конечно, не отчаялся: да не отчаяваемся и мы в продолжении благодати Его. Чтобы спасительный страх пред великою обязанностию пасти Церковь Господа и Бога, не был ослабляем чрезмерною надеждою или самонадеянием, чтобы в надежду не вкралась безпечность, чтобы многочисленныя внешния отношения пастыря к пастве не развлекали его, и не ослабляли внутренняго отношения его к Духу Святому, его поставившему, – предостерегая от сего, Апостол говорит пастырям: **внимайте себе**. Бодрствуйте над собою, поставленные на страже дома Божия: предавшись дремоте и сну, не сбережете ни себя, ни дома, вам ввереннаго. Осторожно наблюдайте за чистотою ваших мыслей и желаний, намерений и дел; светильник закона Божия и слова Христова, да освещает ваше внутреннее и внешнее, и да удаляет от вас мрак и зло. Только внимающий себе пастырь способен с истинною пользою пещись о стаде. Посему и говорит Апостол: внимайте, во первых себе, а потом стаду. Что значит: **внимать стаду**? – разсудительно и неослабно пещись о словесных овцах, подобно как добрый пастырь печется о безсловесных. Води овец на тучную пажить: то есть, питай души пасомых здравым учением истины и жизни христианской. Стреги овец от волков; то есть, охраняй православных от ересей и расколов. Ищи овец заблудших: то есть, старайся привести в Церковь блуждающих вне ея. Врачуй овча болящее, то есть, грешника увещанием к исправлению, и покаянием. Стань против овнов крепких, бодущих и реющих, и подъими овча немощное: то есть, дерзай поставить слово правды против неправды сильных, и словом утешения и делом помощи поддержи нищаго, оскорбляемаго, унывающаго. Труден подвиг, особенно когда овны бодущие и против пастырей обращают роги, когда больныя овцы, не приемля врачевания, думают сами врачевать пастырей, когда и у тех, которые должны быть не от мира, мир уже не ныне вынудил слишком много снисхождения к нему, и даже преклонил их иное заимствовать от него. **//Речь к Преосвященному Леониду, новорукоположенному Епископу Дмитровскому. 1859 г.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею** **Внимайте убо себе и всему стаду**, потому что спасительная польза состоит не в том только, чтобы исправлять других (боюсь, говорит апостол, //да не како иным проповедуя, сам неключим буду// [[new:1kor:09:27|(1 Кор. 9:27)]]), ни в том, чтобы заботиться только о себе, потому что таковой - самолюбец, ищет только своей выгоды и подобен зарывшему свой талант в землю. **Внимайте себе** - это не потому, что спасение себя предпочтительнее спасения стада, но потому, что, когда мы внимаем себе, тогда и стадо получает пользу. **В немже вас Дух Святый постави епископы**. Вы получили, говорит, хиротонию от Духа. Замечательно, что тех, кого выше назвал пресвитерами, здесь называет епископами. Это или потому, что и на пресвитерах лежит обязанность наблюдать за словесными стадами Церкви, наблюдать, чтобы не ослабел кто верою, не томится ли кто голодом или жаждою, или не нуждается ли кто в каком-либо замечании или обличении, как заповедует сам же Павел: //обличи, запрети, умоли// [[new:2tim:04:02|(2 Тим. 4:2)]]; или же апостол епископами здесь и называет епископов. **Юже стяжа кровию своею**. Немаловажным вещам угрожала опасность, если Господь не пощадил даже крови своей. Да, чтобы примирить врагов, Он пролил даже собственную кровь; ты же можешь удержать их, когда они сделались уже друзьями. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею** Он сказал раньше, что эфесские пресвитеры были позваны в Милет, и теперь он их называет **епископами**, то есть блюстителями. Ведь один город не мог иметь многих епископов, но тех пресвитеров, как истинных священнослужителей, он называет епископами, ибо это звание является смежным и во многом практически одинаковым. Он не побоялся говорить о крови Божьей из-за единства ипостаси в двух природах одного и Того же Иисуса Христа, о чем было сказано: //Сын Человеческий, сущий на небесах// [[new:in:03:13|(Ин. 3:13)]]. Значит, пусть Несторий перестанет отделять Сына Человеческого от Сына Божия и делать себе двух Христов. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Дидим Слепец ===== **Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею** **Внимайте себе и всему стаду**. <...> Так как некто получает епископство от Духа Святого не благодаря природе, но благодаря особой добродетели, подаваемой нам от Него, то возможно, что занимающий такой пост, падет, если не будет внимателен. Ибо если бы кто-то по своему сущностному устроению назначался пастырем Церкви, то он незыблемо занимал бы тот пост, который получил. Это говорит о том, что епископы должны внимать не только самим себе, но **и всему стаду, которое приобрел** Спаситель **Своей кровью**. И как, внимая самому себе и оберегая свою добродетель и благочестие, он не падет и не устремится говорить искаженных речей лжеучения или ереси, чтобы привлечь Христовых учеников к подражанию себе и к следованию за собой, так же он должен внимать и стаду, отгоняя от него хищных волков-лжеапостолов, живущих для причинения вреда овцам... Поставленный Духом руководить Церковью, являясь хорошим пастырем, отгоняет таких волков, тогда как наемник, не будучи пастырем, бежит, когда приходит волк, чтобы рассеять и погубить овец. Наемник, а не пастырь, - ради выгоды и денег поставленный над общим, а не ради пользы. Надо знать, что **Святой Дух ставит** пастырей и **епископов** для Церкви, как и //Бог ставит в Церкви во-первых, апостолов// [[new:1kor:12:28|(1 Кор. 12:28)]]. //**Катены на Деяния Апостолов.