[<10>] ====== Толкования на Деян. 23:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня** См. Толкование на [[new:act:23:01#svt_ioann_zlatoust|Деян. 23:1]] ===== Блаж. Августин ===== **Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня** Ведь показалось, что Павел говорит унизительные слова, когда, ударенный по приказу первосвященника рукой, сказал: **Бог будет бить тебя, стена подбеленная**, – что для непонимающих звучит как поношение, а для понимающих – как пророчество. **Стена подбеленная** – это лицемерие, то есть видимость, выставляющая вперед священническое достоинство и прячущая под этим именем, как под белым покрывалом, грязный позор.
 //**О нагорной проповеди Господа.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня** См. Толкование на [[new:act:23:01#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 23:1]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня** Павел так сказал не по душевному возбуждению, но сказал словно пророчествуя, так как образно этот первосвященник, который был сравнен с подбеленной стеной, должен был быть битым для уничтожения, ибо, когда апостолы проповедовали Евангелие, уже пришло новое священство Христа. И поэтому он сказал: **Бог будет бить**, а не: «пусть будет бить», указывая изъявительным наклонением на то, что это на самом деле произойдет, а не злобствуя посредством желательного наклонения. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Ориген ===== **Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня** См. Толкование на [[new:act:23:02#origen|Деян. 23:2]] ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня** **Бог будет бить тебя**. Это и укоризна, и пророческое предсказание, что Бог отмстит нанесенную обиду. И действительно, спустя несколько лет, в начале Иудейской войны, Анания погиб от руки сикариев, как изменник (Флав., О войне, II:17, 9). **Стена подбеленная** – образное обозначение пустоты и низости кажущегося величия (подобно выражению //гроб повапленный// [[new:mf:23:27|Мф. 23:27]]), извращения личности, лицемерия. "Стеной подбеленной называет его потому, что хотя Анания принимал светлый образ человека, который как бы защищает закон и судит по закону, но мысль его полна беззакония. Поэтому Павел и изобличает в нем лицемерный вид наружного расположения к закону" (Феофил). Некоторые сравнивают поступок Павла с подобным же случаем на суде Спасителя и находят, что Павел показал пример менее достойный для подражания, чем пример Спасителя. Так, блаж. Иероним, приводя укорительное выражение Павла, задается вопросом: "где же то терпение Спасителя, Который, будучи ведом, как агнец на заклание, не отверзает уст Своих, и так кротко спрашивает ударившего:// "если Я сказал худо, покажи, что худо, а если хорошо, что ты бьешь Меня?"// Но кто же осмелится произнести осуждение на действие апостола, сравнивая самообладание человеческое с самообладанием Богочеловека, Который, страдая телом, стоял превыше всякой плотской неправды и человеческой слабости!". Впрочем, сравнение здесь страдает важною неточностью, которая говорит немало в пользу Павла: Иисус Христос, во-первых, получил удары – не по приказанию Своих судей. Будь иначе – если бы удары были нанесены по приказанию Каиафы, кто знает, не указал ли бы и ему Спаситель на столь неприличное забвение первосвященником своего достоинства и прав судии? А затем не надо забывать и того, что Сам Господь, обличая лицемерие и дерзость, давал полную свободу Своему праведному гневу в других случаях. Должно думать также, что Павел поступил в сем случае не как обыкновенный человек, а как посланник Божий. А известно, что пророки имели право обличать всех в преступлениях [[old:3ts:18:18|(3 Цар. 18:18;]] [[old:4ts:03:13|4 Цар. 3:13;]] [[old:is:01:10|Ис. 1:10-23;]] [[old:iez:21:25|Езек. 21:25)]]. Последующее показало, что его укоризна действительно произнесена была в пророческом духе. Если указывают на заповедь Иисуса Христа о подставлении правой ланиты при ударении в левую [[new:mf:05:24|(Мф. 5:24)]], то не надо забывать, что сим требует Он от последователей Своих только удаления от мщения, а не такого молчания, коим питается дерзость людей беззаконных. Павел вернее всякого исполнял волю Господа в этом отношении, ибо сам свидетельствовал о себе: //"злословят, а мы благословляем; нас гонят, а мы терпим; хулят, а мы молимся"// [[new:2kor:04:12|(2 Кор. 4:12-13)]]. Но в настоящем случае он поступил не вопреки примеру Христа, Который также обличил несправедливость ударившего Его прежде осуждения. Если Павел как будто и извиняет далее свой поступок, то для того, чтобы устранить подозрение, будто бы он нарушил закон, повелевающий не злословить первосвященника (Иннокентий, еп. Херсонский). [<10>]