[<10>] ====== Толкования на Еф. 1:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа** См. Толкование на [[new:ef:01:11#svt_ioann_zlatoust|Еф. 1:11]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **яко быти нам в похваление славы Его прежде уповавшим во Христа** **Похвала славы** — славного дела, совершенного Иисусом Христом. Они были первыми возвестителями о Нем. Можно сказать, что и доселе неверующие иудеи суть в похвалу славы Иисус Христовой, ибо у них пророческие книги, которые возвещают о Христе. Первые — верою прославили Христа, а эти — неверием прославляют, сами того не замечая и не хотя. Они исполняют, против воли своей, Божие предназначение. О славе Божией вообще от дела спасения, совершенного Господом, сказано выше, в [[new:ef:01:06|ст. 6]]; здесь частнее указывается, как иудеи послужили и должны были послужить к сей славе, чрез прославление верою своею Христа Господа. Они успели это сделать, яко уповавшие во Христа и чаявшие Его. Язычники, напротив, жили //упования не имуще// [[new:ef:02:12|(2, 12)]]. Впервые начали они оживляться благонадежием спасения чрез принятие Евангельской проповеди, исходившей из иудеев. Здесь в первый раз услышали они об Избавителе, в Коем чувствовали нужду, но о Коем ничего прежде не ведали, а потому и упования на Него определенного иметь не могли. Святой Златоуст останавливается при сем преимущественно на том, как Бог все делает по предвечным предначертаниям: «Поелику избравший есть Бог, то не случаю, значит, обязаны мы избранием, но получили наследство по прозрению. Он усмотрел нас прежде, чем сделал наследниками. Изумительно Божественное предведение, видящее все, прежде исполнения! — Кроме того, обрати внимание на то, как Апостол старается везде объяснить, что все дела устроились потому, что так именно они были предопределены издревле и что все совершено Им (Господом) согласно с этим предопределением... Он все предопределил искони и, кроме этого, не сделал ничего. Он действовал до конца по совету воли Своей. Значит, Он и язычников призвал вовсе не потому, что иудеи (не все иудеи) не послушались Его; Он не был к этому приведен или вынужден последними...» //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа** См. Толкование на [[new:ef:01:03#prp_efrem_sirin|Еф. 1:3]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== //Кого имеет в виду Апостол, когда пишет [в послании] к Ефесянам:// **которые ранее уповали на Христа**? Каждый из святых, живших до пришествия Господа — в какой бы добродетели он ни подвизался, — хотя и не познал всю тайну домостроительства Божия, но, естественно движимый из частичного [знания], уповал и ожидал, что поврежденную природу спасет Сам ее Сотворивший. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа** Чтобы, говорит, быть нам славой Его, — нам, возымевшим надежду на Христа, то есть уверовавшим во Христа и, прежде наступления будущего века, надеющимся на будущие для нас блага. Ибо слава и похвала благости Божией в том, чтобы спасти столь отчужденных. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа** Прежде необходимо уповать на Христа, т. е. следовать за Христом и верить, что все обещанное Им исполнится. И тогда мы сумеем **послужить к похвале славы** Божией. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Амвросиаст ===== **дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа** Павел говорит о том, что Бог [сначала] определил к проповеди тех, кто среди иудеев поверил во Христа. Потому никто из язычников не был призван в апостолы. И справедливо было избрать проповедников из тех, кто прежде уже надеялся на спасение, обетованное им во Христе. //**На Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа** См. Толкование на [[new:ef:01:11#lopuxin_ap|Еф. 1:11]] [<10>]