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею** **Внимайте себе**: заботьтесь о себе, т.е. заботьтесь о своем спасении, чтобы всегда хранить чистую веру и проводить святую жизнь, удаляясь всяких лжеучений и всяких пороков. Кто не заботится о самом себе; кто не ищет собственного спасения: тот не может, как должно, заботиться и о спасении других; тот не может преподавать им истинное, Божественное учение и внушать им христианские добродетели. **Внимайте – и всему стаду**. Заботьтесь о спасении общества верующих в Иисуса Христа, в котором вас Дух Святый поставил епископами (блюстителями или попечителями), пасти, т.е. научать и руководить Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею. Два великие побуждения **внимать себе и всему стаду**: первое – то, что они, епископы, поставлены на эту должность Духом Святым; второе – то, что они поставлены пасти **церковь Господа и Бога, юже стяжа кровью своею**. Какие побуждения могут быть выше и святее сих? **Внимайте – и всему стаду**. Церковь Христова или общество верующих в Иисуса Христа называется **стадом**; а его епископы или блюстители именуются пастырями по некоторому внешнему сходству общества верующих со стадом, и его блюстителя – с пастухом стада. Это сравнение встречается и в других местах священного Писания [[new:lk:12:32|(Лк. 12:32; ]][[new:in:10:03|Ин. 10:3]] и след.). **В немже вас Дух Святый постави епископы**. Правильно избранного епископа или пресвитера чрез архиерейское рукоположение таинственно утверждает в его звании Дух Святый. Как выше [[new:act:20:17|(ст. 17)]], в словах: //призва пресвитеры церковные//, надобно разуметь //старейшин церкви//, т. е. пресвитеров или священников и епископов: так в настоящем месте под **епископами** надобно разуметь и пресвитеров, или священников, и епископов. Название пресвитеров и епископов в первенствующей Церкви заменялось одно другим; потому что епископы исполняли обязанности и пресвитеров, а пресвитеры разделяли попечение о пастве с епископами, или были их сотрудниками [[new:1pet:05:01|(1 Петр. 5:1)]]. **Пасти церковь Господа и Бога** значит охранять, наставлять и руководить общество верующих в Господа и Бога Иисуса Христа, как в обыкновенном смысле пасти стадо значит охранять стадо от опасностей и доставлять ему питание на пажити. **Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею**, – «которую Он приобрел Себе кровью Своею». Господь и Бог Иисус Христос своими страданиями и крестною смертью приобрел Себе общество верующих в Него, или святую Церковь. Если бы единородный Сын Божий, Богочеловек Иисус Христос, своими страданиями и крестною смертью не принес умилостивительной жертвы за грехи мира: то не было бы и благодатной Церкви Христовой на земле, не было бы открыто и пути ко спасению чрез веру в Иисуса Христа; не было бы ни спасительной благодати, ни спасительных таинств; не было бы Апостолов; не было бы Евангельской проповеди, всех призывающей на путь спасения. //Сын человеческий//, учит Иисус Христос, //не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих// [[new:mf:20:28|(Мф. 20:28)]]. Апостол пишет: //Христос, Архиерей грядущих благ, вниде единою во святая, вечное искупление обретый// [[new:evr:09:11|(Евр. 9:11,]][[new:evr:09:12| 12)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею** **Внимайте себе** - это не потому, что спасение себя предпочтительнее спасения стада, а потому, что когда мы внимаем себе, тогда и стадо получает пользу" (Феофил). **Дух Святый поставил вас** - не человеками поставлены вы, но Духом Святым через избрание и рукоположение [[new:act:14:23|(Деян. 14:23)]], и в этом особенное побуждение внимать себе и всему стаду. **Блюстителями** - episkopoV... - епископами. Речь говорится к пресвитерам, но называются они епископами по тождеству некоторых их обязанностей, и обязанностей существенных, лучше выражаемых словом епископ, нежели пресвитер. Это не значит, чтобы епископы и пресвитеры не различались тогда по своему значению, обязанностям и правам в церкви, хотя несомненно, что не различались иногда по названию (ср. Феофил. ). Тот же апостол строго различает их, когда присвояет только епископу власть и право рукополагать пресвитера и судить его [[new:tit:01:05|(Тит. 1:5;]] [[new:1tim:05:22|1 Тим. 5:22,]] [[new:1tim:05:19|19)]]. Под образным выражением "пасти церковь" - стадо Божие [[new:in:10:01|(Ин. 10:1]] и д. ; [[new:in:21:15|Ин. 21:15-17)]] означаются обязанности пресвитеров, как учителей веры и нравственности вверенного им частного христианского общества [[new:1tim:05:17|(1 Тим. 5:17;]] [[new:1tim:03:02|3:2;]] [[new:ef:04:11|Еф. 4:11;]] [[new:1pet:05:02|1 Пет. 5:2)]], вообще - как надзирателей и охранителей стада от волков и всего, что вредно для стада. **Которую Он приобрел кровию Своею**. Ср. [[new:ef:01:14|(Еф. 1:14;]] [[new:tit:01:14|Тит. 1:14;]] [[new:1pet:02:09|1 Пет. 2:9;]] [[new:1kor:06:20|1 Кор. 6:20)]]. "Много убеждения в словах, которые показывают драгоценность предмета, и немалой мы подвергаемся опасности, если Господь для Церкви не пощадил собственной крови, а мы не имеем никакого попечения о спасении братии" (Злат.). [<10>]