[<10>] ====== Толкования на Деян. 20:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада** См. Толкование на [[new:act:20:17#svt_ioann_zlatoust|Деян. 20:17]] **//Толкование на Деяния.//** ---- См. Толкование на [[new:act:20:28#svt_ioann_zlatoust|Деян. 20:28]] **//Беседа на апостольские слова: знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 29-31 **Аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада: И от вас самех востанут мужие глаголющии развращеная, еже отторгати ученики в след себе. Сего ради бдите, поминающе, яко три лета нощь и день не престаях уча со слезами единаго когождо вас** Двоякое несчастие: с одной стороны то, что его не будет, с другой - то, что иные будут нападать и притом, - что особенно горько, - из вас самих. Тяжело бывает, когда происходит междоусобная война. **Отторгати ученики в след себе**. Цель еретиков стараться привлечь народ не к Господу, а к себе, чтобы польстить своему тщеславию, когда привлеченные ими будут носить имя того, или другого еретика, как от Манеса - манихеи, от Ария - ариане и другие виды ересей. Вот что значит **отторгати ученики в след себе**. Поэтому, умеряя, еще ранее, их ревность, Павел поносит и прощает тех, которые говорили, //аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов// [[new:1kor:01:12|(1 Кор. 1:12)]]. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Ориген ===== **Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада** Но если ты дотронешься до пойманного диким зверем, то будешь нечист [[old:lev:05:02|(Лев. 5:2)]]. Кто есть дикий зверь? Лев или волк, похищающий людей или животных? Я думаю, что дикий зверь - это тот, о ком говорит апостол Петр, //что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою// [[new:1pet:05:08|(1 Пет. 5:8-9)]]. И опять, это те, о ком говорит апостол Павел: **по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада**. Значит, если ты увидишь пойманного этими дикими зверями, не следуй за ним, не прикасайся к нему, чтобы и ты не сделался нечистым. Кроме этого, существуют и другие нечистые животные, к трупам которых запрещено прикасаться. Нечистыми животными являются люди, находящиеся вне Христа, у которых нет никакого разума или благочестия. Значит, если ты увидишь их трупы, то есть грехи, говорит тебе Законодатель, не прикасайся к ним, не заражайся, не трогай. //**Гомилии на Книгу Левит.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== ** Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада** О том, что будут лжепророки и лжеучители, предсказывал неоднократно сам Иисус Христос [[new:mf:07:15|(Мф. 7:15;]] [[new:mf:24:11|24:11,]] [[new:mf:24:24|24;]] [[new:mk:13:22|Мк. 13:22,]] [[new:mk:13:23|23)]]. Об этом святой Павел говорил и в других посланиях [[new:1tim:04:01|(1 Тим. 4:1,]] [[new:1tim:04:02|2;]] [[new:2tim:03:01|2 Тим. 3:1]] и след.; [[new:2sol:02:03|2 Сол. 2:3-12)]]. Лжеучители, подобные лютым волкам, начали появляться в ограде Христовой Церкви очень рано. Апостол Павел в первом послании к Тимофею упоминает об Именее и Александре, отвергнувших веру и добрую совесть, которых он предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать [[new:1tim:01:19|(1 Тим. 1:19,]] [[new:1tim:01:20|20)]]. Иоанн Богослов упоминает в Откровении о развратных Николаитах, появившихся в церкви ефесской [[new:otkr:02:02|(Апок. 2:2,]] [[new:otkr:02:06|6)]], о последователях Валаама – в церкви пергамской [[new:otkr:02:14|(ст. 14)]] и о лжепророчице в церкви фиатирской [[new:otkr:02:20|(ст. 20)]]. **Внидут волцы тяжцы** – лютые волки: так называются лжеучители потому, что, как волки, похищают овец из стада, чтобы погубить их, как волки, развращая своим лжеучением и порочною жизнью, погубляют увлекаемых ими. Иисус Христос о таких лжеучителях говорит: //тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит// [[new:in:10:10|(Ин. 10:10)]]; //волк расхитит их и распудит// [[new:in:10:12|(ст. 12)]], волк расхищает овец и разгоняет их. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада** **По отшествии моем**. Представляется, что пребывание апостола среди малоазийских христиан было препятствием для волков вторгнуться в стадо, что они не смели напасть на это стадо, когда Павел был тут. Теперь апостол предсказывает "двоякое бедствие: и его не будет, и другие станут нападать..." (Злат.). "Не просто сказал - волки, но прибавил лютые, желая выразить их силу и свирепость, а что всего тяжелее, эти волки, говорит, от вас самих восстанут: это особенно тяжко, когда бывает междоусобная брань..." (Злат. ). Под именем лютых волков здесь разумеются лжеучители, лжеучение которых хуже всякого внешнего гонения будет расхищать стадо Божие, развращая и погубляя не тела, а самые души верующих. Нет сомнения, что Боговдохновенный взор апостола мог проникать в будущее без всяких указаний или признаков его в настоящем. Но, возможно, было и то, что само это настоящее уже носило в себе признаки тревожного будущего, что, может быть, еще укрывалось от других, менее проницательных, но не укрывалось от Павла. Он мог уже в это время примечать те семена, незаметные для других, из коих со временем должны были вырасти опасные плоды. Ефес был одним из центральных малоазийских пунктов, в котором приходили в соприкосновение важнейшие религиозные и философские системы востока и запада. Появления лжеучителей посему здесь естественнее всего было ожидать, особенно имея в виду то, что апостолу всего через каких-нибудь три года после сего уже пришлось писать против появившихся волков в Колоссах, а затем и в Ефесе (посл. к Тимофею). Следы появления лжеучителей в Ефесе в ближайшее к данному время подтверждаются также апокалипсическими письмами Иоанна Богослова, посланием Иуды и первым посланием Иоанна Богослова. Очевидно, предречение Ап. Павла исполнилось в точности. [<10>]