[<10>] ====== Толкования на Деян. 21:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел** См. Толкование на [[new:act:21:18#svt_ioann_zlatoust|Деян. 21:18]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел** См. Толкование на [[new:act:21:20#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 21:20]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 22-24 **Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон** Зная это, в случае нужды, двоякое отношение Павла к закону, Иаков и пресвитеры и предлагают ему вновь дать уверения пред лицом всего народа в своем уважении к закону - через совершение над собою обряда очищения, с установленными на сей случай обычаями, что Павел охотно исполнил, нисколько не вопреки своим убеждениям. **Есть у нас** - в нашей среде, среди христиан из иудеев. **Имеющие на себе обет** - из дальнейшего (острижение главы) видно, что это был обет добровольного назорейства ([[old:chis:06:start|Чис. 6 гл.]] гл. ; ср. [[new:act:18:18|Деян. 18:18]]). Обыкновенно он давался на 30 дней, но срок его мог быть уменьшен и до семи дней. Сущность обета - воздержание от вина и всего, что приготовляется из винограда; внешнее выражение - неострижение волос до окончания дней обета. Все это вполне сообразно с христианским духом и христианскою жизнью, при вере в Иисуса Христа. **Взяв их, очистись с ними**. Прими участие вместе с ними в установленных законом обрядах очищения, состоявших в омовении, молитве и особом приношении [[new:in:11:55|(Ин. 11:55)]], совершаемых иудеями пред большими праздниками. Не ясно, должен ли был Павел прежде этого принять на себя хотя однодневный обет назорейства, или имелось ввиду просто дать свидетельство о ревностном почтении к закону - принятием на себя издержек за бедных назореев, что было вполне достаточно для такового засвидетельствования, по мнению иудеев (Флав. Археол. XIX:6, 1; О войне Иудейской II:15, 1). **Чтобы остригли себе голову** - в знак окончания обета волоса остригались и сжигались в жертвенном огне [[old:chis:06:13|(Чис. 6:13-20)]]. **Продолжаешь соблюдать закон**. Этим вовсе не дается совета лицемерной исполнительности всех предписаний Моисеева закона. Достаточно хотя малого участия в исполнении его малой части, насколько требовало опровержение клеветы, будто Павел учит отступничеству и унижает весь закон Моисеев. Дух христианской свободы не нарушался добровольным исполнением не противных ему предписаний прежнего Богодарованного закона, пока это было нужно из снисхождения к немощным и для их спасения [[new:1kor:09:20|(1 Кор. 9:20)]]. [<10>]