[<10>] ====== Толкования на Еф. 1:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем** См. Толкование на [[new:ef:01:07#svt_ioann_zlatoust|Еф. 1:7]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **cказав нам тайну воли Своея, по благоволению Своему, еже прежде положи в Нем** Здесь и далее — объяснение, чем открывается преумножение благодати в сообщении нам премудрости и разума: тем, что Бог благоволил сказать нам тайну воли Своея. «Или, говоря другими словами, открыл нам то, что у Него в сердце» (святой Златоуст). «Тайною воли Его назвал (Апостол) сокровенную волю» (Феодорит). — Никому бы не домыслиться до сей сокровеннейшей воли, а Бог благоволил открыть ее. И если открыл, то этим показал преизобильное Свое благоволение и любовь к тем, кому открыл, ибо тайны открываются только близким и искренним. Святой Златоуст взывает: «О, сколь великая любовь и доверие!» Какая это тайна? — Та, что Бог положил возглавить всяческая в Господе Иисусе Христе. Пришел Сын Божий, воплотился, пострадал, умер, воскрес, вознесся на небо и стал, яко Богочеловек, главою всего — и небесного, и земного. Из сих действий воплотившегося Сына Божия все почти явны сами собою, так что в сказывании о них ничего нет особенного, — все явно от воплощения до восседения одесную Отца. Что же не явно? — Возглавление всего в сем восседшем одесную Отца Богочеловеке. Это и есть именно сокровенная в Боге тайна, которую можно было не открывать без ущерба в деле спасения и которую Бог открыл только по преизбытку благодати Своей, и сим открытием преумножил и без того великое уже богатство благодати Своей. Сею тайною преимущественно занят Апостол во всем послании: ее он и здесь разумеет. Святой Златоуст говорит: «Тайна в том, что человек посажен горе». — Но этим и совершено возглавление всяческих. **Пo благоволению Своему.** Этим или то же выражается, что выше словами: //по благоволению хотения Своего// [[new:ef:01:05|(5)]]. Необходимости никакой не настояло сказывать эту тайну. Одно благоволение Божие благоволило сказать ее. Святой Златоуст говорит: «Это было сильное и сердечное желание Его — как-нибудь сказать нам тайну воли Своея». — Положил Бог столько благ даровать нам в Господе Иисусе Христе. Все вместе они выражают или составляют благоволение Божие к нам. По сей же полноте благоволения сказал Он и тайну воли Своей о возглавлении всяческих в Нем, — по тому закону благости, о коем говорит в другом месте Апостол: //како не и с Ним вся нам дарствует// [[new:rim:08:32|(Рим. 8, 32)]]. Или, поелику о таком благоволении уже было сказано в этом же пункте (ибо все идет один пункт), то здесь позволительно так читать: относительно, или по предмету, благоволения Своего, которое положил Бог в Господе из начала, от века. Что положил Бог совершить чрез Господа во спасение наше, все почти явно, и происходило воочию всех. Тайна же воли Божией во всем этом благоволении к нам — то, что в конце всего должно произойти из сего, быв предначертано из начала, последняя цель всего этого была сокрыта в Боге. Эту-то тайну относительно всего благоволения к нам и сказал Он — по преизбытку благодати, то есть что все сие творится затем, чтобы возглавити всяческая в Господе. //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем** См. Толкование на [[new:ef:01:03#prp_efrem_sirin|Еф. 1:3]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **во всякой премудрости и разумении, чтобы открыть нам тайну Своей воли** То есть благодать излил на нас для того, чтобы, сделав нас мудрыми и разумными, **открыть нам тайну воли**; он как бы говорил: тайны сердца Своего открыл нам. Или же таким образом: "чтобы показать нам тайну во всем разуме и мудрости", то есть глубину всякой мудрости и разума. Ибо врагов, притом презренных, удостоит столь великих благ и это в конце времен и чрез крест, не дело ли это великой мудрости? **по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем** Сделал же это как хотел, как **прежде положил** и предопределил **в Нем**, имеется в виду во Христе. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем** Прилежный читатель сейчас же возразит нам: если Павел //знал отчасти и пророчествовал отчасти// [[new:1kor:13:09|(1 Кор 13:9)]] и //теперь// видит //как бы сквозь стекло в гадании// [[new:1kor:13:12|(1 Кор 13:12)]], то каким образом как ему, так и ефесянам открыта тайна Божия //во всякой премудрости и разумении// [[new:ef:01:08|(Еф 1:8)]]?.. Можно сказать, что им была открыта тайна, но не в том смысле, что они во всякой премудрости и разумении тайну постигли, но что //Бог во всей премудрости Своей и разумении открыл// им //тайну//, насколько они могли усвоить. **//Комментарий на Послание к Ефесянам.//** ===== Ориген ===== **открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем** Исследуй различие предопределения и замысла и как замысел следует за предопределением. Итак, предопределение совершается согласно мыслям Бога, а согласно вещам предопределенным разворачивается и замысел, так чтобы они стали реальными и совершили предопределенное. //**Фрагменты на Послание к Ефесянам.**// ===== Марий Викторин ===== **открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем** Бог не только обладает волей, но и положил Свою волю во Христе. Ибо все совершается через Него, и нет в тайне [Бога] ничего, что не совершилось бы через Иисуса Христа. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Амвросиаст ===== **открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем** Так угодно было Богу, совет Которого не может быть изменен, чтобы явить во Христе мистерию воли Своей в то время, когда Он захотел открыть ее творению для познания. А воля Его была в том, чтобы приблизиться к пребывавшим в заблуждении - и на небе, и на земле. И тогда Он явил Христа, принесшего верующим дар прощения грехов через веру в Него. //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем** Новое доказательство любви Бога к людям. Бог открыл нам то, что составляло Его собственную тайну - тайну Его воли, что было тайно предрешено им относительно мира. Открыл Он эту тайну по благоволению Своему к людям, какое Он возымел к ним во Христе. Из этого мы можем заключать, что Бог теперь относится к нам как к Своим искренним друзьям, потому что тайнами делятся только те, кто стоит в дружеских отношениях между собою. См. также Толкование на [[new:ef:01:03#lopuxin_ap|Еф. 1:3]] [<10>]